Каковы границы убеждений об аулия?
Вопрос:
Ассаламу алейкум, уважаемый муфтий.
У меня есть вопросы относительно аулия:
1) Некоторые люди полагают, что «величайшие аулия (актабы) управляют миром, и что без их ведома и разрешения в этом мире ничего не происходит, даже движение муравья». Соответствуют ли такие заявления исламским убеждениям?
2) Некоторые люди верят, что души аулия после смерти могут свободно путешествовать по свету, посещать маджлисы зикра и маулиды, и что это их карамат. Допустимы ли подобные убеждения для мусульманина?
3) Можно ли приписывать аулия непогрешимость и защищенность от ошибок и заблуждений в шариатских вопросах?
4) В одной книге написано, что валий защищен от совершения куфра. Аулия действительно защищены от неверия?
5) Некоторые люди полагают, что избранные аулия знают время наступления конца света, и что они способны отсрочить или даже предотвратить конец света. Можно ли такое утверждать?
6) И вообще, в целом, каковы шариатские границы наших убеждений в существование аулия? Какие качества им можно приписывать, а какие вещи нельзя к ним относить? Надеюсь, мои вопросы – понятные. Пусть Аллах дарует и нам и вам благую смерть с иманом, исламом и ихсаном. Аминь. (Казань, Татарстан)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
1) Нельзя верить в то, что какое бы то ни было творение Аллаха, будь это пророк или набожный праведник (ед. ч. – валий, мн. ч. – аулия), обладает знанием всего происходящего в мире, и что события могут произойти лишь с их знания и позволения. Вера в такое – ширк (многобожие), ведь это – приписывание уникальных качеств Аллаха кому-то помимо Аллаха. Единственный и истинный управляющий этого мира – один лишь Аллах, как о том говорится во многих аятах Корана.
Аллах говорит в Коране:
وَعِنْدَهُ مَفَاتِحُ الْغَيْبِ لَا يَعْلَمُهَا إِلَّا هُوَ وَيَعْلَمُ مَا فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ وَمَا تَسْقُطُ مِنْ وَرَقَةٍ إِلَّا يَعْلَمُهَا وَلَا حَبَّةٍ فِي ظُلُمَاتِ الْأَرْضِ وَلَا رَطْبٍ وَلَا يَابِسٍ إِلَّا فِي كِتَابٍ مُبِينٍ
У Него (Аллаха) ключи к сокровенному. Никто не знает их, кроме Него. Ему известно то, что на суше и в море. Ни один листочек не падает без Его ведома. Нет ни зернышка в темных слоях земли, ни чего-либо свежего или сухого, что не было бы записано в ясной книге. (Коран, 6:59)
Хотя Аллах наделяет некоторых Своих рабов различными способностями и компетенциями, но они способны исполнить эти задачи лишь с дозволения и помощью Аллаха.
2) Это убеждение не имеет оснований. У сподвижников (да будет доволен ими Аллах) не было таких убеждений в отношении пророка (мир ему и благословение Аллаха). У табиинов, в целом, тоже не было подобных убеждений в отношении сподвижников. Наша система убеждений основана на Коране и Сунне в понимании и интерпретации сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха).
3) Непогрешимость и божественная защита исходят от Аллаха и даны лишь Его пророкам (мир им) в вопросах шариата. Все остальные, включая сподвижников, аулия и праведников, подвержены ошибкам. Поэтому имам Малик (милость ему Аллаха) говорил:
كُلُّ كَلَامٍ فِيْهِ مَقْبُوْلٌ وَ مَرْدُوْدٌ إِلّا كَلَامُ صَاحِبِ هَذا القَبْرِ
Каждое утверждение будет либо принято (если соответствует Корану и Сунне), либо отвергнуто (если противоречит им), за исключением слов обитателя этой могилы (то есть пророка, мир ему и благословение Аллаха). (Сияр аглям нубаля. – Том 8, стр. 93)
4) Никому, кроме пророков, не гарантирована защита от впадения в неверие. Даже величайшие аулия могут впасть в неверие, если Аллах решит пустить их по пути заблуждения. Аллах говорит в Коране:
مَنْ يَهْدِ اللَّهُ فَهُوَ الْمُهْتَدِي وَمَنْ يُضْلِلْ فَأُولَئِكَ هُمُ الْخَاسِرُونَ
Кому Аллах дает наставление, тот – на верном пути. Кого же Аллах пускает в заблуждение, те – в проигрыше. (Коран, 7:178)
Поэтому каждому следует высоко ценить свою веру. Каждому следует быть постоянно благодарным за полученное им благо веры и всегда стараться укрепить и защитить ее, непрестанно следуя Корану и Сунне. Никто, будь он валий или нет, не должен быть самодовольным в отношении своей веры.
5) Это куфр (неверие) быть убежденным или высказывать утверждения о том, что у некоторых аулия есть знания о времени наступления конца света. Даже пророк (мир ему и благословение Аллаха), когда его спросил Джибриль (мир ему), говорил, что у него нет знаний о времени его наступления. Об этом сообщается в знаменитом хадисе, известном как «хадис Джибриля». И Аллах говорит в Коране:
يَسْأَلُونَكَ عَنِ السَّاعَةِ أَيَّانَ مُرْسَاهَا قُلْ إِنَّمَا عِلْمُهَا عِنْدَ رَبِّي لَا يُجَلِّيهَا لِوَقْتِهَا إِلَّا هُوَ
Тебя спрашивают о Часе (Судном дне): когда он наступит? Скажи: «Знание о нем – лишь у моего Господа. Никому не раскрыть его, кроме Него в его время». (Коран, 7:187)
6) Если говорить об убеждениях, которые следует иметь об аулия на основе акыды Ахлюс-сунна-валь-джамаат, то сводка таких убеждений имеет следующий вид:
а. Аулия – близкие рабы Аллаха, которые могут достигнуть этого статуса лишь посредством следования Корану и Сунне.
б. Валий не является непогрешимым. Он подвержен ошибкам, как и любой обычный мусульманин. По сравнению с другими он воздерживается от совершения грехов или больших грехов из-за своей тесной связи с Аллахом. Совершение им греха не всегда влечет за собой его исключение из рядов аулия. Если он искренне раскается, то он восстановит свою тесную связь с Аллахом, а иной раз даже станет еще ближе к Нему.
в. Валий не обладает знаниями о сокровенном (незримом). Если он получает вдохновение свыше от Аллаха, это не является шариатским доводом. Так же и поступки валия не довод, чтобы считать что-либо дозволенным или запретным в исламе. Его поступки проверяются на соответствие Корану и Сунне. Если они соответствуют им, то прекрасно. Если же нет, то его поступки отвергаются, каким бы популярным и известным он ни был.
г. Лишь Аллах по-настоящему знает, кто является валием, а кто нет. Никто не может с полной определенностью заявлять, что такой-то человек – валий, ведь лишь Аллаху известно состояние внутреннего содержимого людей. Конечно, человек может склоняться к мнению, что такая-то личность – валий, из-за ее постоянной приверженности Корану и Сунне и из-за общего мнения людей, особенно праведных алимов, полагающих эту личность одним из аулия. Но с полной уверенностью быть убежденным в это невозможно.
д. Нужно отметить, что если человек популярен и известен как праведная личность, то это не гарантия его принадлежности к аулия. Его поступки, убеждения и характер должны соответствовать образу жизни и учению пророка (мир ему и благословение Аллаха).
е. В принципе, Аллах может наделить своего валия необычайными действиями и способностями, подобно тому как Он наделял этим сподвижников. Но осуществление необычайных действий еще не означает, что он является валием. Даже Шайтан может сбить людей с толку, помогая своим представителям необычайными трюками. В общем, необычайные способности и действия – это не критерий измерения праведности человека.
ж. Ни один валий не освобождается ни от одного правила шариата. Каким бы праведным он ни казался, он все равно обязан следовать законам шариата, включая следование нормам хиджаба, отсутствие открытого взаимодействия с противоположным полом, уединения с противоположным полом и т. д.
з. Ни один валий, сколь великим бы он ни был, не может превзойти или получить больший статус, чем у пророков и сподвижников перед Аллахом. Пророки (мир им) – величайшие аулия, и наш пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) – первейший. После них величайшими аулия являются сподвижники (да будет доволен ими Аллах).
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Q721
Словарь
Статьи
Биографии
Абуль-Хасан Али Надви (р.а.) родился 6-го мухаррама 1333 года по хиджре в деревне Такия Калан (Дайра Шах Аламулла) близ индийского города Рай-Барели.Священному Кора... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →