Рамадан – месяц воздержания
15 августа 2009
– Что нарушает пост? – спросили однажды пророка (мир ему и благословение Аллаха).
– Ложь и злословие, – ответил он.
Этот хадис, если учесть еще и многие другие хадисы на эту тему, говорит нам не об аннулировании поста, а о том, чтобы мы избегали этих поступков. Из-за таких дел пост загрязняется. В нынешние времена мы любим предаваться ненужным разговорам. Некоторые алимы действительно считают, что ложь, злословие, клевета и т. д. делают пост недействительным. Но подавляющее большинство алимов верит, что пост не нарушается, а лишь теряет благословение.
Алимы составили шесть рекомендаций, на соблюдение которых следует обращать внимание во время поста:
1) Не смотреть туда, куда нельзя смотреть. Алимы идут в этом отношении настолько далеко, что запрещают смотреть с вожделением даже на свою жену. Так насколько же важно не смотреть с вожделением на другую женщину!
Также не следует смотреть на те места, где совершается зло, на обители пороков. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Кто отведет взгляд от запретного из страха перед Аллахом, тому Он дарует веру, сладость которой тот обретет в своем сердце.
Относительно данного высказывания суфии говорят, что под запретным понимаются, в том числе, те места и вещи, которые отвлекают разум от поминания Аллаха.
2) Не занимать язык ложью, ненужными разговорами, злословием, спорами, клятвами и пр. В сборнике «Сахих» Бухари сказано, что пост – сдерживающая сила для постящегося. Поэтому постящимся следует сторониться бессмысленных разговоров, шуток, споров и т. д. Если кто-то затеет спор, следует сказать:
– Я держу пост.
Иными словами, не надо ни самому начинать спор, ни вступать в него, если кто-то затеял его. Если человек, начавший спор, неадекватен, следует напомнить ему:
– Я держу пост.
Однажды во времена пророка две женщины постились и испытывали такой голод, что пост стал для них невыносимым и они находились на грани смерти. Сподвижники сообщили об этом пророку, а тот в ответ послал этим женщинам чашу, в которую велел им извергнуть рвотные массы. Когда их вырвало, в чаше были куски мяса и свежей крови. Сподвижники удивились, а пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Они постились и избегали дозволенной пищи от Аллаха, но принимали запрещенную пищу, злословя о других.
Из приведенного выше становится ясно, что злословие во время поста делает пост намного тяжелее. Поэтому эти две женщины чуть не умерли. То же верно и в отношении совершения грехов. Опыт показывает, что на верующих и богобоязненных людей пост не оказывает неблагоприятного воздействия. Следует держаться подальше от грехов и особенно от больших грехов – таких, как злословие и клевета. Аллах говорит в Коране, что злословие – это поедание плоти своего брата. Об этом говорится и в упомянутом ранее хадисе. Да убережет нас Аллах от этого зла, ведь мы очень невнимательно к этому относимся! Все повинны в этом пороке. Даже собрания людей с религиозным образованием и тех, кого считают религиозными людьми, изобилуют злословием. Хуже всего то, что мы даже не понимаем, что такое злословие.
Один из сподвижников спросил пророка:
– Что такое злословие?
– Говорить о своем брате за его спиной то, что ему не понравится, – последовал ответ.
– А если в нем действительно есть то, о чем говорили?
– Это и есть злословие. А если он невиновен, то ты оклеветал его.
Однажды пророк, проходя мимо двух могил, сказал:
– На обоих обитателях этих могил обрушилось могильное наказание. Один из них наказывается за злословие, а другой – за то, что не предостерегался при мочеиспускании.
Пророк также говорил:
– У ростовщичества есть более 70 форм, самая легкая из которых подобна инцесту человека с собственной матерью. Получение одного дирхама ростовщического дохода хуже по порочности, чем совершение блуда 35 раз. Самым тяжким ростовщичеством является клевета на мусульманина.
Этот хадис содержит строгое предупреждение в отношении злословия и клеветы. Здесь нам поначалу хотелось привести большое количество хадисов по данной теме, ведь все наши собрания и разговоры обычно наполнены злословием и клеветой, но решили этого не делать, ведь тема данной статьи – не злословие. Поэтому, приведя лишь несколько хадисов, мы еще раз молим Аллаха, чтобы Он уберег нас от этого порока. И просим наших друзей и братьев помолиться также и за автора данных строк. У нас очень много внутренних недостатков.
– О, Аллах! Есть ли недуг, которого нет во мне?! Излечи меня от всех недугов и даруй мне то, в чем я нуждаюсь. Мое сердце поражено недугами. Ты – Лекарь заболевших.
3) Суфии указывают, что необходимо избегать прослушивания того, что является порицаемым (макрух). Запрещено слушать то, что нельзя говорить. Пророк сказал:
– В злословии злословящий и тот, кто слушает его, равны в грехе.
4) Не только язык, глаза и уши, но и другие части тела не должны вовлекаться в грехи и порок. Руки не должны касаться его, а ноги не должны идти к нему. Особое внимание следует уделить желудку (особенно во время разговения), чтобы не вошло в него ничего из того, в чем есть сомнение, является ли оно запретным или дозволенным. Когда человек, завершив день поста, употребляет во время разговения запрещенную пищу, он становится подобен больному, принимающему лекарство, чтобы излечить себя, и добавляющему одновременно яд, разрушающий его.
5) Во время разговения не рекомендуется наполнять желудок до отказа даже дозволенной (халяль) пищей, ведь в этом случае цель поста нивелируется. Пост направлен на уменьшение плотских побуждений, а большое количество еды увеличивает вожделение и уменьшает веру. Мы ели и пили в течение 11 месяцев! В рамадан следует урезать это до минимума. У нас есть нехорошая привычка есть до полного желудка и во время разговения, наверстывая упущенное, и в предрассветный прием пищи, готовясь к новому дню поста. В итоге мы едим чуть ли не больше, чем в дни, когда не постимся. В другое время мы даже не едим многих из этих продуктов. Такая привычка приема пищи полностью противоречит духу рамадана и истинному духу поста.
Имам Газали задает тот же вопрос:
Если целью поста является одоление плотских страстей, то как можно этого достигнуть чрезмерным приемом пищи во время разговения, разрушая тем самым цель поста?
Из-за такого подхода получается, что мы не постились, а просто изменили время приема пищи. И более того: кушая так много различных деликатесов, мы потребляем даже больше, чем в обычные дни. В результате плотские желания не уменьшаются, а, наоборот, значительно увеличиваются. Реальная же польза от поста приходит как результат настоящего голода в истинном его духе. Наш пророк говорил:
– Шайтан течет по телу человека подобно крови; так закройте ему дорогу, оставаясь голодными!
Помимо голода пост предоставляет нам удобный случай для понимания состояния бедных и нуждающихся, развития в нас сострадания к ним. И эту цель мы достигнем посредством голода, а не путем наполнения желудка деликатесами до рассвета, чтобы не быть голодным вплоть до разговения.
Однажды к Бишру Хафи пришел человек. Он обнаружил праведника дрожащим от холода, хотя у того имелась теплая одежда. Человек спросил:
– Пришло время снять одежду?
– Есть немало бедных и нуждающихся людей, а я не в состоянии сочувствовать им. Наибольшее, что могу сделать, – быть как они.
Суфии и специалисты исламского права призывают к такому же отношению во время поста. В книге «Восхождение к блаженству» Шурунбулали говорится:
Не ешьте сверх меры перед рассветом, это причина утраты цели поста.
Шейх Тахтави писал:
Когда человек по-настоящему чувствует голод, награда за пост несомненно возрастает. Увеличивается и сочувствие по отношению к бедным и голодным.
Пророк говорил:
– Худшим из сосудов, которые приходится наполнять человеку, является желудок.
Для человека лучше наполнить желудок на треть едой, на треть – питьем, а другую третью часть желудка оставить пустой. Пророк постился в течение нескольких дней напролет без приема пищи во время этого. А нашего учителя Халиля Ахмада мы видели кушающим лишь одну тонкую индийскую лепешку во время разговения и перед рассветом. Так длилось весь рамадан. Когда кто-то из его близких настаивал, чтобы он съел больше, он отвечал:
– Я не голоден. Если честно, я сел поесть из-за моих друзей.
О Шахе Абдурахиме Райпури приходилось слышать, что в рамадан он днями напролет постился, принимая во время разговения и перед рассветом лишь несколько чашек чая без молока и ничего более. Однажды его самый близкий последователь Шах Абдулькадир заметил с тревогой:
– Хазрат, ослабнете же, если не будете ничего кушать.
– Хвала Аллаху, – последовал ответ, – я испытываю частичку райского наслаждения.
Да дарует нам Аллах способность следовать за этими праведниками! Аминь.
6) По завершении поста человек должен испытывать тревогу по поводу того, принят ли пост Аллахом или нет. Так должно быть со всеми видами богослужения. Человек никогда не знает, упустил ли он что-то важное, не заметив этого. Следует опасаться того, что Аллах может отвергнуть дела человека.
The Majlis (шаабан 1396 г.)
Перевод: Askimam.ru
– Ложь и злословие, – ответил он.
Этот хадис, если учесть еще и многие другие хадисы на эту тему, говорит нам не об аннулировании поста, а о том, чтобы мы избегали этих поступков. Из-за таких дел пост загрязняется. В нынешние времена мы любим предаваться ненужным разговорам. Некоторые алимы действительно считают, что ложь, злословие, клевета и т. д. делают пост недействительным. Но подавляющее большинство алимов верит, что пост не нарушается, а лишь теряет благословение.
Алимы составили шесть рекомендаций, на соблюдение которых следует обращать внимание во время поста:
1) Не смотреть туда, куда нельзя смотреть. Алимы идут в этом отношении настолько далеко, что запрещают смотреть с вожделением даже на свою жену. Так насколько же важно не смотреть с вожделением на другую женщину!
Также не следует смотреть на те места, где совершается зло, на обители пороков. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Кто отведет взгляд от запретного из страха перед Аллахом, тому Он дарует веру, сладость которой тот обретет в своем сердце.
Относительно данного высказывания суфии говорят, что под запретным понимаются, в том числе, те места и вещи, которые отвлекают разум от поминания Аллаха.
2) Не занимать язык ложью, ненужными разговорами, злословием, спорами, клятвами и пр. В сборнике «Сахих» Бухари сказано, что пост – сдерживающая сила для постящегося. Поэтому постящимся следует сторониться бессмысленных разговоров, шуток, споров и т. д. Если кто-то затеет спор, следует сказать:
– Я держу пост.
Иными словами, не надо ни самому начинать спор, ни вступать в него, если кто-то затеял его. Если человек, начавший спор, неадекватен, следует напомнить ему:
– Я держу пост.
Однажды во времена пророка две женщины постились и испытывали такой голод, что пост стал для них невыносимым и они находились на грани смерти. Сподвижники сообщили об этом пророку, а тот в ответ послал этим женщинам чашу, в которую велел им извергнуть рвотные массы. Когда их вырвало, в чаше были куски мяса и свежей крови. Сподвижники удивились, а пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Они постились и избегали дозволенной пищи от Аллаха, но принимали запрещенную пищу, злословя о других.
Из приведенного выше становится ясно, что злословие во время поста делает пост намного тяжелее. Поэтому эти две женщины чуть не умерли. То же верно и в отношении совершения грехов. Опыт показывает, что на верующих и богобоязненных людей пост не оказывает неблагоприятного воздействия. Следует держаться подальше от грехов и особенно от больших грехов – таких, как злословие и клевета. Аллах говорит в Коране, что злословие – это поедание плоти своего брата. Об этом говорится и в упомянутом ранее хадисе. Да убережет нас Аллах от этого зла, ведь мы очень невнимательно к этому относимся! Все повинны в этом пороке. Даже собрания людей с религиозным образованием и тех, кого считают религиозными людьми, изобилуют злословием. Хуже всего то, что мы даже не понимаем, что такое злословие.
Один из сподвижников спросил пророка:
– Что такое злословие?
– Говорить о своем брате за его спиной то, что ему не понравится, – последовал ответ.
– А если в нем действительно есть то, о чем говорили?
– Это и есть злословие. А если он невиновен, то ты оклеветал его.
Однажды пророк, проходя мимо двух могил, сказал:
– На обоих обитателях этих могил обрушилось могильное наказание. Один из них наказывается за злословие, а другой – за то, что не предостерегался при мочеиспускании.
Пророк также говорил:
– У ростовщичества есть более 70 форм, самая легкая из которых подобна инцесту человека с собственной матерью. Получение одного дирхама ростовщического дохода хуже по порочности, чем совершение блуда 35 раз. Самым тяжким ростовщичеством является клевета на мусульманина.
Этот хадис содержит строгое предупреждение в отношении злословия и клеветы. Здесь нам поначалу хотелось привести большое количество хадисов по данной теме, ведь все наши собрания и разговоры обычно наполнены злословием и клеветой, но решили этого не делать, ведь тема данной статьи – не злословие. Поэтому, приведя лишь несколько хадисов, мы еще раз молим Аллаха, чтобы Он уберег нас от этого порока. И просим наших друзей и братьев помолиться также и за автора данных строк. У нас очень много внутренних недостатков.
– О, Аллах! Есть ли недуг, которого нет во мне?! Излечи меня от всех недугов и даруй мне то, в чем я нуждаюсь. Мое сердце поражено недугами. Ты – Лекарь заболевших.
3) Суфии указывают, что необходимо избегать прослушивания того, что является порицаемым (макрух). Запрещено слушать то, что нельзя говорить. Пророк сказал:
– В злословии злословящий и тот, кто слушает его, равны в грехе.
4) Не только язык, глаза и уши, но и другие части тела не должны вовлекаться в грехи и порок. Руки не должны касаться его, а ноги не должны идти к нему. Особое внимание следует уделить желудку (особенно во время разговения), чтобы не вошло в него ничего из того, в чем есть сомнение, является ли оно запретным или дозволенным. Когда человек, завершив день поста, употребляет во время разговения запрещенную пищу, он становится подобен больному, принимающему лекарство, чтобы излечить себя, и добавляющему одновременно яд, разрушающий его.
5) Во время разговения не рекомендуется наполнять желудок до отказа даже дозволенной (халяль) пищей, ведь в этом случае цель поста нивелируется. Пост направлен на уменьшение плотских побуждений, а большое количество еды увеличивает вожделение и уменьшает веру. Мы ели и пили в течение 11 месяцев! В рамадан следует урезать это до минимума. У нас есть нехорошая привычка есть до полного желудка и во время разговения, наверстывая упущенное, и в предрассветный прием пищи, готовясь к новому дню поста. В итоге мы едим чуть ли не больше, чем в дни, когда не постимся. В другое время мы даже не едим многих из этих продуктов. Такая привычка приема пищи полностью противоречит духу рамадана и истинному духу поста.
Имам Газали задает тот же вопрос:
Если целью поста является одоление плотских страстей, то как можно этого достигнуть чрезмерным приемом пищи во время разговения, разрушая тем самым цель поста?
Из-за такого подхода получается, что мы не постились, а просто изменили время приема пищи. И более того: кушая так много различных деликатесов, мы потребляем даже больше, чем в обычные дни. В результате плотские желания не уменьшаются, а, наоборот, значительно увеличиваются. Реальная же польза от поста приходит как результат настоящего голода в истинном его духе. Наш пророк говорил:
– Шайтан течет по телу человека подобно крови; так закройте ему дорогу, оставаясь голодными!
Помимо голода пост предоставляет нам удобный случай для понимания состояния бедных и нуждающихся, развития в нас сострадания к ним. И эту цель мы достигнем посредством голода, а не путем наполнения желудка деликатесами до рассвета, чтобы не быть голодным вплоть до разговения.
Однажды к Бишру Хафи пришел человек. Он обнаружил праведника дрожащим от холода, хотя у того имелась теплая одежда. Человек спросил:
– Пришло время снять одежду?
– Есть немало бедных и нуждающихся людей, а я не в состоянии сочувствовать им. Наибольшее, что могу сделать, – быть как они.
Суфии и специалисты исламского права призывают к такому же отношению во время поста. В книге «Восхождение к блаженству» Шурунбулали говорится:
Не ешьте сверх меры перед рассветом, это причина утраты цели поста.
Шейх Тахтави писал:
Когда человек по-настоящему чувствует голод, награда за пост несомненно возрастает. Увеличивается и сочувствие по отношению к бедным и голодным.
Пророк говорил:
– Худшим из сосудов, которые приходится наполнять человеку, является желудок.
Для человека лучше наполнить желудок на треть едой, на треть – питьем, а другую третью часть желудка оставить пустой. Пророк постился в течение нескольких дней напролет без приема пищи во время этого. А нашего учителя Халиля Ахмада мы видели кушающим лишь одну тонкую индийскую лепешку во время разговения и перед рассветом. Так длилось весь рамадан. Когда кто-то из его близких настаивал, чтобы он съел больше, он отвечал:
– Я не голоден. Если честно, я сел поесть из-за моих друзей.
О Шахе Абдурахиме Райпури приходилось слышать, что в рамадан он днями напролет постился, принимая во время разговения и перед рассветом лишь несколько чашек чая без молока и ничего более. Однажды его самый близкий последователь Шах Абдулькадир заметил с тревогой:
– Хазрат, ослабнете же, если не будете ничего кушать.
– Хвала Аллаху, – последовал ответ, – я испытываю частичку райского наслаждения.
Да дарует нам Аллах способность следовать за этими праведниками! Аминь.
6) По завершении поста человек должен испытывать тревогу по поводу того, принят ли пост Аллахом или нет. Так должно быть со всеми видами богослужения. Человек никогда не знает, упустил ли он что-то важное, не заметив этого. Следует опасаться того, что Аллах может отвергнуть дела человека.
The Majlis (шаабан 1396 г.)
Перевод: Askimam.ru
Словарь
Идда - время после развода или смерти мужа, в течение которого женщине нельзя выходить замуж
Фетвы
Биографии
Имам Ахмад ибн Ханбаль
Имам Абу Абдулла (имам Ахмад ибн Ханбаль, рахматуллахи алейхи) родился в Багдаде в то время, когда в нем проживало большое количество ученых и мухаддисов. Чтобы получить зн... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →