Кафан: как и во что одеть умершего
Требования к мужскому и женскому савану
а) Простынное полотно: 4 м длиной и 140, 150 или 180 см шириной в соответствии с размером тела (1,75 м – для изара и 2,25 м для лифафы).
б) Ситец: 1,8 м длиной и 90 см шириной для камиса.
в) Любой другой материал 2,5 м длиной и 115 см шириной – для двух полотен техбанда размером примерно 115 х 115 см. Остаток следует использовать для изготовления мешковидных рукавиц. Несколько полосок следует оставить для закрепления данных мешочков на руках и для завязывания савана, после того как он будет надет.
г) 60 г тонко нарезанной камфоры, 60 г порошка сандалового дерева и розовую воду для смеси, наносимой на части тела, которые касаются земли во время исполнения земного поклона.
д) Только для мужчин: небольшая бутылочка хунут, если ее легко можно достать. Под хунутом подразумевается любое вещество, которым можно надушить тело; вещество состоит из мускуса, сандалового дерева, серой амбры и камфоры или любого чистого вещества.
Дополнительные требования по савану для женщин
а) Ситец: 140 см длиной и 90 см шириной для химара (орни).
б) Ситец: от 180 до 250 см длиной и 90 см шириной для укрывания женской груди (синабанд).
Название одеяния |
Мужчины и женщины |
||
Длина |
Ширина |
Описание |
|
Изар |
180 см |
150 см / 180 см |
Для укрывания от головы до пят |
Лифафа (чадар) |
225 см. |
150 см / 180 см |
На 15 см. длиннее изара |
Камис (кафани) |
180 - 250 см. |
90 см. |
От плеча и ниже колен |
Только для женщин: |
|||
Химар (орни) |
140 см |
90 см |
Для укрытия головы и волос поверх груди |
Синабанд (укрывание груди) |
180 - 250 см. |
90 см |
От подмышек до бедер |
Требования к могиле:
а) Необожженные кирпичи, доски или бамбуковые трости, если почва мягкая.
б) Достаточное количеств лопат.
в) Примерная глубина могилы для взрослых должна быть в соответствии с ростом умершего.
Могилы бывают двух видов:
а) Ляхад: там, где почва и стенки могилы – прочные (твердые), со стороны киблы следует сделать нишу для помещения в нее тела. Предпочтительнее использовать необожженные кирпичи для закрытия ниши, и их следует плотно подогнать друг к другу.
б) Шик: в тех местах, где из-за мягкой почвы не получится сделать ляхад, на дне могилы следует выкопать по центру неглубокую траншею, чтобы поместить в нее тело. Можно использовать доски для закрытия траншеи сверху. Использование каких-либо тканей, одеял и т. п. является нежелательным и расточительным. Доски или бамбуковые трости следует заранее (до похорон) распилить до нужной длины, чтобы избежать ненужной спешки во время похорон.
Обратите внимание: является макрухом (порицаемым) выкапывать и приготавливать свою могилу при жизни.
Кафан (саван)
Кафан (саван) – это могильная одежда умершего. Желательно, чтобы кафан был из белого материала и среднего качества в соответствии со статусом умершего. Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) говорил:
Не используйте дорогую ткань для кафана, поскольку он очень скоро сгниет.
Разрешается приготовить кафан при жизни. Это убережет от неудобств и судорожных поисков в последнюю минуту.
Кафан для мужчины
По cунне, кафан для мужчины состоит из изара, камиса и лифафы. В данном случае изар представляет собой простыню для укрывания с головы до пят, а камис – это длинная простыня, которую нужно согнуть пополам, с вырезанным отверстием для того, чтобы надеть его как рубашку. У камиса не должно быть ни карманов, ни рукавов, ни сшитых швов. Лифафа представляет собой кусок материи, идущий от головы и ниже ног. Одних лишь двух одеяний – изара и лифафы – тоже достаточно, но является сунной использовать все три. Использование менее двух одеяний без уважительной причины – макрух.
Кафан для женщины
По Сунне, кафан для женщины состоит из изара, химара (орни), камиса, лифафы и куска ткани для поддержания груди (синабанд). Химар – это головной платок. Предпочтительно, чтобы кусок материи, используемый для поддержания груди, был от груди до бедер. Трех одеяний – изара, лифафы и химара – будет достаточно, но пять являются сунной. Использование менее трех одеяний – макрух, за исключением случая, когда их нельзя достать. Оплата расходов по похоронам жены входит в обязанности мужа. Кафан можно окурить ладаном и т. д., но не надушивать его итром (духами). Кафан детей следует изготавливать подходящего для них размера.
Требования к гуслю (купанию) умершего
а) чистая, слегка теплая вода;
б) широкая скамья, стойка или платформа;
в) два больших ведра для теплой воды, одно маленькое ведро или сосуд для смешивания воды с небольшим количеством камфоры (используется в конце гусля);
г) два кувшина или сосуда для поливания тела;
д) листья зизифуса настоящего (Zizyphus Jujuba), если их легко достать, для смешивания со слегка теплой водой и кусок мыла;
е) 250 г ваты;
ж) два техбанда и две мешковидных рукавицы с полосками ткани для завязывания;
з) ножницы для удаления одежды умершего;
и) лобан (ладан, ароматическая смола, добываемая из деревьев) или любое другое чистое благовоние для окуривания скамьи, стойки или платформы;
к) один чистый кусок материи (простыня) для укрывания во время гусля и еще один для укрывания перед гуслем и после него;
л) одно чистое полотенце или кусок материи для вытирания тела.
Кто должен исполнять гусль
Гусль – это купание тела умершего. Взрослого мужчину должен омывать его отец, сын или брат. Взрослую женщину – ее мать, дочь или сестра. Если никого из этих людей нет, тогда любой близкий родственник может исполнить данную обязанность (мужчина – для мужчины, женщина – для женщины). Если никто из них не имеет возможности совершить гусль, следует попросить исполнять данный обряд наиболее набожного человека из присутствующих. Человеку, исполняющему гусль, должны помогать другие люди. Сам человек, совершающий гусль, должен быть чистым и в состоянии малого омовения. Другие люди должны помогать ему. Женщине во время менструации или в состоянии послеродового кровотечения совершать гусль умершему человеку – макрух.
а) Если умирает мужчина, и нет никого из мужчин для его купания, то никакой другой женщине, кроме его жены, не разрешается исполнить гусль.
б) В случае смерти женщины и отсутствия женщин для совершения гусля, муж не может совершить гусль жене.
в) В обоих этих случаях следует совершить таяммум. Таяммум для гусля такой же, как и для малого омовения.
г) Ребенку (мальчику, девочке), не достигшему возраста половой зрелости, гусль может совершать любой взрослый (мужчина или женщина) при отсутствии человека того же пола.
Гусль (последовательность по сунне)
1. Скамью, стойку или платформу, на которой будет совершаться гусль, нужно дочиста вымыть и окурить лобаном или любым другим чистым благовонием 3, 5 или 7 раз.
2. Во время гусля разрешается положить тело в одно из двух положений:
(а) чтобы ноги были обращены в сторону киблы,
(б) чтобы лицо было обращено к кибле (так, как тело будет тело уложено в могилу).
Любое удобное положение разрешается.
Но предпочтительно уложить тело лицом в сторону киблы, так как пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал, что кибла – для живых и мертвых.
3. Не нужно стричь, брить, подравнивать или причесывать никакие из волос на голове, в бороде или любой другой части тела. Ногти стричь не следует. Обрезание также не разрешается. Все кольца, украшения, парики и т. д. должны быть сняты. Если вставные зубы можно легко снять, сделать это будет предпочтительным.
4. Далее тело укладывается на стойку, и укрывается аурат: аурат мужчины – от пупка до колен, у женщины – от места выше груди до щиколоток.
5. Живот следует мягко помассировать и затем, надев рукавицы, омыть те две части тела, на которые обычно совершают истинджу. Это следует делать, не глядя на интимные места.
6. Ноздри, уши и рот следует закрыть ватой, чтобы вода не вошла в тело при совершении гусля.
7. Если умерший не является ребенком (достиг возраста половой зрелости), ему следует сделать малое омовение. Данное омовение аналогично омовению для намаза за исключением полоскания рта и вливания воды в ноздри. Правильная последовательность для омовения:
(1) лицо;
(2) руки до локтей;
(3) масх головы;
(4) ноги до лодыжек.
8. Если умерший был в состоянии большой нечистоты, месячных или послеродового кровотечения (состоянии, когда гусль был ваджибом), тогда рот обязательно нужно прополоскать, а ноздри намочить. Это можно сделать с помощью кусочка ваты.
9. После малого омовения лицо и бороду следует сначала вымыть с мылом или любым другим моющим веществом. Если их нет, чистой воды будет достаточно. Температура воды должна быть такой, при которой обычно купается живой человек.
10. Далее тело наклоняют на левый бок для того, чтобы вымыть сначала правый бок. Теперь теплую воду льют на тело с головы до пят один раз, и тело моют с мылом, пока вода не дойдет до низа (левого бока). Далее тело моют дважды, поливая его водой с головы до пят. Потом тело поворачивают на правый бок, и аналогично омывают его левый бок.
11. Далее тело следует приподнять почти до сидячего положения, и мягко помассировать живот нисходящим движением. Все, что выйдет из тела, следует смыть. Вуду и гусль не нужно повторять, если выделились нечистоты.
12. Тело следует снова повернуть на левый бок и камфорной водой полить на него трижды с головы до пят.
13. Всю вату изо рта, ушей и носа следует вынуть.
14. Теперь гусль завершен, и тело можно вытереть полотенцем или куском ткани. Аурат должен быть по-прежнему укрыт. Первый техбанд будет влажным из-за гусля. Его следует заменить на второй. Следует позаботиться, чтобы аурат не раскрылся во время смены техбанда.
15. Далее тело следует закутать в ткань и бережно отнести к кафану.
Как следует надевать кафан (последовательность по сунне)
Мужчине:
1. Сначала разверните лифафу на полу, сверху положите изар, а сверху изара – часть камиса, которая будет под телом. Другую часть, которая будет покрывать верх тела, сверните и положите у изголовья.
2. Мягко опустите тело в кафан и покройте верх тела вплоть до голеней свернутой частью камиса.
3. Уберите техбанд и материю, использованную для укрытия аурата.
4. Нанесите итр или хунут на голову и бороду.
5. Нанесите камфорную смесь на места саджды (т. е. те части тела, которые касаются пола (земли) в намазе: лоб, нос, обе ладони, колени и носки стоп).
6. Заверните сначала левую часть изара, а сверху нее – правую часть, покрывая камис.
7. Далее таким же образом заверните лифафу. Помните, что правая часть всегда должна быть сверху.
8. Наконец, свяжите концы лифафы у изголовья, ног и вокруг середины с помощью полосок материи.
Женщине:
1. Сначала разверните на земле лифафу, далее – синабанд, на него – изар, и затем – камис таким же образом, как у мужчин. Синабанд можно также положить между изаром и камисом или же в конце поверх лифафы.
2. Мягко уложите тело на кафан и покройте верх тела вплоть до голеней свернутой частью камиса.
3. Уберите техбанд и материю, использованную для укрытия аурата. Не используйте ни итр, ни сурьму, ни какую-либо иную косметику.
4. Нанесите камфорную смесь на места саджды (лоб, нос, обе ладони, колени, носки стоп).
5. Волосы следует разделить на две части и уложить на правую и левую груди поверх камиса.
6. Укройте голову и волосы с помощью орни, не завязывайте и не сворачивайте его.
7. Заверните изар: сначала его левую часть, затем правую поверх камиса и орни.
8. Теперь поверх них сомкните аналогичным образом синабанд (для укрытия груди).
9. Закройте лифафу: сначала левую сторону, затем правую.
10. Наконец, завяжите концы лифафы у изголовья, ног и вокруг середины полосками ткани, чтобы сохранить кафан.
Запрещено вкладывать в кафан:
1. Запрещено вкладывать какие бы то ни было дуа в кафан.
2. Запрещено писать калимат или любое другое дуа на кафане или на груди умершего камфорой, чернилами и т. д.
Что делать после кафана
С завершением гусля и кафана тело теперь готово для похорон. Джаназа-намаз следует совершить как можно раньше без ненужных задержек. Пророк (салляллаху алейхи уасаллям) сказал:
Если человек умрет, быстрее доставьте его к могиле и не отставляйте его.
Для обеспечения того, чтобы все процедуры были совершены оперативно, тело следует захоронить на ближайшем мусульманском кладбище. Нежелательно также перевозить тело на далекие расстояния. Является также макрухом откладывать джаназа-намаз и ждать опаздывающих для увеличения джамаата.
Важно:
а) Только женщинам, приходящимся махрамами умершему мужчине, разрешается видеть его лицо.
К ним относятся: его жена, мать, бабушка (как со стороны отца, так и со стороны матери), сестры, тети и внучки и т. д.
б) И только махрам-мужчинам разрешается видеть лицо умершей женщины.
К ним относятся: ее муж, отец, дед, братья, дяди, сыновья, внуки и т. д.
в) Лицо умершего (умершей) не следует держать открытым после того, как надет кафан.
г) Разрешается читать Коран после того, как гусль был совершен.
Из книги «Истинное учение» («Таглим-уль-хак») Шаббира Ахмада Десаи
Словарь
аль-Ляух-аль-Махфуз - Хранимая Скрижаль, на которой записаны все будущие события
Фетвы
Биографии
Имам Дар-уль-Хиджра, Имам Лучезарной Медины – так величали имама Малика (рахматуллахи алейхи). Будучи великим мухаддисом и муджтахидом, имам Малик был также известен своим ... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →