О музыке и пении
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
В случае поражения тем или иным недугом, худшим вариантом развития событий является тот, когда больной отказывается верить, что он болен. Подобно тому, как данный феномен признан в отношении физических заболеваний и недугов, поражающих тело человека, так же он применим и к духовным болезням и недугам, поражающих его душу.
Когда человек совершает грех (да убережет нас от этого Аллах), понимая, что это грех, сожалея о нем, с болью в сердце, это намного лучше, чем когда он совершает грех с убеждением, что тот дозволен (халяль). В первом случае совершается только один грех, и очень может быть, что человек раскается вследствие своего сожаления о грехе. Во втором же случае помимо самого греха присутствует еще больший грех попытки его оправдания. Обычно такой человек не получает наставление на раскаяние в совершенном грехе. (Да убережет нас от этого Аллах. Аминь.)
Музыка и пение
Так же обстоит дело с музыкой и недозволенным пением. Они решительно запрещены Шариатом, как покажут приводимые в этой статье доказательства. Однако есть люди, которые не готовы поверить в то, что они не дозволены (харам).
В наше время музыка получила такое распространение, что ею оказались затронуты все без исключения. Люди сталкиваются с ситуациями, когда просто вынуждены слушать музыку. Она проигрывается почти во всех универмагах и супермаркетах. Едете ли вы в такси, делаете ли телефонный звонок или даже просто идете по улице — это зло преследует вас повсюду. Молодые мусульмане включают музыку в своих машинах на полную мощь. Растущая популярность музыки, поглотившей наше общество, представляет серьезную угрозу для мусульман.
Музыка является уловкой немусульман. Одной из главных причин упадка мусульманского общества является увлечение бесполезными забавами. Сегодня мы видим, что мусульмане оказываются чуть ли не впереди всех по многим аморальным и порочным занятиям. Духовная сила, которая когда-то была отличительной особенностью мусульман, напрочь исчезла. И одна из основных причин этому — музыка и бесполезные развлечения.
Вред от музыки и ее влияние
Нам следует знать, что Всемогущий Создатель не запретил нам ничего, кроме того, что наносит вред мусульманам и всему обществу. Музыка оказывает огромный вред и порочное влияние.
Ислам полностью запрещает прелюбодеяние, а также то, что ведет к нему. Всемогущий Аллах говорит:
«(Даже) не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем (к другим порокам)» (Коран, 17:32)
Ислам запрещает не только прелюбодеяние и блуд, но и то, что ведет к ним. Именно поэтому Коран велит мусульманам и мусульманкам опускать глаза. Он запрещает уединение с человеком противоположного пола (хальва). Недозволенным сделано и неформальное общение лиц противоположного пола.
Это также является одной из основных причин запрета музыки, поскольку она влияет на эмоции, возбуждает, волнует и приводит к психологическим изменениям в человеке. Психологически доказанный факт: двумя важными факторами, возбуждающими в человеке половое влечение, являются женский голос (для мужчин) и музыка.
Поэтому Всевышний Аллах говорит:
«О жены Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина, если вы богобоязненны, так не проявляйте же нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чье сердце поражено недугом.» (Коран, 33:32)
Таким образом, Ислам запрещает прослушивание женского голоса с вожделением и страстью. Великий ханафитский факих, имам Ибн Абидин (да пребудет над ним милость Аллаха) писал:
«Женщинам разрешается разговаривать с мужчинами, не приходящимися ей махрам, в случае необходимости (то же самое верно и для мужчин по отношению к женщинам). Однако что не дозволено, так это то, чтобы они растягивали, смягчали и повышали голос мелодичным образом.» («Радд аль-Мухтар», том 1, стр. 406)
Аналогичным образом, не разрешается женщинам слушать голоса мужчин, не приходящихся им махрам, с вожделением и страстью. Один из известных западных мыслителей сказал: «Голос — один из скорейших способов влюбить женщину в мужчину. Именно поэтому многие женщины обожают певцов».
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да дарует ему мир) также опасался этого, когда сказал сподвижнику Баре ибн Малику: «О, Бара! Не позволяй женщинам слышать твой голос» («Канз аль-Уммаль», 7/322). Об этом же сообщается также и от сподвижника Анджаши (да будет доволен им Аллах).
Физическое влияние музыки
Эксперименты, проведенные врачами и исследователями, подтверждают, что музыка оказывает влияние не только на мозг, но и на каждый орган человека. Существует тесная связь между музыкой и движениями тела.
Также доказано, что музыка влияет на эмоции, активирует и возбуждает, а также приводит к различным психологическим изменениям в человеке. В одном из психологических экспериментов было установлено, что прослушивание умеренной музыки учащает сердцебиение, в то время как рок-музыка учащает его еще больше, хотя люди и заявляют, что музыка не оказывает на них эффекта.
В заключение необходимо отметить, что музыка и музыкальные инструменты, используемые для пения, являются причиной полового возбуждения человека, что может привести человека к прелюбодеянию и блуду. Поэтому Ислам принимает меры предосторожности, чтобы не пострадать от последствий. Это также является одним из принципов исламского правоведения, получившим название «блокировка путей (к осуществлению греха)» (садд аль-дара'и). Данный принцип основан на идее предотвращения порока до того, как он в действительности будет осуществлен, и этот принцип взят из основы наставлений Корана и Сунны: «Предотвращению греха отдается предпочтение, даже если другой альтернативой служит получение возможной пользы».
Забывая об Аллахе...
Одно из вредных воздействий музыки заключается в отвлечении человека от Создателя. Музыка служит временным способом получения удовольствия и удовлетворения, который заставляет человека забыть о том, кто он и для чего он создан. По этой причине музыкальные инструменты на арабском называют «маляхи», т.е. инструменты, удаляющие человека от поминания Всемогущего Аллаха.
Человек создан для благородной цели. Всевышний Аллах говорит:
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.» (Коран, 51:56)
Музыка и временные развлечения топят человека в физическом наслаждении и блокируют получение им истинной духовной пользы. В заключение следует сказать, что музыка играет важную роль в том, чтобы увести человека от понимания цели его создания.
Неисламские ценности
Другим вредным последствием прослушивания музыки является проникновение идеологии немусульман в наше сердце и душу. Современная музыка, как правило, посвящена, теме любви, блуда, наркотиков и вольности.
Мы видим, что весь мир помешан на куфр-идее неограниченной свободы, т.е. вольности в речи, движениях и т.д. Идея свободы («Это моя жизнь: что хочу, то делаю») стала главной темой музыки в последнее время. Она используется как средство внедрения в наши сердца и умы западной идеологии, полностью противоречащей исламским ценностям и учениям.
Отличие разумных доводов от правового обоснования
Приведенные выше последствия — лишь небольшая часть вредного и порочного воздействия музыки. Следует помнить, что все это разумные доводы в пользу запрета музыки, и они не являются правовым обоснованием (илля). Нормы Шариата основаны на правовом обосновании, а не на понимаемых разумом доводах. Иными словами, если убрать весь вред от музыки, это не сделает музыку дозволенной.
Таким примером может служить то, что разумные доводы запрета вина и спиртных напитков заключаются в том, что они создают вражду и ненависть между людьми и уводят человека от поминания Аллаха. Однако причиной (правовым обоснованием) является то, что это опьяняющие вещества. Теперь, если найдется человек, который скажет, что вино для него халяль, так как он запрется в своей комнате после того, как выпьет его, тем самым не причинив вреда другим, любой человек в здравом уме скажет, что он не прав, поскольку вино — харам, независимо от того, наносит ли выпивший человек вред другим людям или нет. Причиной тому служит то, что обоснованием (илля) запрета вина является опьянение, независимо от того, присутствует ли в этом мудрость (хикма) или нет.
То же самое верно и для музыки. Если человек спасется от всех перечисленных ранее вредных последствий, даже тогда музыка останется харамом. Нельзя считать ее дозволенной, даже если кто-то сможет уберечься от ее вредных последствий. Это точно установленный принцип в науке Усуль аль-Фикх.
Правовое постановление о музыкальных инструментах и недозволенном пении
В свете доказательств, которые будут рассмотрены ниже, недозволенным в Шариате является следующее:
а) Музыкальные инструменты, предназначенные исключительно для развлечения и танцев, пленяющие, порождающие удовольствие и наслаждение сами по себе (даже без пения): в частности, барабан, скрипка, гитара, флейта, лютня, мандолина, пианино, струнные инструменты и т.д., - все они запрещены и недозволенны (харам) к использованию.
Это единогласное решение всей уммы. Начиная с первого века Ислама, сахабы, табиины, факихи и алимы в целом единогласны в данном решении.
б) Пение, ведущее к греху, также является недозволенным по единогласному решению всех ученых. Это касается, например, песен, из-за которых человек не выполняет обязательных действий (фард и ваджиб).
в) Любое пение, сопровождающееся другими грехами: например, песни на недозволенные, аморальные и интимные темы, песни, которые поют не-махрам женщины, и т.д. также являются недозволенными. Данная норма также соответствует единогласному решению всех ученых.
Доказательства
В Коране и Сунне имеется немало доказательств в поддержку данного суждения. Мы постараемся рассмотреть некоторые из них:
1) Всевышний Аллах говорит:
«Среди людей есть такой, который покупает праздные речи, чтобы сбивать других с пути Аллаха безо всякого знания, и высмеивает их (знамения Аллаха). Таким уготованы унизительные мучения.» (Коран, 31:6)
Великий сподвижник, саидуна Абдулла ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах), разъясняя выражение «праздные речи», говорил:
«Клянусь Аллахом, его значение — музыка.» («Сунан аль-Байхаки», 1/223; удостоверено аль-Хакимом в «Мустадрак», 2/411)
Имам Ибн Аби Шайба приводит со своей собственной цепочкой передатчиков, что он (Ибн Мас'уд) сказал: «Клянусь Им, помимо Которого нет Бога, что это означает пение». (132/5)
Великий сподвижник и комментатор Корана, саидуна Абдулла ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Значение данного слова — музыка, пение и им подобное». («Сунан аль-Байхаки», 1/221; «Мусаннаф Ибн аби Шайба», 132/5)
Он также говорил:
«Музыка и покупка певиц». («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», 132/5)
Хасан аль-Басри (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Этот аят был ниспослан в отношении пения и музыкальных инструментов». («Тафсир ибн Кясир», 3/442)
То же объяснение передано от Муджахида, Икримы, Ибрахима, Наха'и, Макхуля и других (да будет доволен ими Аллах).
Приведенный аят Корана вместе с утверждениями о его значении ясно указывает на запрет музыки. Он также служит суровым предупреждением тем, кто вовлечен в торговлю музыкой каким бы то ни было образом и в каких бы то ни было видах и формах, поскольку Аллах предупредил их об «унизительных мучениях».
Что касается тех, кто говорят, что данный аят касается того, что мешает поминанию Аллаха, а не музыки, они не противоречат указанному разъяснению. Интерпретировать аят «тем, что мешает поминанию Аллаха» означает еще более общее разъяснение, которое включает, в том числе, и музыку, и песни как одни из тех деяний, которые в первую очередь останавливают человека от поминания Аллаха. По этой причине большинство комментаторов Корана интерпретировали данный аят только музыкой или же всеми теми действиями, которые останавливают человека от истины, включая, в первую очередь, музыку.
2) Описывая качества рабов Милосердного (ибад ар-Рахман), Всевышний Аллах говорит:
«Они не присутствуют при лжи, а когда проходят мимо праздного, то проходят с достоинством.» (Коран, 25:72)
Имам Абу Бакр аль-Джассас передает от саидуны, имама Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах), что значением «лжи (зур)» является музыка и песни. («Ахкам аль-Коран», 3/428)
3) Всевышний Аллах сказал Сатане:
«Одурачивай своим (обольщающим) голосом, кого сможешь» (Коран, 17:64)
Один из великих муфассиров, Муджахид (да пребудет над ним милость Аллаха) разъяснил слово «голос (саут)» в значении музыки, пения, танцев и бесполезных вещей. («Рух аль-Магани», 15/111)
Имам Суюти (да пребудет над ним милость Аллаха) процитировал слова Муджахида: «Голос (в данном аяте) — это пение и флейта». («Аль-Иклиль фи истинбат ат-танзиль», 1444)
Другой муфассир, Дахнак (да пребудет над ним милость Аллаха), также интерпретировал слово «саут» флейтами. (Куртуби, «Аль-Джами' ли Ахкам аль-Коран», 10/288)
Здесь тоже можно дать более общую интерпретацию, как и сделали некоторые комментаторы Корана, однако, как уже говорилось ранее, это не противоречит значению, данному Муджахидом и Дахнаком, поскольку их значение включено в более общее и широкое.
Наставление Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да дарует ему мир)
Существует большое количество хадисов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да дарует ему мир), запрещающие музыку и использование музыкальных инструментов. Некоторые ученые собрали около сорока таких хадисов, цепочки передачи некоторых из которых являются сахих (достоверными), некоторых — хорошими (хасан), а некоторых — слабыми (да'иф). Мы перечислим лишь несколько из них:
1) Саидуна Абу Малик аль-Аш'ари (да будет доволен им Аллах) сообщает, что слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да дарует ему мир) сказал: «В моей умме появятся люди, которые будут считать прелюбодеяние, шелк, спиртное и музыкальные инструменты дозволенными». («Сахих аль-Бухари»)
2) Абу Малик аль-Аш'ари (да будет доволен им Аллах) приводил подобный хадис и с другой формулировкой. Он сообщает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да дарует ему мир) сказал: «Скоро в моей умме будут люди, которые будут употреблять спиртное, они будут называть его по-другому (считая его дозволенным), на их головах будут инструменты для музыки и пения. Аллах сделает так, что земля поглотит их, и превратит их в обезьян и свиней». («Сахих Ибн Хиббан», «Сунан Ибн Маджа» с хорошей цепочкой передатчиков)
В приведенных двух хадисах используется слово «ма'азиф». Ученые арабского языка единогласны в том, что под ним подразумеваются музыкальные инструменты. (Ибн Манзур, «Лисан аль-Араб», т.9, стр.189)
Запрет музыкальных инструментов ясно указан в этих двух хадисах. Первый из них (записанный в сборнике «Сахих аль-Бухари») говорит о том, что некоторые люди из уммы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да дарует мир) будут пытаться найти оправдания дозволенности использования музыкальных инструментов, а также прелюбодеянию, шелку и спиртному, несмотря на то, что все это недозволенно (харам) в Шариате.
Более того, указание музыки в одном ряду с прелюбодеянием и спиртным показывает, насколько серьезен данный грех. Тот, кто пытается разрешить музыку, подобен тому, кто разрешает спиртное и прелюбодеяние.
Второй хадис описывает судьбу таких людей: земле будете приказано поглотить их, и они превратятся в обезьян и свиней (да убережет нас от этого Аллах). Данное предупреждение обращено к тем, кто будет считать дозволенными музыку, спиртное, шелк и прелюбодеяние. Тем, кто пытается оправдать любое из этих деяний, следует задуматься над хадисом.
Кроме того, неправильно будет заявлять, что музыка запрещена только в случае, если она практикуется наряду со спиртным, прелюбодеянием и шелком. Если это было бы так, почему тогда из этих четырех деяний нужно делать исключение по дозволенности лишь для музыки? То же самое можно было бы тогда сказать и в отношении прелюбодеяния, спиртного и шелка. По такой логике можно было бы оправдать спиртное и прелюбодеяние, если ими не занимаются в сочетании с другими указанными деяниями!
Поэтому указанные два хадиса любимца Аллаха (да благословит его Аллах и да дарует ему мир) — явное доказательство недозволенности музыки и песен.
3) Имран ибн Хусейн (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да дарует ему мир) сказал: «Эта умма испытает поглощение некоторых людей землей, превращение некоторых в животных и дождь из камней». Один из мусульман спросил: «О, Посланник Аллаха! Когда это произойдет?» Он ответил: «Когда появятся певицы и музыкальные инструменты, а спиртное станет (широко) употребляться». (Записано имамом Тирмизи, имамом Ибн Маджа в их сборниках «Сунан»; указанная здесь формулировка — из «Сунан Тирмизи»)
4) Саидуна Али ибн Талиб (да будет доволен им Аллах) сообщил, что благословенный Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да дарует ему мир) сказал: «Когда моя умма начнет совершать пятнадцать деяний, на них обрушатся злоключения», - и (среди данных пятнадцати деяний он назвал): «Когда певицы и музыкальные инструменты станут широко распространенными». («Сунан Тирмизи»)
5) Нафи сообщает, что однажды Абдулла ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) услышал звук флейты пастуха. Он заткнул свои уши пальцами, развернул мула с дороги и сказал: «О, Нафи! Ты слышишь?» Я (Нафи) ответил утвердительно. Он продолжал идти (с пальцами в ушах), пока я не сказал: «Звук прекратился». Он вынул пальцы из ушей, вернулся на дорогу и сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да дарует ему мир) делал то тоже самое, когда услышал флейту пастуха». (Записано имамом Ахмадом в его книге «Муснад», а также Абу Даудом и Ибн Маджа в их трудах «Суннан»)
6) Саидуна Абдулла ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сообщал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да дарует ему мир) сказал: «Поистине, Аллах запретил спиртное, азартные игры, барабан и гитару, и все, что опьяняет, - харам». («Муснад Ахмад», «Сунан Абу Дауд»)
7) Абу Умама (да будет доволен им Аллах) сообщал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да дарует ему мир) сказал: «Всемогущий и Великий Аллах послал меня как наставление и милость верующим и приказал мне покончить с музыкальными инструментами, флейтами, струнными музыкальными инструментами, распятиями и деяниями доисламского периода невежества». («Муснад Ахмад», «Абу Дауд Таялиси»)
8) Саидуна Абдулла ибн Мас'уд (да будет доволен им Аллах) сообщал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да дарует ему мир) сказал: «Песня взращивает лицемерие в сердце так же, как вода — траву». («Сунан аль-Байхаки»)
9) Саидуна Анас (да будет доволен им Аллах) сообщал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да дарует ему мир) сказал: «В День Воскрешения Аллах вольет расплавленный свинец в уши тех, кто сидят, слушая певицу». (Записано Ибн Асакиром и Ибн аль-Мисри)
10) Саидуна Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) сообщал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да дарует ему мир) сказал: «Колокол — флейта шайтана». («Сахих Муслим», «Сунан Абу Дауд»)
Существует большое количество других хадисов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да дарует мир) о запрете музыкальных инструментов и недозволенного пения. Мною перечислены лишь некоторые из них в качестве примера.
Великий имам шафиитского мазхаба, имам Ибн Хаджр аль-Хайтами собрал все данные хадисы, число которых около сорока, в своем блестящем труде «Кафф ар-Ра'а ан Мухаррамат аль-Ляхв уа ас-Сама» и далее сказал: «Все это — явное и неоспоримое текстовое доказательство того, что музыкальные инструменты всех видов недозволенны». (2/270)
Постановления факихов
Великий ханафитский факих, имам Аль-Касани писал:
«Если певец соберет вокруг себя людей только лишь для того, что развлечь их своим голосом, он не будет считаться порядочным (а'диль) человеком, даже если он не употребляет спиртное, поскольку он будет считаться предводителем грешником. Если же он поет только лишь самому себе, чтобы прогнать чувство одиночества, то ничего плохого в этом нет.
Что же касается того, кто использует музыкальные инструменты, если эти инструменты сами по себе не являются недозволенными — например, бамбуковая трость и даф (разновидность бубна, дойры, гавала), то в этом нет ничего плохого, и он все еще будет считаться порядочным. Однако если инструменты не дозволены (люта и т.п.), то он порядочным человеком (тем, чьи показания принимаются в суде) считаться не будет, поскольку эти инструменты никогда нельзя считать дозволенными». («Бада'и ас-Сана'и», 6/269)
В «Хуласат аль-Фатава» говорится:
«Прослушивание звука музыкальных инструментов не дозволено (харам), поскольку Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да дарует ему мир) сказал: «Прослушивание песен — грех». (4/345)
Имам Ибн аль-Хуммам, великий ханафитский муджтахид, в своем известном труде «Фатх аль-Кадир» приводит свое окончательное постановление:
«Недозволенным (харам) является пение, если тематика песен состоит из недозволенных вещей, например, описания красоты или черт определенного живого человека, свойств вина, подстрекающих к его употреблению, описанию внутрисемейных дел, а также те песни, что высмеивают и оскорбляют других людей.
Однако песни, в которых нет места недозволенному, и которые состоят из описания естественных вещей (явлений) — таких, как цветы, ручьи и т.д., будут дозволены. Однако если они сопровождаются музыкальными инструментами, то это будет недозволенным, даже если песня полна советов и мудрости — не из-за содержания песни, а из-за музыкальных инструментов, которые задействованы при ее проигрывании. В «Аль-Мугни» Ибн Кудамы (ханбалитский мазхаб) говорится, что музыкальные инструменты бывают двух видов:
1) Недозволенные: те, что специально созданы для развлечения и пения (флейта, мандолина и т.д.)
2) Дозволенные: например, даф (разновидность бубна, дойры, гавала) на свадьбах и других торжествах.» (см. Ибн Хумам, «Фатх-аль-Кадир», 6/36)
О том же самом в той или иной степени говорится и в других ханафитских трудах: например, в «Аль-Ихтияр», «Аль-Бахр ар-Ра'ик», «Аль-Фатава аль-Хиндия» и др.
Имам Ан-Навави, великий мухаддис и шафиитский ученый, говорил:
«Не дозволяется использовать или слушать музыкальные инструменты: такие, как те, которыми известны пьяницы: например, мандолину, люту, музыкальные тарелки и флейту. Разрешается использовать даф в случае свадьбы, обрезания и других событий, даже если на его концах имеются колокольчики. Использование кубы (длинного барабана с суженной серединой) также не дозволено». («Мугни аль-Мухтадж», 4/429; «Умдат ас-Салик», 775)
Существует немало других постановлений факихов и ученых — таких, как Аль-Куртуби и ученых каждого из четырех мазхабов, но в связи с длиной статьи, я ограничусь только тем, что приведено выше.
Некоторые люди считают музыку дозволенной, указывая на хадис сборника «Сахих аль-Бухари», в котором две девочки пели в присутствии Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да дарует ему мир) и саиды Аиши (да будет доволен ею Аллах).
Однако данным хадисом музыка не может быть оправдана. Специалист по хадисам, хафиз Ибн Хаджр аль-Аскалани подробно опроверг такие попытки в своем труде «Фатх аль-Бари» (2/345).
Во-первых, девочки пели без недозволенных музыкальных инструментов, а во-вторых, песня была посвящена войне, то есть ее содержание было полностью дозволенным. Кроме того, они не были профессиональными певицами, на что явно указывают слова хадиса.
Некоторые пытаются найти оправдание музыке в хадисе, в котором говорится о разрешенности использования дафа.
Однако, как и говорится в трудах факихов, использование дафа дозволено на свадьбах, поскольку он предназначен не для одного лишь развлечения и удовольствия, а для объявления о событии и т.д.
Заключение
В свете представленных доказательств из Корана, высказываний нашего любимого Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да дарует мир) и трудов различных факихов, окончательным постановлением в отношении музыки являются следующее:
Музыкальные инструменты, предназначенные исключительно для развлечения, не дозволены, независимо от того, сопровождается ли их использование пением или нет. Однако использование дафа на свадьбах (а также, по мнению некоторых факихов, по поводу других событий) является дозволенным.
В отношении песен: если они состоят из недозволенного или же они удерживают от исполнения обязательных действий, они будут недозволенными. Однако если в них нет ничего из перечисленного (и они не сопровождаются звуками музыкальных инструментов), тогда петь их разрешается.
А Аллах знает лучше.
Муфтий Мухаммад ибн Адам
Дар-уль-Ифта Лестер, Великобритания
Источник (на англ.яз.): DarulIftaa.com
Перевод: Аскимам.ру
Словарь
Сура - глава Корана, однако имеет иной смысл, чем глава в обычной книге
Фетвы
Биографии
Известный исламский ученый, шейх Мухаммад ибн Мухаммад Аувама родился 1 января 1940 года в Алеппо. До начала своего обучения в 1953 году, он посещал уроки шейха Мухаммада Ас-Салькы... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →