Месяц шаабан, пост и ночь Бараат
05 августа 2009
Шаабан – один из самых ценных месяцев, в отношении которых имеются особые инструкции в Сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). В достоверном хадисе сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился большую часть данного месяца. Данные дни поста не были для него обязательными, но шаабан – это месяц, непосредственно предшествующий рамадану. Поэтому пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) были предложены подготовительные меры, некоторые из которых перечислены ниже:
1. Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что пророка (мир ему и благословение Аллаха) однажды спросили:
– Какой пост наиболее ценен после поста рамадана?
– Дни поста шаабана в честь рамадана, – ответил он.
2. Усама ибн Зейд (да будет доволен им Аллах) сообщал, что он как-то раз спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха):
– Пророк, я видел тебя постящимся в месяц шаабан так часто, как ни в какой другой месяц.
– Это месяц между раджабом и рамаданом, которым многие люди пренебрегают, – ответил он. – И это месяц, в котором расчет поступков людей представляется перед Господом вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я держу пост.
3. Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) имел обыкновение поститься весь шаабан. Она спросила его:
– Пророк, шаабан – твой самый любимый месяц для поста?
– В этом месяце Аллах устанавливает список людей, умирающих в этом году. Поэтому я хочу, чтобы моя смерть пришла, когда я держу пост.
4. В другом хадисе она рассказывала, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) иногда начинал поститься беспрерывно. Люди начинали думать, что он никогда не прекратит поститься. А иногда он имел обыкновение прекращать поститься, и люди начинали думать, что он никогда не будет поститься. Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила, что никогда не видела пророка (мир ему и благословение Аллаха) постящимся в течение всего месяца, за исключением рамадана, и никогда не видела его постящимся чаще, чем в шаабан.
5. В другом хадисе она говорит, что никогда не видела пророка (мир ему и благословение Аллаха) постящимся столь обильно, как в месяц шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, то есть он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц.
6. Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) говорила, что никогда не видела пророка постящимся на протяжении двух месяцев беспрерывно, кроме месяцев шаабан и рамадан.
Эти хадисы указывают на то, что пост в месяц шаабан, хоть и необязателен, является столь ценным, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не любил пропускать его.
Но следует иметь в виду, что дни поста шаабана – только для тех людей, которые способны соблюдать их без ущерба для обязательного поста рамадана. Поэтому, если человек боится, что после дней поста месяца шаабана он потеряет силу или бодрость для постов в рамадан и окажется не способен с бодростью поститься в рамадан, ему не следует поститься в шаабан, поскольку пост в рамадан, являющийся обязательным, более важен, чем добровольный пост в шаабан. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал мусульманам поститься один-два дня непосредственно перед началом рамадана. Кроме того, Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передавал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Не поститесь после того, как прошла первая половина месяца Шаабан.
Согласно другому хадису, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Не предваряйте месяц рамадан одним-двумя днями поста.
Смысл приведенных выше хадисов – в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам имел обыкновение поститься большую часть месяца шаабана, потому что не боялся слабости и усталости перед началом рамадана. А другим он приказал не поститься после 15-го шаабана из-за опасения, что они потеряют силу и бодрость перед началом рамадана и не смогут с воодушевлением встретить месяц рамадан.
Ночь Бараат
Еще одной значимой особенностью месяца шаабан является наличие в нем ночи, которая обозначена в шариате как «ночь Бараат» (ночь освобождения от Огня). Эта ночь наступает между 14-м и 15-м днями месяца шаабан. Существуют определенные хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха), доказывающие, что это особая ночь, в которую Божья милость посещает людей всей земли. Некоторые из хадисов приводятся ниже:
1. Сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:
Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал ночную молитву (тахаджуд) и находился в столь продолжительном земном поклоне, что я забеспокоилась, не умер ли он. Я встала с постели и подвигала его большой палец, чтобы убедиться, что он жив. Палец сдвинулся, и я вернулась на свое место. Затем я услышала, как он говорил в земном поклоне:
– Ищу помощи у Твоего прощения от Твоего наказания, ищу помощи у Твоего довольства от Твоего недовольства, ищу Твоей помощи от Тебя. Я не могу восхвалить тебя так полно, как Ты того заслуживаешь. Ты именно такой, каким Ты определил Себя.
После этого он поднял голову и завершил намаз. Далее он обратился ко мне:
– Аиша, ты думала, что пророк предал тебя?
– Нет, пророк, но боялась, что твою душу забрали из этого мира, потому что твой земной поклон был очень долгим.
– Знаешь ли ты, что это за ночь?
– Аллах и Его Посланник знают лучше.
– Это ночь половины шаабана. Всемогущий Аллах смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости. Но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы).
2. В другом хадисе госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщала, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Всемогущий Аллах спускается (Он знает лучше, каким образом) в ночь в середине шаабана и прощает большое количество людей – больше, чем количество шерстинок овец племени Кальб.
Кальб представляло собой большое племя, располагавшее очень большим числом овец. Поэтому последнее предложение хадиса указывает на большое количество людей, прощаемых в эту ночь Аллахом.
3. Еще в одном хадисе Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Это срединная ночь шаабана. Аллах освобождает большое количеств людей от Огня, больше, чем шерстинок, растущих на овцах племени Кальб. Но Он даже не посмотрит на человека, придающего Аллаху сотоварищей, и на того, кто взращивает злой умысел в своем сердце против кого-нибудь, и на того, кто порывает родственные связи, и на человека, оставляющего свои одежды свисающими ниже щиколоток (как знак гордыни), и на того, кто ослушается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино.
4. Господин Муаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) передавал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Всемогущий Аллах посмотрит на всех созданных Им в срединную ночь шаабана и простит всех созданных Им, за исключением того, кто придает Ему сотоварищей, и того, в чьем сердце злой умысел (против мусульманина).
Хотя цепочка передатчиков некоторых из этих хадисов обладает определенными малыми техническими недостатками, но, если посмотреть на все эти хадисы вместе, станет ясно, что эта ночь обладает некоторыми убедительными достоинствами, и проведение этой ночи как священной ночи не является безосновательным измышлением, как представляют себе это некоторые современные теологи, которые на основании упомянутых незначительных недостатков хадисов полностью отказались от придания этой ночи особого значения. На самом деле, часть хадисоведов считала некоторые из данных хадисов достоверными, а дефекты в цепочки некоторых других рассматривались ими как незначительные технические недостатки, которые, согласно хадисоведению, устраняются при наличии множества путей передачи. Поэтому среди мусульмане ранней эпохи ислама постоянно считали эту ночь ночью особых достоинств и проводили ее в поклонении и молитвах.
Что следует делать в эту ночь?
Чтобы соблюсти ночь Бараат, следует бодрствовать в эту ночь так долго, как это возможно. Если у кого-то есть больше возможностей для этого, ему следует провести всю ночь в поклонении и молитве. Но если кто-то не может сделать этого по той или иной причине, он может выбрать для этих целей какую-либо существенную часть ночи, желательно ее вторую половину, и совершать следующие действия поклонения:
(а) Намаз. Намаз – самое предпочтительное действие для исполнения в эту ночь. Нет какого-то определенного количества ракаатов, но желательно, чтобы их было не менее восьми. Также рекомендуется каждую часть намаза (стояние, поясной поклон, земной поклон) исполнять дольше обычного. В намазе следует произносить самые длинные суры Корана из тех, что человек знает наизусть. Если кто-нибудь не помнит длинные суры, он может также произносить несколько коротких сур в одном ракаате.
(б) Чтение Коран. Произнесение аятов Корана – другая форма поклонения, очень полезная в эту ночь. После совершения намаза или в любое другое время следует произнести из Корана столько, сколько человек в состоянии сделать.
(в) Зикр (поминание Аллаха). Этой ночью следует также совершать зикр, а также по многу раз произносить салават в адрес пророка (мир ему и благословение Аллаха). Зикр можно произносить и во время ходьбы, лежа на кровати и в другие часы работы или отдыха.
(г) Дуа (мольбы к Аллаху). Наибольшая польза, которую можно извлечь из благ этой ночи, – это дуа. Есть надежда, что все мольбы, даст Аллах, в эту ночь будут приняты нашим Господом. Мольба сама по себе является богослужением, и Всемогущий Аллах дает награду за каждую мольбу и плюс еще удовлетворяет нужды обращающегося. Даже если то, о чем молили, не достигнуто, человек не может быть лишен награды за мольбу, которая иногда более ценна, чем земные блага, к которым он стремится. Мольбы также укрепляют отношения человека с Всемогущим Аллахом, что является главной целью всех видов и форм поклонения.
Человек может молить обо всем, что он пожелает. Но лучшие мольбы – те, что совершал пророк (мир ему и благословение Аллаха). Эти мольбы настолько всеобъемлющи, что красноречивые выражения, используемые в них, покрывают все человеческие нужды как этого мира, так и следующего. В действительности, мольбы пророка (мир ему и благословение Аллаха) настолько глубоки, что человеческое воображение едва способно соразмерить их величие.
На тему мольб пророка (мир ему и благословение Аллаха) доступны книги на различных языках, и человеку следует молить Всемогущего Аллаха в соответствии с ними, произнося мольбы на арабском или же их смысловой перевод на своем языке.
(д) Есть люди, которые не могут исполнить дополнительный намаз или чтение Корана по различным причинам (болезнь, слабость или занятость другими необходимыми делами). Таким людям не стоит полностью лишаться благ этой ночи. Им следует совершать следующие действия:
1. Исполнить намазы магриб, иша и фаджр с мусульманами в мечети или, если человек болеет, дома.
2. Следует постоянно произносить зикр, особенно упомянутый в пункте (в), в любом положении, пока человек не заснет.
3. Следует молить Аллаха о прощении и других благах. Это можно делать даже в кровати.
(е) Женщины во время месячных не могут исполнять намаз и читать Коран, но они могут произносить любой зикр, тасбих, салават и могут обращаться к Аллаху с любой желаемой просьбой на любом языке. Они также могут произносить арабские мольбы, приведенные в Коране или в хадисах с намерением мольбы (без намерения произнесения аятов Корана).
(ж) Согласно хадису, который является относительно менее достоверным, пророк (мир ему и благословение Аллаха) был в эту ночь на кладбище Бакы, где он молил Аллаха о мусульманах, похороненных там. На основе этого некоторые правоведы считали мустахаб (рекомендуемым) в эту ночь пойти на мусульманское кладбище и произнести суру «Фатиха» или любую другую часть Корана и молить об умерших. Однако это действие не является обязательным, и его не следует исполнять регулярно в качестве обязательного.
Чего в эту ночь делать не следует
1. Как говорилось выше, ночь Бараат – ночь особых благословений, направленных на мусульман. Поэтому эту ночь следует проводить в полной покорности Всемогущему Аллаху, и следует сторониться всех тех действий, которые могут не понравиться Аллаху. Хотя каждый мусульманин должен всегда воздерживаться от совершения грехов, в такие ночи это воздержание становится еще более необходимым, так как совершение грехов в эту ночь равносильно ответу на божественные блага непослушанием и тяжкими преступлениями. Такое высокомерное поведение не может вызвать ничего иного, кроме гнева Аллаха. Поэтому следует строго воздерживаться от всех грехов, особенно от упомянутых в хадисе № 3 из приведенных ранее в этой статье, потому что грехи лишают человека благ этой ночи.
2. Некоторые люди в эту ночь занимаются делами, которые они считают необходимыми для празднования ночи Бараат: они готовят особые блюда, подсвечивают дома или мечети, или временные сооружения. Все такие действия не только безосновательны и вымышлены невежественными людьми в последнее время, но в некоторых случаях являются полной имитацией ритуалов немусульман. Такое подражание само по себе является грехом, а совершение его в такую благословенную ночь, как ночь Бараат, делает его еще хуже. Мусульманам следует строго избегать подобных действий.
3. Некоторые люди в эту ночь проводят религиозные собрания и читают длинные лекции. Такие действия также не рекомендуются. В эту ночь необходимо заниматься только подлинными действиями поклонения.
4. Такие действия поклонения, как намаз, произнесение Корана и зикр, следует исполнять в эту ночь самостоятельно, а не коллективно. Не следует исполнять нафль-намаз коллективно и не следует мусульманам организовывать собрания в мечетях для коллективного празднования этой ночи.
Наоборот, эта ночь подразумевает поклонение Аллаху в уединении. Это время для наслаждения от прямого контакта с Господом Вселенной и для уделения внимания Ему и только Ему. Это драгоценные часы данной ночи, в которые между человеком и его Господом никто не должен вмешиваться, и следует обратиться к Аллаху с полной концентрацией без помех с чьей-либо стороны.
Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал действия поклонения этой ночью в полном уединении, без чьего-либо сопровождения, даже без его любимой спутницы жизни Аиши (да будет доволен ею Аллах), и поэтому все формы добровольного поклонения рекомендованы им для совершения индивидуально, а не коллективно.
Пост 15-го шаабана
В день, следующий за ночью Бараат, то есть 15-го шаабана, является мустахаб (рекомендуемым) держать пост. Сообщалось, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) настоятельно рекомендовал данный пост. Хотя у некоторых хадисоведов имеются определенные сомнения в достоверности данного хадиса, однако, как упоминалось ранее, посты первой половины шаабана, имеют особые достоинства, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился большую часть дней шаабана. Многие мусульмане ранней эпохи ислама держали пост 15-го шаабана. Эта непрерывная практика указывает на то, что они принимали соответствующий хадис в качестве достоверного.
Поэтому рекомендуется поститься 15-го шаабана, держа добровольный (нафль) пост. Можно также держать каза-пост (возмещение пропущенного обязательного поста), и есть надежда, что человек может также получить пользу от достоинств этого поста.
Перевод (с англ.яз.) askimam.ru
Муфтий Такы Усмани
1. Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что пророка (мир ему и благословение Аллаха) однажды спросили:
– Какой пост наиболее ценен после поста рамадана?
– Дни поста шаабана в честь рамадана, – ответил он.
2. Усама ибн Зейд (да будет доволен им Аллах) сообщал, что он как-то раз спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха):
– Пророк, я видел тебя постящимся в месяц шаабан так часто, как ни в какой другой месяц.
– Это месяц между раджабом и рамаданом, которым многие люди пренебрегают, – ответил он. – И это месяц, в котором расчет поступков людей представляется перед Господом вселенной, поэтому я хочу, чтобы мои дела были представлены в то время, когда я держу пост.
3. Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) имел обыкновение поститься весь шаабан. Она спросила его:
– Пророк, шаабан – твой самый любимый месяц для поста?
– В этом месяце Аллах устанавливает список людей, умирающих в этом году. Поэтому я хочу, чтобы моя смерть пришла, когда я держу пост.
4. В другом хадисе она рассказывала, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) иногда начинал поститься беспрерывно. Люди начинали думать, что он никогда не прекратит поститься. А иногда он имел обыкновение прекращать поститься, и люди начинали думать, что он никогда не будет поститься. Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила, что никогда не видела пророка (мир ему и благословение Аллаха) постящимся в течение всего месяца, за исключением рамадана, и никогда не видела его постящимся чаще, чем в шаабан.
5. В другом хадисе она говорит, что никогда не видела пророка (мир ему и благословение Аллаха) постящимся столь обильно, как в месяц шаабан. Он имел обыкновение поститься в этот месяц, оставляя лишь несколько дней, то есть он имел обыкновение поститься почти весь этот месяц.
6. Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) говорила, что никогда не видела пророка постящимся на протяжении двух месяцев беспрерывно, кроме месяцев шаабан и рамадан.
Эти хадисы указывают на то, что пост в месяц шаабан, хоть и необязателен, является столь ценным, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не любил пропускать его.
Но следует иметь в виду, что дни поста шаабана – только для тех людей, которые способны соблюдать их без ущерба для обязательного поста рамадана. Поэтому, если человек боится, что после дней поста месяца шаабана он потеряет силу или бодрость для постов в рамадан и окажется не способен с бодростью поститься в рамадан, ему не следует поститься в шаабан, поскольку пост в рамадан, являющийся обязательным, более важен, чем добровольный пост в шаабан. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал мусульманам поститься один-два дня непосредственно перед началом рамадана. Кроме того, Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передавал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Не поститесь после того, как прошла первая половина месяца Шаабан.
Согласно другому хадису, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Не предваряйте месяц рамадан одним-двумя днями поста.
Смысл приведенных выше хадисов – в том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам имел обыкновение поститься большую часть месяца шаабана, потому что не боялся слабости и усталости перед началом рамадана. А другим он приказал не поститься после 15-го шаабана из-за опасения, что они потеряют силу и бодрость перед началом рамадана и не смогут с воодушевлением встретить месяц рамадан.
Ночь Бараат
Еще одной значимой особенностью месяца шаабан является наличие в нем ночи, которая обозначена в шариате как «ночь Бараат» (ночь освобождения от Огня). Эта ночь наступает между 14-м и 15-м днями месяца шаабан. Существуют определенные хадисы пророка (мир ему и благословение Аллаха), доказывающие, что это особая ночь, в которую Божья милость посещает людей всей земли. Некоторые из хадисов приводятся ниже:
1. Сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:
Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал ночную молитву (тахаджуд) и находился в столь продолжительном земном поклоне, что я забеспокоилась, не умер ли он. Я встала с постели и подвигала его большой палец, чтобы убедиться, что он жив. Палец сдвинулся, и я вернулась на свое место. Затем я услышала, как он говорил в земном поклоне:
– Ищу помощи у Твоего прощения от Твоего наказания, ищу помощи у Твоего довольства от Твоего недовольства, ищу Твоей помощи от Тебя. Я не могу восхвалить тебя так полно, как Ты того заслуживаешь. Ты именно такой, каким Ты определил Себя.
После этого он поднял голову и завершил намаз. Далее он обратился ко мне:
– Аиша, ты думала, что пророк предал тебя?
– Нет, пророк, но боялась, что твою душу забрали из этого мира, потому что твой земной поклон был очень долгим.
– Знаешь ли ты, что это за ночь?
– Аллах и Его Посланник знают лучше.
– Это ночь половины шаабана. Всемогущий Аллах смотрит в эту ночь на своих рабов и прощает тех, кто просит прощения, и удостаивает Своей милости тех, кто молит о милости. Но сохраняет тех, кто имеет злой умысел (против мусульманина), такими же (и не прощает их до тех пор, пока они не освободятся от злобы).
2. В другом хадисе госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) сообщала, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Всемогущий Аллах спускается (Он знает лучше, каким образом) в ночь в середине шаабана и прощает большое количество людей – больше, чем количество шерстинок овец племени Кальб.
Кальб представляло собой большое племя, располагавшее очень большим числом овец. Поэтому последнее предложение хадиса указывает на большое количество людей, прощаемых в эту ночь Аллахом.
3. Еще в одном хадисе Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Это срединная ночь шаабана. Аллах освобождает большое количеств людей от Огня, больше, чем шерстинок, растущих на овцах племени Кальб. Но Он даже не посмотрит на человека, придающего Аллаху сотоварищей, и на того, кто взращивает злой умысел в своем сердце против кого-нибудь, и на того, кто порывает родственные связи, и на человека, оставляющего свои одежды свисающими ниже щиколоток (как знак гордыни), и на того, кто ослушается родителей, и на того, кто имеет привычку пить вино.
4. Господин Муаз ибн Джабаль (да будет доволен им Аллах) передавал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Всемогущий Аллах посмотрит на всех созданных Им в срединную ночь шаабана и простит всех созданных Им, за исключением того, кто придает Ему сотоварищей, и того, в чьем сердце злой умысел (против мусульманина).
Хотя цепочка передатчиков некоторых из этих хадисов обладает определенными малыми техническими недостатками, но, если посмотреть на все эти хадисы вместе, станет ясно, что эта ночь обладает некоторыми убедительными достоинствами, и проведение этой ночи как священной ночи не является безосновательным измышлением, как представляют себе это некоторые современные теологи, которые на основании упомянутых незначительных недостатков хадисов полностью отказались от придания этой ночи особого значения. На самом деле, часть хадисоведов считала некоторые из данных хадисов достоверными, а дефекты в цепочки некоторых других рассматривались ими как незначительные технические недостатки, которые, согласно хадисоведению, устраняются при наличии множества путей передачи. Поэтому среди мусульмане ранней эпохи ислама постоянно считали эту ночь ночью особых достоинств и проводили ее в поклонении и молитвах.
Что следует делать в эту ночь?
Чтобы соблюсти ночь Бараат, следует бодрствовать в эту ночь так долго, как это возможно. Если у кого-то есть больше возможностей для этого, ему следует провести всю ночь в поклонении и молитве. Но если кто-то не может сделать этого по той или иной причине, он может выбрать для этих целей какую-либо существенную часть ночи, желательно ее вторую половину, и совершать следующие действия поклонения:
(а) Намаз. Намаз – самое предпочтительное действие для исполнения в эту ночь. Нет какого-то определенного количества ракаатов, но желательно, чтобы их было не менее восьми. Также рекомендуется каждую часть намаза (стояние, поясной поклон, земной поклон) исполнять дольше обычного. В намазе следует произносить самые длинные суры Корана из тех, что человек знает наизусть. Если кто-нибудь не помнит длинные суры, он может также произносить несколько коротких сур в одном ракаате.
(б) Чтение Коран. Произнесение аятов Корана – другая форма поклонения, очень полезная в эту ночь. После совершения намаза или в любое другое время следует произнести из Корана столько, сколько человек в состоянии сделать.
(в) Зикр (поминание Аллаха). Этой ночью следует также совершать зикр, а также по многу раз произносить салават в адрес пророка (мир ему и благословение Аллаха). Зикр можно произносить и во время ходьбы, лежа на кровати и в другие часы работы или отдыха.
(г) Дуа (мольбы к Аллаху). Наибольшая польза, которую можно извлечь из благ этой ночи, – это дуа. Есть надежда, что все мольбы, даст Аллах, в эту ночь будут приняты нашим Господом. Мольба сама по себе является богослужением, и Всемогущий Аллах дает награду за каждую мольбу и плюс еще удовлетворяет нужды обращающегося. Даже если то, о чем молили, не достигнуто, человек не может быть лишен награды за мольбу, которая иногда более ценна, чем земные блага, к которым он стремится. Мольбы также укрепляют отношения человека с Всемогущим Аллахом, что является главной целью всех видов и форм поклонения.
Человек может молить обо всем, что он пожелает. Но лучшие мольбы – те, что совершал пророк (мир ему и благословение Аллаха). Эти мольбы настолько всеобъемлющи, что красноречивые выражения, используемые в них, покрывают все человеческие нужды как этого мира, так и следующего. В действительности, мольбы пророка (мир ему и благословение Аллаха) настолько глубоки, что человеческое воображение едва способно соразмерить их величие.
На тему мольб пророка (мир ему и благословение Аллаха) доступны книги на различных языках, и человеку следует молить Всемогущего Аллаха в соответствии с ними, произнося мольбы на арабском или же их смысловой перевод на своем языке.
(д) Есть люди, которые не могут исполнить дополнительный намаз или чтение Корана по различным причинам (болезнь, слабость или занятость другими необходимыми делами). Таким людям не стоит полностью лишаться благ этой ночи. Им следует совершать следующие действия:
1. Исполнить намазы магриб, иша и фаджр с мусульманами в мечети или, если человек болеет, дома.
2. Следует постоянно произносить зикр, особенно упомянутый в пункте (в), в любом положении, пока человек не заснет.
3. Следует молить Аллаха о прощении и других благах. Это можно делать даже в кровати.
(е) Женщины во время месячных не могут исполнять намаз и читать Коран, но они могут произносить любой зикр, тасбих, салават и могут обращаться к Аллаху с любой желаемой просьбой на любом языке. Они также могут произносить арабские мольбы, приведенные в Коране или в хадисах с намерением мольбы (без намерения произнесения аятов Корана).
(ж) Согласно хадису, который является относительно менее достоверным, пророк (мир ему и благословение Аллаха) был в эту ночь на кладбище Бакы, где он молил Аллаха о мусульманах, похороненных там. На основе этого некоторые правоведы считали мустахаб (рекомендуемым) в эту ночь пойти на мусульманское кладбище и произнести суру «Фатиха» или любую другую часть Корана и молить об умерших. Однако это действие не является обязательным, и его не следует исполнять регулярно в качестве обязательного.
Чего в эту ночь делать не следует
1. Как говорилось выше, ночь Бараат – ночь особых благословений, направленных на мусульман. Поэтому эту ночь следует проводить в полной покорности Всемогущему Аллаху, и следует сторониться всех тех действий, которые могут не понравиться Аллаху. Хотя каждый мусульманин должен всегда воздерживаться от совершения грехов, в такие ночи это воздержание становится еще более необходимым, так как совершение грехов в эту ночь равносильно ответу на божественные блага непослушанием и тяжкими преступлениями. Такое высокомерное поведение не может вызвать ничего иного, кроме гнева Аллаха. Поэтому следует строго воздерживаться от всех грехов, особенно от упомянутых в хадисе № 3 из приведенных ранее в этой статье, потому что грехи лишают человека благ этой ночи.
2. Некоторые люди в эту ночь занимаются делами, которые они считают необходимыми для празднования ночи Бараат: они готовят особые блюда, подсвечивают дома или мечети, или временные сооружения. Все такие действия не только безосновательны и вымышлены невежественными людьми в последнее время, но в некоторых случаях являются полной имитацией ритуалов немусульман. Такое подражание само по себе является грехом, а совершение его в такую благословенную ночь, как ночь Бараат, делает его еще хуже. Мусульманам следует строго избегать подобных действий.
3. Некоторые люди в эту ночь проводят религиозные собрания и читают длинные лекции. Такие действия также не рекомендуются. В эту ночь необходимо заниматься только подлинными действиями поклонения.
4. Такие действия поклонения, как намаз, произнесение Корана и зикр, следует исполнять в эту ночь самостоятельно, а не коллективно. Не следует исполнять нафль-намаз коллективно и не следует мусульманам организовывать собрания в мечетях для коллективного празднования этой ночи.
Наоборот, эта ночь подразумевает поклонение Аллаху в уединении. Это время для наслаждения от прямого контакта с Господом Вселенной и для уделения внимания Ему и только Ему. Это драгоценные часы данной ночи, в которые между человеком и его Господом никто не должен вмешиваться, и следует обратиться к Аллаху с полной концентрацией без помех с чьей-либо стороны.
Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал действия поклонения этой ночью в полном уединении, без чьего-либо сопровождения, даже без его любимой спутницы жизни Аиши (да будет доволен ею Аллах), и поэтому все формы добровольного поклонения рекомендованы им для совершения индивидуально, а не коллективно.
Пост 15-го шаабана
В день, следующий за ночью Бараат, то есть 15-го шаабана, является мустахаб (рекомендуемым) держать пост. Сообщалось, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) настоятельно рекомендовал данный пост. Хотя у некоторых хадисоведов имеются определенные сомнения в достоверности данного хадиса, однако, как упоминалось ранее, посты первой половины шаабана, имеют особые достоинства, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился большую часть дней шаабана. Многие мусульмане ранней эпохи ислама держали пост 15-го шаабана. Эта непрерывная практика указывает на то, что они принимали соответствующий хадис в качестве достоверного.
Поэтому рекомендуется поститься 15-го шаабана, держа добровольный (нафль) пост. Можно также держать каза-пост (возмещение пропущенного обязательного поста), и есть надежда, что человек может также получить пользу от достоинств этого поста.
Перевод (с англ.яз.) askimam.ru
Муфтий Такы Усмани
Словарь
Кербела - иракский город, в котором был убит внук Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям) Хусайн (радиаллаху анхум)
Фетвы
Биографии
Имам Муслим
Полное имя имама Муслима (рахматуллахи алейхи) — Абуль-Хуссайн Муслим-бин-Хабадж ан-Нишапури. Он родился в прославленной арабской мусульманской семье в известном хорасанско... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →