б организации мусульманских туров и отдыха
Опубликовано: 02 января 2012
Вопрос: Ассаламу\ алейкум уа рахматуллахи уа баракатуху,\ уважаемый шейх!
\
Спасибо,\
что нашли время и уделили внимание моим\
вопросам (см. фетвы \
«Как получить
лицензию туроператора, не нарушив шариата?»\
и
\
«На что следует обратить
внимание турфирмам?»)! Пусть воздаст
Аллах Вам благом\
в обоих мирах! У меня свой туристический\
бизнес - мусульманское турагентство, в\
связи с
деятельностью которого у меня\
есть ряд вопросов.
\
\
Начав\
работу по
организации туров для мусульман\
я столкнулся с тем, что даже планируя\
вывозить мусульман на отдых в страны\
арабского Востока, не нашел там отелей,\
которые соответствовали бы на 100%\
стандарту «Халяль». Радует хотя бы
то,\
что питание в этих отелях почти на 100%\
халяль, хотя есть и те, которые наряду\
с халялем подают и харам (в отелях Турции,\
Египта, ОАЭ и
ряда других стран).
\
\
В\
прошлом своем ответе Вы мне посоветовали
\
не брать на себя заключение страхового\
договора туроператора (каждый туроператор\
в России обязан заключить со
страховой\
компанией договор страхования финансового\
обеспечения, на случай если туристы\
этого туроператора
пострадают, то им\
будет из этой страховки выплачена\
компенсация. Без такого договора или\
банковского обеспечения
туроператор\
не сможет вести свою деятельность\
официально). Так вот в связи с этим\
моментом Вы мне посоветовали,
чтобы\
кто-то другой из немусульман взял на\
себя эту функцию.
\
\
Поэтому
\
я заключил агентские договора с\
туроператорами, которые имеют все\
необходимые документы и финансовое\
обеспечение.
\
\
Теперь\
у меня есть возможность, альхамдулилляхи,\
отправлять в арабские и иные
страны\
мусульман нашей страны.
\
\
У\
меня появились еще вопросы в
связи с\
организацией отдыха и путешествий для\
мусульман.\
Я знаком с классическими нормами
шариата\
на эту тему (на уровне
медресе), но мне\
хотелось
бы получить вашу фетву на\
основании сегодняшних реалий, с учетом\
развития современного транспорта,\
способов
передвижения и вопросов\
безопасности в пути и в странах пребывания.
\
\
Итак,\
мои вопросы:
\
\
1.\
Могу ли я продавать туры на
отдых:
\
\
1.1.\
мусульманке и группе мусульманок\
(начиная от
2-х человек) без махрама. Если\
да,
то есть ли ограничения по возрасту?
\
\
1.2.\
мусульманкам с махрамом,
если махрамом\
является мальчик? Есть ли требования к\
возрасту мальчика?
\
\
1.3.\
молодой мусульманке со своей пожилой\
матерью, тетей, сестрой, матерью/сестрой/тетей\
мужа?
\
\
1.4.\
может ли мусульманка купаться в полностью\
закрытом мусульманском
купальнике\
(буркини) или в черном хиджабе вместе\
со своим мужем, братом, отцом на обычном\
светском пляже, где купаются все? либо\
на
некотором удалении от светского\
пляжа, но все же оставаясь на виду других\
мужчин и женщин-немусульманок, так что\
не возможно будет разглядеть лицо этой\
мусульманки и особенности фигуры, а\
только общий силуэт?
\
\
1.5.\
немусульманке (обычной светской женщине,\
женщинам ахль-
китаб), предполагая (зная,\
будучи уверенным, что так и будет), что\
они покупают этот тур, чтобы поехать\
покупаться в море и позагорать будучи\
одетыми в открытые женские светские\
купальники на глазах у всех (мужчин,\
женщин, детей)? Несу ли я ответственность\
перед Аллахом за то, что они в таком виде\
будут купаться и загорать?
Буду ли я\
пособником в совершении этого греха,\
тем более учитывая то, что светские\
женщины, покупая туры в
светские отели,\
могут позволить себе употребление\
алкоголя и совершение зина с посторонними\
мужчинами? Буду ли я отвечать за то, что\
принял участие
в организации ее отдыха,\
где она будет вести (мне это наверняка\
не известно, но, учитывая образ жизни\
современных
светских девушек и женщин,\
я это не исключаю)?
\
\
1.6.\
мусульманину,
который хочет один или в\
компании друзей-мусульман, со своей\
женой и детьми съездить отдохнуть в\
один из светских
отелей Египта, Турции,\
ОАЭ и т.п. (кроме Турции, там нет отелей\
только для мусульман)? При этом и он\
знает, и мы
его предупреждаем, что там\
помимо халяльной еды все остальное не\
соответствует шариату: общий пляж (где\
ходят с
открытым/частично открытым\
ауратом мужчины и женщины, где подают\
и продают алкоголь, где звучит музыка\
и т.п.)?
Могут вообще мусульмане ездить\
отдыхать на такие курорты, учитывая то,\
что это дешево, а если планировать\
поездку
на море самому, то это получается\
в два-три раза дороже?
\
\
2.\
Могу ли я
продавать авиабилеты, бронировать\
номера в отелях по всему миру, если моим\
покупателем
является:
\
\
2.1.\
мусульманка, которая покупает билет на\
себя
или хочет полететь куда-то с детьми,\
сестрой, мамой и т.п., кроме отца, мужа,\
брата, взрослого сына?
\
\
2.2.\
мусульманка, которая вылетает к себе\
на Родину, либо чтобы
встретиться с\
мужем (если муж — иностранец, а его жена,\
россиянка, прилетала на родину что\
решить свои дела,
повидать родителей и\
т.п.), либо на учебу в светское/религиозное\
учебное заведение?
\
\
2.3.\
немусульманка (светская женщина или\
женщина ахль-китаб)?
\
\
Отвечая\
на мои вопросы, прошу учесть то, что у\
нас в России (думаю, не только в ней)
очень\
большой процент незамужних, разведенных\
женщин как с детьми, так и без детей.
\
\
Для\
одних поездка к морю — это просто отдых,\
для других — возможность подлечить\
своих
детей, которые часто болеют, и\
врачи советуют поездки к морю. А вот\
махрама нет, или нет возможности\
сопровождения
махрамом (немусульманин,\
больной, инвалид, алкоголик и т.п.). Как\
быть этой мусульманке (немусульманке)\
в этом
случае?
\
\
У\
нас в России очень много женщин, в том\
числе
мусульманок, которые много работают\
(по разным причинам это происходит, но\
факт остается фактом). В связи с этим\
многие из них часто путешествуют (ездят\
за товаром в Турцию, ОАЭ, Египет, Сирию,\
Китай и другие страны). И они
знают, что\
путешествовать без махрама нельзя, но\
ввиду того, что многие просто не замужем\
(по разным причинам:
одни развелись с\
мужьями-алкоголиками или немусульманами,\
другие по причине того, что мужья - бездельники и т.п.,
либо просто уже им\
не до мужчин, т.к. находятся в престарелом\
возрасте, но ведут активный образ жизни\
—
зарабатывают себе на жизнь, чтобы не\
зависеть от нищенской пенсии и т.п.). И,\
тем не менее, они ездят, покупают\
авиабилеты, туры в светских турфирмах.\
Должен ли я им отказывать, зная, что они\
все равно поедут через другую
турфирму,\
а я хоть постараюсь максимально подобрать\
хороший отель с халяль-питанием и т.п.?
\
\
3.\
Я организовываю посещение аквапарка\
для мусульман — отдельно для
мужчин и\
отдельно для женщин, соблюдая четкое\
разделение полов: когда посещают женщины,\
то весь персонал аквапарка
— женщины,\
а когда мужчины, то — мужчины (кроме\
кассы, где сидит женщина, и кафе, где\
официантки — тоже женщины).
В этом\
аквапарке также нет системы видеонаблюдения\
и видеозаписи в аквазоне (где купаются)\
и в раздевалке, в
душевых, а также\
закрываются все окна, которые смотрят\
в аквазону. И еще мои сотрудники-девушки\
смотрят, чтобы
кто-то не подошел к этим\
окнам и не подглядывал. Сам я тоже лично\
перед посещением женщин (за час до\
начала)
захожу, чтобы убедиться, что все\
закрыто. Да и официально администрация\
аквапарка утверждает, что предприняла\
все
меры предосторожности, согласно\
нашим требованиям. Но я не могу быть на\
100% быть уверенным, что кто-нибудь не\
задумает подглядеть или записать на\
видео, как купаются женщины. До нас этот\
путь в аквапарк проложили
религиозные\
иудеи (которые соблюдают каноны своей\
религии). Они также отдельно арендовали\
аквапарк: раздельно для
своих женщин и\
мужчин. Поэтому нам не составило труда\
договориться с администрацией аквапарка\
для мусульман. Для
многих женщин-мусульманок,\
которые сидят дома с детьми и которые\
не имеют возможности поехать покупаться\
в море, на реке,
посещение этого аквапарка\
— большая радость, возможность снять\
усталость и стресс, а также пообщаться\
со своими
сестрами.
\
\
3.1.\
Можно ли мне, учитывая все вышесказанное,\
организовывать такие мероприятия?
\
\
3.2.\
Каковы требования к мусульманкам,\
посещающие такие аквапарки, где кроме\
мусульманок и светских женщин-
спасателей,\
и светских женщин, обслуживающих это\
мероприятие, больше никого нет?
\
\
Надо\
ли им
соблюдать полный хиджаб? Другими\
словами, какова форма одежды для\
мусульманок, учитывая то, что есть такие\
хадисы:
\
\
Абу\
аль-Мулих рассказывал: «Однажды к\
‘Аише
явились женщины из Шама, и Аиша\
спросила: \
«Кто вы?» Они ответили: «Мы –\
жители Шама». Аиша спросила:
«Наверно,\
вы из тех мест, где женщины посещают\
общественные бани?» Женщины ответили:\
«Да». Тогда Аиша
сказала:\
«Поистине, я\
слышала, как Посланник Аллаха (мир ему\
и благословение Аллаха) сказал: «Любая\
женщина, снявшая свою
одежду не в доме\
своего мужа, разрывает покрывало, которое\
между ней и Аллахом!» (Абу Дауд 2/170,\
Ибн Маджах 3750,
аль-Хаким 4/288 и др.)
Это\
достоверный хадис, и его достоверность\
подтвердили, такие имамы, как ат-Тирмизи,
\
аль-Хаким, аль-Багъауи, аз-Захаби и\
аль-Альбани.
Умм ад-Дарда\
рассказывала: «Однажды я вышла из\
общественной бани
и встретила Посланника\
Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).\
Он спросил меня: «Откуда идешь, о Умм\
ад-Дарда?» Я
ответила: «Из бани». На\
это Пророк (мир ему и благословение\
Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в чьей\
руке моя душа,
любая женщина, снимающая\
свою одежду где-либо, помимо дома\
какой-либо из своих матерей, срывает\
все завесы между
собой и Милостивым!» (Ахмад\
6/361 362, ад-Дуляби 2/134) Достоверность хадиса\
подтвердили хафиз аль-Мунзири и шейх
\
аль-Альбани.
В этих хадисах содержится\
ясный запрет на посещение женщинами\
общих бань, и смысл
этого связан с тем,\
что аурат необходимо скрывать от\
посторонних глаз, будь это женщина или\
мужчина. Посланник
Аллаха (мир ему и\
благословение Аллаха) говорил: «Пусть\
мужчина не смотрит на ‘аурат мужчины,\
а женщина - на
‘аурат женщины!» (Муслим,\
338)
\
\
4.\
Можно ли организовывать семейные\
праздники и туры выходного
дня для\
мусульман, где все находятся вместе\
(одно помещение: боулинг, дом культуры;\
одна местность: дом отдыха,
база отдыха)?
\
\
4.1.\
Соревнования между мусульманскими\
семейными парами по следующим
видам:
\
\
-\
турнир по боулингу
\
\
-\
турнир по дартсу
\
\
-\
турнир по стрельбе из лука,
арбалета,\
ружья
\
\
-\
автогонки на картингах, на велосипедах,\
на лодках, байдарках и
т.п.
\
\
если\
женщины соревнуются на глазах мужчин,\
не нарушая хиджаба?
\
\
5.\
Я планирую организовать туры для\
мусульманских групп для посещения\
Аль-Аксы (Аль-Кудса). У некоторых моих\
партнеров-немусульман
есть туры для\
мусульман, но у меня есть подозрение,\
что эти туроператоры — иудеи, или\
по-любому работают с иудеями
при\
организации подобных туров.
\
\
5.1.\
Могу ли я организовывать такие
туры\
через таких туроператоров, учитывая\
то, что даже если первым моим контрагентом\
будет мусульманин, то он все
равно должен\
будет для организации тура сотрудничать\
с туроператорами «Израиля» (международный\
паломнический центр
в Иерусалиме,\
который организует туры для мусульман,\
христиан, иудеев)?
\
\
5.2.\
Я могу, конечно, на свой страх и риск\
просто сам \
«неофициально»\
организовать\
такой
тур для мусульман, но в случае\
какого-нибудь конфликта, болезни и т.п.\
государство не сможет должным образом\
помочь этим мусульманам, которые поехали\
в этот организованный мною тур, а против\
меня могут завести уголовное
дело, либо\
выписать большой штраф. Мне кажется,\
такая организация тура будет неправильной,\
какое ваше мнение?
\
\
5.3.\
Слышал, что ряд современных мусульманских\
ученых предостерегают от
поездок в\
Аль-Кудс, основываясь на том, что таким\
образом мусульмане поддерживают\
экономику «Израиля», что лучше
поехать\
в хадж
или умру.
\
\
Какое\
ваше мнение на этот счет? Может мусульманин,
\
совершивший хадж, умру посетить третью\
святыню ислама, согласно хадису Пророка,\
где говорится в том числе и о
посещение\
Аль-Аксы?
\
\
Огромная\
просьба дать свой ответ по двум мазхабам,\
как наиболее
распространенным на\
территории России: ханафитскому и\
шафиитскому!
\
\
Джазакаллаху\
хайран!
(Россия,\
Татарстан)
Ответ:
\
\
Во\ имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
\
Ассаламу\
алейкум уа
рахматуллахи уа баракатух!
\
\
\
Машааллах, мы рады
узнать о Ваших достижениях\
и поощряем их. Это хорошая инициатива,\
и действительно имеется очень большая\
потребность в организации соответствующих\
шариату поездок и туров для мусульман.\
Да благословит Вас Аллах в Ваших
\
стараниях, и да благословит Он Ваш проект\
процветанием! Аминь.
\
\
\
1.1,\
1.2 и 1.3) Вы можете продавать (организовывать)\
туры для таких людей. Вы не получите
\
греха за продажу им билетов без махрама,\
и Вы не обязаны узнавать, будет ли их\
сопровождать махрам или нет.
Конечно,\
если Вы знаете, что они поедут без\
махрама, Вам следует вежливо посоветовать\
им, что они должны
сопровождаться\
махрамом во время поездок.
\
\
\
Мальчик\
становится махрамом для своей сестры\
(матери, тети, бабушки) по достижении им\
половозрелого
возраста.
\
\
\
1.4)\
Ей разрешается купаться на открытом\
пляже при условии, что ее волосы и тело\
покрыты закрытой одеждой,\
и что она вдали от обзора
мужчин, не\
приходящихся ей махрамами. Она должна\
быть на таком расстоянии от них, что они\
не могут ясно видеть
черты ее лица.
\
\
\
Мусульманам\
рекомендуется
купаться на пляжах, когда\
они обычно пусты, или когда на них обычно\
меньше народа: например, ранним
утром.
\
\
\
1.5)\
Вам разрешается продавать
(организовывать)\
туры для таких людей. Их проступки —\
вне рамок Вашей ответственности, если\
только Вы не
отправляете их в такие туры\
или места, которые предназначены для\
харама: например, в бары, дискотеки,\
казино и
т.д.
\
\
\
1.6)\
Это
разрешено.
\
\
\
2.1,\
2.2 и 2.3)
Разрешается продавать\
сопутствующие поездке услуги во всех\
указанных Вами сценариях. Как говорилось\
выше, если во
время продажи билетов Вы\
знаете, что мусульманки будут путешествовать\
без махрамов, Вам нужно вежливо\
посоветовать
им поехать с махрамом.\
Доход от продажи данных билетов будет\
дозволенным.
\
\
\
3.1)\
Да. Вам разрешается организовывать\
такие мероприятия, предназначенные\
отдельно для мужчин и отдельно для\
женщин.
\
\
\
3.2)\
Хотя женщины и будут в
присутствии\
только лишь женщин, им необходимо\
закрывать свое тело (от груди до колен)\
в присутствии друг друга.
Это в случае,\
если все они — мусульманки. Если среди\
них есть немусульманки, мусульманкам\
необходимо покрывать
тело от шеи до\
лодыжек, а также покрывать свою голову.\
(«Аль-Маусу'ат-уль-Фикхия\
аль-Кувейтия», том 31, стр.41, изд.\
Вазарат-уль-
Аукаф)
\
\
\
ذهب\
جمهور الفقهاء:\
(الحنفية\
والمالكية وهو الأصح عند الشافعية)\
إلى\
أن المرأة الأجنبية الكافرة كالرجل\
الأجنبي بالنسبة للمسلمة، فلا يجوز أن\
تنظر إلى بدنها، وليس
للمسلمة أن تتجرد\
بين يديه
\
4)\
Вы можете организовывать семейные\
торжества, но
при этом необходимо\
разделение по семьям. Не должно получиться\
так, что немахрамы противоположных\
полов будут
находиться вместе. Если Вы\
не можете организовать семейные торжества\
в соответствии с нормами хиджаба\
(разделения), Вам следует воздержаться\
от проведения таких
мероприятий.
\
4.1)\
Вам нужно воздержаться от проведения\
соревнований указанным Вами
способом.\
Такие семейные конкурсы, скорее всего,\
приведут к приведут к тому, что немахрамы\
противоположных полов
будут свободно\
находиться друг с другом. Лучше проводить\
такие соревнования отдельно для мужчин\
и отдельно для
женщин.
\
5.1)\
Разрешается организовывать такие туры,\
даже если это потребует от Вас\
сотрудничества
с израильскими властями.
\
5.2)\
Вам не разрешается организовывать такие\
туры без официального
разрешения\
соответствующих властных структур.
\
5.3)\
Посещению Аль-Кудса придается очень\
большое
значение в хадисах. Поистине,\
это Священное место. Это третий Харам\
(святыня) для мусульман, и каждый\
мусульманин
должен стремиться посетить\
Священный город и Священную мечеть. В\
хадисе записано, что человек, надевающий\
ихрам в
мечети «Аль-Акса» для хаджа или\
для умры, подобен новорожденному (т.е.\
все его грехи прощаются). («Канзуль-Уммаль»,\
хадис 35071, передала Умму Саляма)
\
\
من\
أحرم بحج أو عمرة من المسجد الأقصى كان\
كيوم ولدته
أمه
\
Аль-Кудс\
был родным домом для наших пророков, а\
именно: Сулеймана, Дауда, Закарии и Исы\
(алейхимуссалям), - а также Марьям\
(алейхассалям) и других. Тот факт, что\
доступ в мечеть находится под израильским\
контролем, и что ее
посещение может\
принести пользу израильской экономике,\
не должен удерживать человека от\
посещения Священной
земли.
\
Мне\
неизвестны различия в данных вопросах\
между ханафитским и шафиитским мазхабами.\
Тем не
менее, для полной уверенности в\
ответах по шафиитскому мазхабу Вам\
следует свериться с шафиитскими
алимами.
\
А\
Аллах знает лучше.
\
Уассалам. \
\
\
\
\
\
Муфтий\
Сухайл Тармахомед
\
Ответ\
дан при содействии шейха Юнуса Османа (хафизахуллах), опытного турагента
и\
бывшего генерального секретаря Совета\
алимов (КЗН, ЮАР)
Остались неясности? Вы можете уточнить ответ у Алима