О чтении суры «Фатиха» за имамом в разных мазхабах
Вопрос:
Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух.
Мы знаем, что в ханафитском мазхабе макрух-тахрими читать «Фатиху» за имамом в джахри- и сирри-намазах.
Также знаем, что в маликитском и ханбалитском мазхабах в джахри-намазах это макрух, а в сирри-намазах – мустахаб.
Но вопрос заключается в том, какой хукм в отношении чтения «Фатихи» за имамом по шафиитскому мазхабу в джахри-намазах (в сирри они читают, это для них ваджиб)? Я думаю, этот вопрос многих шафиитов также волнует.
Что скажете насчёт этих высказываний:
– Имам Шафии (рахматуллахи алейхи) два года до своей смерти жил в Египте. В этом последнем периоде своей жизни он говорил: «В каждом намазе, несмотря на то, это джахри-намаз или сирри, читать суру «Фатиха» для муктади является ваджибом» («Аль-Мизан Аль-Кубра», т.1, стр.137).
– Но до приезда в Египет, как имам Малик (рахматуллахи алейхи), он тоже говорил, что в джахри-намазах читать суру «Фатиха» для муктади является макрухом. («Кашфуль Му‘дилат», стр.193).
– Из книги «Китабуль ум», стр. 93 (сборник высказываний) имама Шафии (рахматуллахи алейхи) выясняется, что, по мнению Шафии (рахматуллахи алейхи), в джахри-намазах читать суру «Фатиха» для муктади не является ваджибом. («Кашфуль Му‘дилят», стр. 193)
«Кашфуль Му‘дилят» – кому принадлежит эта книга?
Наш имам не придерживается никакого мазхаба, но также вводит в заблуждение многих ханафитов и постоянно говорит о том, чтобы все читали «Фатиху» за имамом, иначе намаз не принимается. Когда я ему говорю, что это не так, что есть доводы на это, и их немало (даже привожу), он игнорирует. Может, вы тут ответите с доказательствами, а я ему дам ссылку, пусть зайдёт, почитает, иншааллах? Так как по книге он не будет от меня принимать.
Конечно, я понимаю, что проблема на сегодняшний день безмазхабности очень серьёзная. И она многих вводит в заблуждение серьёзное. В итоге ханафиты многие читают «Фатиху» по своему невежеству. Кому можно я разъясняю.
Я ему также говорю, что многие учёные (факихи и мухаддисы) – такие, как аз-Захаби (рахимахуллах) и др. – подтвердили, что ханафиты опираются на хадисы в своих суждениях (но он не верит), и поэтому не могли бы вы привести слова больших учёных разных мазхабов об Абу Ханифе (рахимахуллах) и о мазхабе в целом и также, чтобы помимо перевода также был и арабский текст, если можно.
Наш имам – араб, с Марокко. (Россия, Калининградская обл.)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Хотя некоторые правоведы ханафитского мазхаба постановили, что произнесение суры «Фатиха» за имамом – макрух-тахрими, другие ханафитские специалисты постановили, что это макрух-танзихи («хиляф-уль-ауля» – дозволенное, но то, от чего лучше воздержаться). Мы отдаем предпочтение второму мнению.
Что касается мазхаба имама Шафии (милость ему Аллаха), его утверждения подразделяются на две категории:
а) кауль-кадим (прежнее мнение);
б) кауль-джадид (более позднее мнение).
Под «прежним мнением» подразумеваются взгляды, которых он придерживался до переезда в Египет, а под «более поздним» – его взгляды после переселения в Египет вплоть до его смерти.
Имам Шафии (милость ему Аллаха) поселился в Египте в 199 г. х., а умер в 204 г. х. (Адаб-уш-Шафии ва манакибух. – Стр. 75)
В тех случаях, когда записаны два мнения имама Шафии (т. е. прежнее и более позднее), как в рассматриваемой нами ситуации, предпочтение отдается более позднему мнению, за исключением небольшого количества ситуаций, о чем имам Навави говорил в своих трудах «Раудат-ут-талибин» (том 11, стр. 113) и «Маджму» (том 1, стр. 102).
Имам Абу Исхак Ширази (милость ему Аллаха) писал в своем труде «Мухаззаб», что в отношении необходимости муктади произносить суру «Фатиха» было два мнения:
а) одно из них (более позднее, записанное в «Китаб-уль-умм») гласит, что произнесение суры «Фатиха» за имамом является ваджибом;
б) второе (прежнее) заключается в том, что произнесение суры «Фатиха» за имамом ваджибом не является. («Шарх "Мухаззаб"». – Изд. Дар-уль-кутуб аль-ильмия. – Том 1, стр. 139)
وهل تجب على المأموم؟ ينظر فيه فإن كان في صلاة يسر فيها بالقراءة وجبت عليه وإن كان في صلاة يجهر فيها بالقراءة ففيه قولان: قال في الأم والبويطي: يجب عليه لما "روى عبادة بن الصامت قال: صلى بنا رسول الله صلى الله عليه وسلم الصبح فثقلت عليه القراءة فلما انصرف قال: إني لأراكم تقرأون خلف إمامكم قلنا: والله أجل يا رسول الله صلى الله عليه وسلم نفعل هذا قال: لا تفعلوا إلا بأم الكتاب فإنه لا صلاة لمن لم يقرأ بها" ولأن من لزمه قيام القراءة لزمه القراءة مع القدرة كالإمام والمنفرد وقال في القديم: لا يقرأ لما روى أبو هريرة رضي الله عنه أن رسول الله صلى الله عليه وسلم انصرف من صلاة جهر فيها بالقراءة فقال: "هل قرأ معي أحد منكم؟ فقال رجل: نعم يا رسول الله قال: إني أقول مالي أنازع القرآن" فانتهى الناس عن القراءة مع رسول الله صلى الله عليه وسلم فيما جهر فيه بالقراءة من الصلوات حين سمعوا ذلك من رسول الله صلى الله عليه وسلم.
Имам Навави (милость ему Аллаха) также подтвердил, что предпочитаемым мнением является необходимость (ваджиб) произнесения муктади суры «Фатиха» в каждом ракаате как в сирри (произносимом тихо: например, зухр, аср), так и в джахри (произносимом громко, например: фаджр, магриб, иша) намазах. («Маджму»; «Шарх "Мухаззаб"». – Изд. Дар-уль-фикр. – Том 3, стр. 363)
وأما المأموم فالمذهب الصحيح وجوبها عليه في كل ركعة في الصلاة السرية والجهرية: وقال الشافعي في القديم لا تجب عليه في الجهر
Внимание! Если муктади присоединяется к имаму в намазе, когда тот – в руку' (поясном поклоне), то муктади произносит такбир-тахрим (открывающий такбир) и присоединяется к имаму в руку'. Он не произносит суру «Фатиха» перед тем, как перейти в руку'. (Тухфат-уль-мухтадж. – Изд. Турас. – Том 2, стр. 363)
(وإن أدركه) أي المأموم الإمام (راكعا أدرك الركعة) أي ما فاته من قيامها وقراءتها
К сожалению, у меня нет сведений по книге «Кашф-уль-му'дилят».
Если имам из Марокко, о котором Вы пишете, отговаривает людей от следования мазхабу или же пропагандирует идею о том, что исполнение ими намаза по ханафитскому мазхабу является неверным, то это грубая ошибка с его стороны. Не подобает человеку, удостоенному положения имама, распространять такую ложь. Ведь способ исполнения намаза по ханафитскому мазхабу основан на учениях Корана и хадисов – так же, как и исполнение намаза по трем другим мазхабам. Подробные доказательства приводятся в книгах «Игля-ус-сунан» шейха Зафара Ахмада Усмани и «Шарх "Мухтасар" Тахави» имама Джассаса. Ему следует обратиться к данным книгам и увидеть, каким образом нормы ханафитского мазхаба основываются на Коране и хадисах.
По биографии, достоинствам и огромным познаниям имама Абу Ханифы Вы можете обратиться к статье «О познаниях имама Абу Ханифы (милость ему Аллаха) в области хадисов». Также Вы можете обратить внимание имама на такие книги, как «Укуд-уль-джумман фи манакиби Аби Ханифа ан-Нугман» и «Манакиб-уль-имам Аби Ханифа ва сахибейх» имама Шамсуддина Захаби.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Словарь
Статьи
Биографии
Абуль-Хасан Али Надви (р.а.) родился 6-го мухаррама 1333 года по хиджре в деревне Такия Калан (Дайра Шах Аламулла) близ индийского города Рай-Барели.Священному Кора... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →