Ислам и справедливость
27 Октября 2013
Единственная цель ниспослания пророков заключалась в том, чтобы установить в этом мире справедливость и покончить с несправедливостью. Справедливость в широком смысле подразумевает выдачу каждому того, что ему положено. За столь простой на вид концепцией скрываются все сложности жизни во всем их многообразии и постоянной изменчивости, все искушения, все опасения и тревоги, все проблемы и конфликты. Для наставления людей Аллах ниспослал пророков с ясными знамениями, Писание и Весы. В Писании содержатся слова Бога, подробно разъясняющие, что справедливо, а что несправедливо, что хорошо, а что плохо. А Весы – это наша способность оценки и расчета, благодаря которой мы можем следовать пути, указанному Писанием и разъясненному пророками.
Вместе эти источники знаний обучили нас тому, каковы по отношению к нам права Аллаха, окружающих и собственно нас самих, и как создать нужный баланс между ними. Жизнь, прожитая в послушании Аллаху, и есть непрерывное уравновешивание как на индивидуальном, так и на общественном уровне.
При обычных обстоятельствах многие люди могут быть справедливыми. Но ислам велит своим последователям быть справедливыми даже при наличии самых противоречивых чувств. Две главных преграды к справедливости по отношению к другим людям являются любовь и ненависть. Посмотрите, как Коран учит нас преодолевать первый барьер по отношению к близким родственникам и даже нам самим:
В этих строках приведено решение из Корана в отношении вечного конфликта между личными интересами и справедливостью. Будьте справедливы, даже если это противоречит узкому определению личных интересов или интересов близких к вам людей. Невежды думают, что они защищают свои интересы, когда проявляют несправедливость к другим. Их решение о том, быть ли справедливым или нет, основывается на холодных расчетах и личных интересах. Но истинная вера в Аллаха возвышает человека над такой узколобостью. Приведенные строки Корана напоминают нам о том, что истинным защитником интересов всех людей тоже является Аллах, и Он защитит нас, если мы покоримся Его велению и будем справедливы. Требуемая исламом справедливость не допускает никаких исключений.
Другим в равной степени сильным барьером к справедливости является ненависть. И здесь снова мы видим веление Корана:
Иными словами, нельзя быть несправедливым даже с врагом. Естественное стремление, подкрепленное невежеством и отсутствием должных манер, подталкивает человека к тому, чтобы обращаться с врагом так, словно у того нет никаких прав, и ни о какой справедливости в его отношении нет и речи. Так обстояли дела в доисламские времена невежества, и такими они стали сейчас.
Посмотрите, как ислам усмиряет эти чувства. В приведенных выше строках Корана содержится веление верующим с напоминанием о всевидении Аллаха о том, чтобы ненависть людей не использовалась в качестве оправдания несправедливостям по отношению к ним.
Справедливость подразумевает возмездие, и ислам призывает к «оку за око». Но здесь не подразумевается «невинное око за невинное око». Имеется в виду «око виновника за око жертвы». Удивительно, что те люди, которые называют этот принцип варварским, сами прибегают к принципу «невинное за око за невинное око», когда дело доходит до настоящего кризиса.
Четырнадцать веков назад эти веления сформировали общество, в котором на равных относились к богатым и бедным, друзьям и врагам, мусульманам и немусульманам, правителям и подчиненным. Все они могли рассчитывать на справедливость в их отношении. Судьи были совершенно независимы, и никто, даже халиф, не стоял выше закона. Когда возникал спор между халифом и обычным человеком, они оба являлись в суд и давали показания. Исламская история насквозь пропитана случаями такой справедливости, наполнившей земли, где мусульмане правили в золотую эру ислама.
Даже во времена упадка мусульман мы обнаруживаем то там, то тут случаи, аналогов которым не сыскать. Достаточно привести один пример из недавней истории. Во времена британского правления в Индии возник спор между индуистами и мусульманами в отношении одного из участков земли. Индуисты утверждали, что эта земля принадлежит их храму, а мусульмане говорили, что участок – собственность мечети. Эмоции были накалены до предела, и возникла угроза физических столкновений. Английский судья не смог найти ничего, что помогло бы установить истину: перед ними были лишь слова одной группы против другой. В конце концов, он спросил обе группы, есть ли человек, свидетельству которого они бы поверили. Они ответили утвердительно. Был один мусульманский теолог, который был известен своей праведностью. Тогда его попросили явиться в суд в качестве свидетеля. В суде была накаленная атмосфера, и вся община взывала к тому, чтобы теолог помог выиграть им это дело. Его свидетельство было кратким:
– Индуисты правы. У мусульман нет оснований для своих претензий.
Этими словами он не предал свою общину. Он лишь в очередной раз подтвердил свою непоколебимую приверженность истине и справедливости.
Это та справедливость, которая нужна современному миру.
Халид Байг
Есть одно слово, в котором содержится самая суть всех
исламских норм и учений. Одно это слово описывает важнейшую ценность,
которой пропитаны все исламские ценности. Это слово – справедливость.
Коран гласит:
Мы
уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними
Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости.
(Коран, 57:25)
(Коран, 57:25)
Единственная цель ниспослания пророков заключалась в том, чтобы установить в этом мире справедливость и покончить с несправедливостью. Справедливость в широком смысле подразумевает выдачу каждому того, что ему положено. За столь простой на вид концепцией скрываются все сложности жизни во всем их многообразии и постоянной изменчивости, все искушения, все опасения и тревоги, все проблемы и конфликты. Для наставления людей Аллах ниспослал пророков с ясными знамениями, Писание и Весы. В Писании содержатся слова Бога, подробно разъясняющие, что справедливо, а что несправедливо, что хорошо, а что плохо. А Весы – это наша способность оценки и расчета, благодаря которой мы можем следовать пути, указанному Писанием и разъясненному пророками.
Вместе эти источники знаний обучили нас тому, каковы по отношению к нам права Аллаха, окружающих и собственно нас самих, и как создать нужный баланс между ними. Жизнь, прожитая в послушании Аллаху, и есть непрерывное уравновешивание как на индивидуальном, так и на общественном уровне.
При обычных обстоятельствах многие люди могут быть справедливыми. Но ислам велит своим последователям быть справедливыми даже при наличии самых противоречивых чувств. Две главных преграды к справедливости по отношению к другим людям являются любовь и ненависть. Посмотрите, как Коран учит нас преодолевать первый барьер по отношению к близким родственникам и даже нам самим:
О
те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте
справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или
против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым
или бедным, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не
отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь от
справедливости, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете.
(Коран, 4:135)
(Коран, 4:135)
В этих строках приведено решение из Корана в отношении вечного конфликта между личными интересами и справедливостью. Будьте справедливы, даже если это противоречит узкому определению личных интересов или интересов близких к вам людей. Невежды думают, что они защищают свои интересы, когда проявляют несправедливость к другим. Их решение о том, быть ли справедливым или нет, основывается на холодных расчетах и личных интересах. Но истинная вера в Аллаха возвышает человека над такой узколобостью. Приведенные строки Корана напоминают нам о том, что истинным защитником интересов всех людей тоже является Аллах, и Он защитит нас, если мы покоримся Его велению и будем справедливы. Требуемая исламом справедливость не допускает никаких исключений.
Другим в равной степени сильным барьером к справедливости является ненависть. И здесь снова мы видим веление Корана:
О
те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя
беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к
несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности.
Бойтесь Аллаха. Ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете.
(Коран, 5:8)
(Коран, 5:8)
Иными словами, нельзя быть несправедливым даже с врагом. Естественное стремление, подкрепленное невежеством и отсутствием должных манер, подталкивает человека к тому, чтобы обращаться с врагом так, словно у того нет никаких прав, и ни о какой справедливости в его отношении нет и речи. Так обстояли дела в доисламские времена невежества, и такими они стали сейчас.
Посмотрите, как ислам усмиряет эти чувства. В приведенных выше строках Корана содержится веление верующим с напоминанием о всевидении Аллаха о том, чтобы ненависть людей не использовалась в качестве оправдания несправедливостям по отношению к ним.
Справедливость подразумевает возмездие, и ислам призывает к «оку за око». Но здесь не подразумевается «невинное око за невинное око». Имеется в виду «око виновника за око жертвы». Удивительно, что те люди, которые называют этот принцип варварским, сами прибегают к принципу «невинное за око за невинное око», когда дело доходит до настоящего кризиса.
Четырнадцать веков назад эти веления сформировали общество, в котором на равных относились к богатым и бедным, друзьям и врагам, мусульманам и немусульманам, правителям и подчиненным. Все они могли рассчитывать на справедливость в их отношении. Судьи были совершенно независимы, и никто, даже халиф, не стоял выше закона. Когда возникал спор между халифом и обычным человеком, они оба являлись в суд и давали показания. Исламская история насквозь пропитана случаями такой справедливости, наполнившей земли, где мусульмане правили в золотую эру ислама.
Даже во времена упадка мусульман мы обнаруживаем то там, то тут случаи, аналогов которым не сыскать. Достаточно привести один пример из недавней истории. Во времена британского правления в Индии возник спор между индуистами и мусульманами в отношении одного из участков земли. Индуисты утверждали, что эта земля принадлежит их храму, а мусульмане говорили, что участок – собственность мечети. Эмоции были накалены до предела, и возникла угроза физических столкновений. Английский судья не смог найти ничего, что помогло бы установить истину: перед ними были лишь слова одной группы против другой. В конце концов, он спросил обе группы, есть ли человек, свидетельству которого они бы поверили. Они ответили утвердительно. Был один мусульманский теолог, который был известен своей праведностью. Тогда его попросили явиться в суд в качестве свидетеля. В суде была накаленная атмосфера, и вся община взывала к тому, чтобы теолог помог выиграть им это дело. Его свидетельство было кратким:
– Индуисты правы. У мусульман нет оснований для своих претензий.
Этими словами он не предал свою общину. Он лишь в очередной раз подтвердил свою непоколебимую приверженность истине и справедливости.
Это та справедливость, которая нужна современному миру.
Воистину,
Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его
владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как
прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах - Слышащий,
Видящий.
(Коран, 4:58)
(Коран, 4:58)
Халид Байг

Словарь
Бурка - разновидность одежды мусульманки, надеваемой в присутствии посторонних людей
Фетвы
- Запрещено ли сбривать волосы другому будучи самому в ихраме?
- Выход из ихрама: допускается ли использование машинки для стрижки?
- Можно ли совершить хадж за умершего, который не завещал этого делать?
- Разрешено ли совершать дополнительную умру после хаджа?
- Можно ли читать в обязательных намазах дополнительные дуа?
Биографии
Маулана Анвар Шах Кашмири
«За последние пять веков исламской истории еще не было ни одной личности, подобной маулане Кашмири» (Мухаммад Икбаль). Разве найдется тот, кто смог бы объяснить превосходст... Подробнее →
Книги

190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →