Итикаф в условиях пандемии
Итикаф — известная сунна Рамадана, а раз так, во всем мире соблюдают эту великую сунну в мечетях. Однако в этом году, из-за ситуации с COVID-19 и ограничений связанных с заботой о здоровье, многие мечети будут лишены практики итикафа.
По умолчанию итикаф - это особенная сунна и практика, которую Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) поддерживал каждый Рамадан с тех пор, как он мигрировал в Медину.
Имам аз-Зухри (рахимахулла) говаривал:
عجبا للناس تركوا الاعتكاف وقد كان رسول الله - صلى الله عليه وسلم - يفعل الشيء ويتركه ولم يترك الاعتكاف منذ دخل المدينة إلى أن مات
«Что случилось с людьми! Они отказались от итикафа, тогда как Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) совершал некоторые действия и иногда оставлял их, но итикаф - это то, что он никогда не пропускал с тех пор, как переехал в Медину!»
Итикаф можно совершать только в мечети:
Аллама аль-Касани (рахимахуллах) говорил:
وهذه العبادة لا تؤدى إلا في المسجد
«Этот акт поклонения (итикаф) может быть совершен только в мечети» (Бадаиус Санаи , том 2, стр. 108)
В то время как некоторые продвигают идею совершать итикаф дома, мы должны понимать, что это не заменяет его выполнение в мечети. Достоинства итикафа закреплены за мечетью и только за мечетью. Вот почему итикаф в мусалля или «джамаат-хана» не считается соблюдением сунны итикафа, поскольку существуют специальные правила и положения относящиеся к итикафу конкретно в мечети. Место итикафа должно быть определено собственно мечетью.
Аллах Всевышний говорит в Коране:
وَأَنْتُمْ عَاكِفُونَ فِي الْمَسَاجِدِ
когда вы в итикафе (пребываете) в мечетях (Коран, 2:187)
Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) совершал итикаф в мечети, несмотря на то, что его дом непосредственно примыкал к ней, и это подчеркивает важность мечети и устанавливает, что итикаф совершается только в мечети.
Аиша (радиаллаху анха) говорила:
السنة على المعتكف أن لا يعود مريضا، ولا يشهد جنازة، ولا يمس امرأة، ولا يباشرها، ولا يخرج لحاجة إلا لما لا بد منه، ولا اعتكاف إلا بصوم، ولا اعتكاف إلا في مسجد جامع
Сунна (правильный путь) состоит в том, что человек в итикафе не должен покидать мечеть, чтобы навестить больных, не должен посещать джаназа (похороны) и не должен вступать в близкие отношения со своей женой. Он не должен покидать мечеть, за исключением срочной необходимости и только на время этой необходимости. Нет итикафа без поста, и нет итикафа в каком-либо месте, кроме мечети. (Абу Дауд, №2473)
В последней части утверждения Аиши (радиаллаху анха) ясно сказано, что итикаф действителен только в мечети.
Как насчет итикафа в этом году:
Реальность такова, что в этом году из-за ограничений, вызванных COVID-19, и закрытия мечетей, многие из нас не получат благословения от совершения итикафа. Как указывалось ранее, обязательство итикафа отпало, и те, кто намеревался его совершить, получили приятные вести о том, что их награждают за их намерения. В хадисе Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
من هم بحسنة فلم يعملها، كتبت له حسنة، ومن هم بحسنة فعملها، كتبت له عشرا إلى سبع مائة ضعف
Кто задумал добродеяние и не сделал его, за ним оно будет записано (одним) добродеянием. А кто задумал добродеяние и совершил его, за ним оно будет записано десятью (добродеяниями), вплоть до семисоткратного умножения. (Сахих Муслим, хадис №130, передан Абу Хурайрой)
Что делать дома:
Хотя многим из нас не повезет соблюдать сунну итикафа, мы можем, по крайней мере, попытаться подражать некоторым характерным для него аспектам в своих домах в течение последних десяти дней Рамадана, отсекая отвлекающие факторы и фокусируя больше внимания на поклонении, молитве, чтении Корана, зикре, дуа и воздержании от бесполезных дел. Если мы будем заниматься поклонением так, как следует, то это займет наше время от занятия другими делами, которые уводят нас от поминания Аллаха.
По крайней мере, в течение последних десяти дней Рамадана давайте попробуем сделать следующее:
- Ограничьте использование своих телефонов только необходимым.
- Постарайтесь не заходить на веб-сайты, даже для обычного чтения новостей, так как там часто всплывают определенные материалы или рекламные объявления, которые либо наносят вред нашей духовности, либо уводят нас от поминания Аллаха.
- Ограничьте или совсем прекратите использование социальных сетей, таких как Facebook, Instagram, Youtube и т.д. (проблема с этими платформами заключается в том, что, хотя вы намереваетесь использовать их для невинных целей, в конечном итоге вы ненароком просматриваете рекламу или сообщения, которые являются непристойными, содержат музыку или что-то неуместного характера, тем самым это портит вашу духовность).
- Если возможно, выделите комнату или угол в своем доме в качестве мусалля (место исключительно для молитвы и поклонения). Это должно быть то место в доме, которое является «тихой зоной», свободной от отвлекающих факторов (включая ваш мобильный телефон, устройства и т.д.), где вы можете совершать поклонение и сосредоточиться на ваших отношениях с Аллахом. Проводите там больше времени, особенно в течение последних десяти дней Рамадана. Наши благочестивые предшественники, такие как семья Имрана (Аль-Имраан, Марьям и Закарийя - алейхимуссалям), имели в доме выделенное пространство для поклонения. Точно так же, во времена ограничений в мекканский период (до хиджры), Абу Бакр определил место поклонения в своем доме, где он совершал молитву и читал Коран.
- Сделайте Коран своим другом и спутником. Читайте Коран, а также попытайтесь понять послание Корана. Возможно, вы не сможете полностью завершить процесс размышлений над значениями всего Корана, но, по крайней мере, начните сейчас, и Аллах даст вам однажды достичь завершения через баракат Рамадана.
- Наладьте связь и поддерживайте хорошие отношения со своей семьей и родственниками. Количество бараката, которое это приносит, невозможно переоценить. Укрепите те узы и семейные отношения, которые испортились.
Пусть Аллах дарует нам возможность обрести благословения Рамадана и позволит нам пожинать плоды Ляйлят-ул-Кадра. Пусть Аллах сделает нас из тех, кто прощен в этом месяце. Амин.
А Аллах знает лучше.
Сухайл Тармахомед
Отдел фетв (Сиэтл, США)
Словарь
Фетвы
Биографии
Известный исламский ученый, шейх Мухаммад ибн Мухаммад Аувама родился 1 января 1940 года в Алеппо. До начала своего обучения в 1953 году, он посещал уроки шейха Мухаммада Ас-Салькы... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →