Милосердие в Исламе
23 апреля 2012
«Склонность к прощению, а не к наказанию» – так обычно определяют слово «милосердие». Но что представляет собой милосердие в Исламе?
В Исламе у милосердия имеется более глубокое значение, породившее важную черту в жизни каждого мусульманина, за проявление которой он вознаграждается Богом.
Милосердие Бога, охватывающее все Его творения, мы видим во всем, что только может охватить наш взор: в солнце, обогревающем и освещающем наш мир, в воздухе и воде, которые жизненно необходимы всему сущему.
В Коране есть целая глава, названная по великому качеству Бога – Ар-Рахман («Милостивый»). Также сразу два качества Бога происходят от слова «милосердие». Это Ар-Рахман и Ар-Рахим, которые в переводе означают «Милостивый» и «Милосердный». Эти качества указаны во фразе, произносимой в начале 113 сур Корана: «Во имя Бога, Милостивого, Милосердного». Эта фраза – постоянное напоминание читателю о безбрежной милости и великих дарах Бога.
Бог заверяет нас в том, что кто бы ни совершил грех, он будет прощен, если раскается и прекратит совершение этого проступка. Бог говорит:
كَتَبَ رَبُّكُمْ عَلَى نَفْسِهِ الرَّحْمَةَ أَنَّهُ مَنْ عَمِلَ مِنْكُمْ سُوءًا بِجَهَالَةٍ ثُمَّ تَابَ مِنْ بَعْدِهِ وَأَصْلَحَ فَأَنَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ
«Ваш Господь предписал Себе быть Милосердным, и если кто из вас сотворит зло по своему невежеству, а затем раскается и исправит (свое поведение), то ведь Он – Прощающий, Милосердный». (Коран, 6:54)
Этот стих Корана подтверждается повествованием пророка Мухаммада, в котором он приводил следующие слова Бога:
إن رحمتي سبقت غضبي
«Моя милость превышает Мой гнев». («Сахих» Аль-Бухари, хадис 7422, передал Абу Хурайра)
Награда за доброту и милосердие была также гарантирована пророком Мухаммадом:
الراحمون يرحمهم الرحمن ارحموا أهل الأرض يرحمكم من في السماء
«К милосердным милосерден Всемилосердный. Проявляйте милосердие к тем, кто на земле, – и Тот, Кто на небесах, проявит милосердие к вам». (Абу Дауд, хадис 4941, передал Абдулла бин Амр)
Милосердие Пророка
Говоря о милосердии пророка Мухаммада, сначала лучше всего сказать, что Сам Бог говорит о нем:
وَمَا أَرْسَلْنَاكَ إِلَّا رَحْمَةً لِلْعَالَمِينَ
«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам». (Коран, 21:107)
…что показывает, что Ислам основан на милосердии, и что Бог послал Пророка Мухаммада, да пребудет над ним милость и благословение Бога, в качестве милости ко всем созданиям без исключения.
Бог также говорит в Коране:
لَقَدْ جَاءَكُمْ رَسُولٌ مِنْ أَنْفُسِكُمْ عَزِيزٌ عَلَيْهِ مَا عَنِتُّمْ حَرِيصٌ عَلَيْكُمْ بِالْمُؤْمِنِينَ رَءُوفٌ رَحِيمٌ
«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим». (Коран, 9:128)
Этот стих четко проявился в манерах и поведении Пророка, ведь он прошел через многие невзгоды ради передачи послания Бога. Пророк был также чрезвычайно мягок в наставлении своего народа, и каждый раз, когда люди причиняли ему вред, он всегда просил Бога простить им их невежество и жестокость.
Товарищи (сподвижники) Пророка
Описывая сподвижников, Бог говорит в Коране:
مُحَمَّدٌ رَسُولُ اللَّهِ وَالَّذِينَ مَعَهُ أَشِدَّاءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَاءُ بَيْنَهُمْ
«Мухаммад – Посланник Бога. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой». (Коран, 48:29)
Кто-то может подумать, что нравственность Мухаммада очевидна, ведь он – пророк. Но его сподвижники были обычными людьми, посвятившими свои жизни послушанию Богу и Его Пророку. Например, Абу Бакр Ас-Сиддик потратил все свое имущество на выкуп рабов у их жестоких хозяев, а затем, во имя Бога, давал им свободу.
Однажды, разъясняя своим сподвижникам правильное представление о милосердии, Пророк сказал, что оно состоит не в том, чтобы быть добрым к родственникам и друзьям, а в проявлении милости и милосердия к обществу в целом: как к знакомым людям, так и к незнакомым.
«Маленькое» милосердие
Среди бессердечных доисламских традиций были такие действия, как принесение своего ребенка в жертву божествам и закапывание девочек заживо. Эти направленные против детей обычаи неоднократно строго запрещались Кораном и Сунной Пророка.
Говоря о милосердии Пророка по отношению к детям, можно рассказать следующий случай. Однажды он возглавлял молитву, а его маленькие внуки Аль-Хасан и Аль-Хусайн, играя, забрались на его спину. Боясь навредить им, Пророк не вставал, а так и оставался в земном поклоне. В другой раз Пророк совершал молитву, держа при этом Умаму, свою внучку.
Доброта Пророка затрагивала не только его собственных детей, но и обычных детей, игравших на улице. Завидев Пророка, дети сбегались к нему, а он встречал их доброй улыбкой и с раскрытыми объятьями.
Даже во время молитвы проявлялась присущая Пророку доброта. Однажды он сказал:
إني لأقوم في الصلاة أريد أن أطول فيها، فأسمع بكاء الصبي، فأتجوز في صلاتي كراهية أن أشق على أمه
«(Бывает,) я начинаю молитву, желая сделать ее подольше, но, услышав плач ребенка, я укорачиваю ее, ведь понимаю, что рыдания ребенка пробуждают чувства у его матери». («Сахих» Аль-Бухари, хадис 707, передал Абу Катада)
По многим случаям Пророк учил нас, как нужно воспитывать детей в доброй, любящей атмосфере, а также тому, что нельзя их бить, ударять по лицу и унижать. Как-то раз один человек увидел, что Пророк целует своего внука. Он изумился мягкости Пророка и сказал:
إن لي عشرة من الولد ما قبلت منهم أحدا
«У меня десять детей, но я никогда никого из них не целовал».
Пророк ответил:
من لا يرحم لا يرحم
«Тому, кто не проявляет милосердия, не будет оказано никакого милосердия». («Сахих» Аль-Бухари, хадис 5997, передал Абу Хурайра)
Просто погладить по головке…
Когда в Коране Бог говорил о сиротах, Он сказал:
فَأَمَّا الْيَتِيمَ فَلَا تَقْهَرْ
«Посему не будь груб с сиротой!» (Коран, 93:9)
В соответствии с приведенным стихом Корана выступают манеры Пророка по отношению к сиротам. Пророк сказал:
أنا وكافل اليتيم كهاتين في الجنة» وقرن بين أصبعيه الوسطى والتي تلي الإبهام
«Я и тот, кто заботится о сироте и обеспечивает его, будем в раю вот так», – и он соединил указательный и средний пальцы. (Абу Дауд, хадис 5150, передал Сахль)
Чтобы сирота чувствовал, что его ценят, что, потеряв любовь своих родителей, он обрел любовь и заботу других людей, Пророк поощрял доброту, говоря, что человек вознаграждается благими делами за каждый волосок, который он погладит на голове сироты.
Защита имущества сироты была ясно подтверждена Богом и Его Пророком. Так, Бог сказал:
إِنَّ الَّذِينَ يَأْكُلُونَ أَمْوَالَ الْيَتَامَى ظُلْمًا إِنَّمَا يَأْكُلُونَ فِي بُطُونِهِمْ نَارًا وَسَيَصْلَوْنَ سَعِيرًا
«Те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени». (Коран, 4:10)
Одно из высказываний Пророка сообщает нам, что поглощение имущества сироты – один из семи самых тяжких грехов.
Возможно ли милосердие в войне?
Милосердие в Исламе распространяется и на врагов во время войны и мира, ведь пророк Мухаммад побуждал сподвижников сохранять родственные связи с теми родственниками, которые все еще не веровали, посредством призыва и дарения им подарков.
А во время войны Пророк запрещал своим сподвижникам причинять вред пожилым, раненым, женщинам, детям, а также людям в местах поклонения. Запрещено было уничтожать поля и уродовать трупы врагов.
Приказы Пророка в отношении пленных строго соблюдались его сподвижниками. В одной из историй, рассказанной пленником, говорится, что после пленения он жил с мусульманской семьей. Каждый раз, когда они ели, они отдавали ему хлеб, а сами ограничивались финиками (в то время хлеб ценился выше фиников).
Когда Пророк, да пребудет над ним милость и благословения Бога, победоносно вошел в Мекку после нанесения поражения курайшитам, он обратился к ним и спросил:
ما ترون أني صانع بكم
«Какого обращения вы ждете от меня?»
Они ответили:
أخ كريم، وابن أخ كريم
«Ты – благородный брат и сын благородного брата!»
В ответ Пророк объявил:
فإني أقول كما قال أخي يوسف
«Я говорю вам словами Юсуфа (пророка Иосифа), которые он сказал своим братьям:
لا تثريب عليكم اليوم يغفر الله لكم وهو أرحم الراحمين
«Сегодня нет на вас упрека. Да простит вас Аллах, а Он – Милосерднейший из милосердных». (Коран, 12:92)
اذهبوا فأنتم الطلقاء
Идите, ведь вы свободны». («Ас-сунан аль-кубра» Байхаки, хадис 18276)
И в этот день, когда меньше всего ждали терпимости и прощения, Пророк установил пример милосердия и прощения, освободив пленных без выкупа и простив им преследования и жестокие пытки в отношении мусульман, которые длились тринадцать лет с момента начала передачи послания Ислама.
Все творения Бога
Животных тоже не обошли стороной. В Исламе им были даны многие права. Например, когда Пророк увидел ослика с заклейменной мордой, он сказал:
لعن الله الذي وسمه
«Да проклянет Аллах того, кто заклеймил морду этого животного». («Сахих» Муслима, хадис 2117, передал Джабир)
Пророк однажды сказал, что женщину отправили в ад за кошку, которую она лишила свободы, не давая ей есть и не давая возможности самой найти себе пропитание. Также Пророк говорил, что один мужчина попал в рай за то, что дал воды собаке в пустыне, когда та тяжело дышала, испытывая жажду.
Пророк запретил точить ножи в присутствии животных перед их забоем. Кроме того, был запрещен забой одного животного в присутствии другого. Об этом ясно говорится в одном из высказываний Пророка:
إن الله كتب الإحسان على كل شيء، فإذا قتلتم فأحسنوا القتلة، وإذا ذبحتم فأحسنوا الذبح، وليحد أحدكم شفرته، فليرح ذبيحته
«Бог взывает к милосердию во всем. Так, будьте милосердны, когда убиваете и когда забиваете: затачивайте лезвие, чтобы ослабить боль». («Сахих» Муслима, хадис 1955, передал Шаддад)
Один из сподвижников рассказывал, что, когда они путешествовали с Пророком, они обнаружили птицу и отложенные ею яйца. Они забрали у матери ее потомство, но она подошла и стала хлопать крыльями. Тогда Пророк спросил:
أيكم فجع هذه ببيضتها؟ فقال رجل: يا رسول الله أنا أخذت بيضتها. فقال النبي صلى الله عليه وسلم: اردده رحمة لها
«Кто растревожил эту птицу, забрав ее потомство? Верните его ей сейчас же». («Сахих» Аль-Бухари, хадис 382, передал Абдулла бин Мас’уд)
Права животных подтверждались Пророком, когда он говорил, что любой, кто своей мишенью делает живое творение, проклят. Было строго запрещено устраивать бои животных, когда одно из них должно ранить другое, ведь у животных тоже есть чувства, а это определенно будет мучением для них.
Исламское понятие милосердия всеобъемлюще и подчеркивает взаимосвязанность всего сотворенного с собой и с Творцом. Милосердие начинается с Бога и даруется Им каждому живому созданию. Как животные, так и люди проявляют друг к другу милосердие, гармонично сосуществуют, и, проявляя милосердие, они тем оказываются объектом еще большего милосердия Бога. Такое видение Ислама поощряет снятие барьеров между народами и является основополагающим фундаментом, на котором строятся жизнь и цивилизация.
Автор: сестра Хала Сала
В редакции муфтия Сухайла Тармахомеда
Перевод: Askimam.ru
Словарь
Биизниллях - арабское выражение, означающее: «С разрешения Аллаха»
Фетвы
Биографии
Маулана Анвар Шах Кашмири
«За последние пять веков исламской истории еще не было ни одной личности, подобной маулане Кашмири» (Мухаммад Икбаль). Разве найдется тот, кто смог бы объяснить превосходст... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →