Месяц рамадан
16 августа 2010
Рамадан – девятый месяц исламского календаря. Это самый ценный месяц в году. Рамадан обладает целым рядом особенностей, присущих исключительно ему. Поэтому мы рассмотрим их по отдельности в нескольких разделах.
Смысл рамадана
В Коране ясно указывается, что основной целью, ради которой человек создан Аллахом, – это «поклонение» Аллаху:
Смысл рамадана
В Коране ясно указывается, что основной целью, ради которой человек создан Аллахом, – это «поклонение» Аллаху:
وَمَا خَلَقْتُ ٱلْجِنَّ وَٱلْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ
Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.
Ибадат – слово, используемое Кораном для обозначения поклонения, – на самом деле имеет существенно более широкий смысл, чем слово «поклонение». В русском языке поклонение соотносится с некими специальными действиями и ритуалами, предназначенными исключительно для того, чтобы выказать почитание своему Создателю. Но понятие «ибадат» не ограничивается данными действиями и ритуалами, а включает в себя любое действие, совершенное вследствие подчинения велениям Аллаха и из стремления угодить Ему. Поэтому многие действия, которые кажутся нам мирскими и обыденными, включены в понятие «ибадат»: например, зарабатывание на жизнь себе и своей семье дозволенными методами.
Ибадат (богослужение) бывает двух видов:
а) Один из них подразумевает действия, смысл которых исключительно в поклонении Аллаху, без какой бы то ни было мирской цели. К данному виду относятся намаз, пост и т. д. Это прямой, непосредственный ибадат.
б) В другой вид ибадата входят действия, которые в основном носят мирской характер, но превращаются в ибадат, если исполняются в полном соответствии с исламом и с намерением исполнить свой долг. Поэтому такие действия рассматриваются в качестве косвенного ибадата.
Очевидно, что непосредственный ибадат должен цениться выше косвенного.
Предписывая весьма немного действий прямого ибадата в повседневной жизни (например, пятикратный намаз), ислам оставляет своих последователей, в основном, с косвенным ибадатом – приемом пищи, зарабатыванием себе на жизнь, отношениями с женой, детьми, родителями, родственниками и т. д. Но такие действия – в целом, мирские по своей природе. Человек настолько погружается в мирские удовольствия, что их материальная сторона превалирует над духовной. Поэтому у этих действий духовная сила меньше, чем у непосредственного поклонения.
Непосредственного ибадата в нашей жизни существенно меньше косвенного. Поэтому духовный прогресс человека значительно уступает материальным достижениям.
Рамадан призван сохранить баланс между материальным и духовным. В этот месяц непосредственный ибадат должен быть максимизирован, а мирские дела сведены к минимуму – этим мы стараемся ускорить духовный рост, восполнить упущенное и восстановить духовные потери, понесенные в результате глубокого погружения в мирские дела в течение прошлого года:
– Дни рамадана предназначены для поста – ибадата, который длится весь день и заключается в лишении себя пищи в течение многих часов. Это уменьшает нежелательные духовные последствия от материальных удовольствий.
– Ночи рамадана проводятся в таравихе, тахаджуде и сухуре, что существенно сокращает обычную длительность сна.
– Кроме того, помимо предписанного поклонения, человек совершает столько добровольного (нафль) ибадата, сколько может.
И таким образом духовная деятельность поднимается на существенно более высокий уровень, чем в другое время года.
Все это показывает, что данный месяц нужно в максимальной степени посвятить непосредственному ибадату. Награда за хорошие поступки, совершенные в этот месяц, увеличивается как раз для того, чтобы побудить мусульман совершать как можно больше ибадата.
Как проводить рамадан
Рамадан – время Божьей благодати. Это месяц очищения, предназначенный для духовного обновления внутренних духовных качеств. Это изумительная возможность для каждого мусульманина усилить свою веру, очистить сердце и душу и устранить порочные последствия совершенных грехов.
Этот месяц призывает каждого мусульманина свести к минимуму свои мирские занятия и максимизировать богослужения. Заранее распланируйте данный месяц, чтобы как можно больше времени посвятить ибадату.
Ниже приведен краткий список занятий, которые следует добросовестно выполнять в рамадан:
1. Совершать каждый намаз коллективно в мечети.
2. Подниматься чуть раньше времени сухура (предрассветного приема пищи) для исполнения тахаджуд-намаза. Точно установленного количества ракаатов для тахаджуда нет, но лучше молиться 8 ракаатов.
3. Совершать добровольные намазы:
– ишрак (2 ракаата после восхода солнца);
– духа (4 ракаата, которые можно исполнить в любое время после ишрака до полудня);
– аввабин (6 ракаатов после магриба).
4. Чтение Корана. Некоего установленного количества читаемого нет, нужно читать Коран как можно больше.
5. Зикр и тасбих, особенно следующие пять:
– «Субха́налла́хи ва бихамдихи́, субха́налла́хиль-азы́м»;
– «Субха́налла́хи вальхамдулилля́хи ва ля́ иля́ха иллялла́ху валла́ху акьбар»;
– «Астагфирулла́ха рабби́ мин кулли замбин ва ату́бу иляйх»;
– «Алла́хумма солли аля́ Мухаммадинин-набиййиль-уммиййи ва аля́ а́лихи ва сохбихи́ ва саллим»;
– «Ля́ хауля ва ля́ куввата илля́ билля́хиль-алиййиль-азы́м».
Помимо произнесения в определенное время данных фраз (по 100 раз каждую), можно также продолжать часто произносить их в течение дня, даже если заняты нетрудными делами, когда идете или находитесь в кровати.
6. Мольбы. Строго определенных мольб не предписано. Можно просить обо всем, что нужно в этом мире и на том свете. Но при этом мольбы пророка (мир ему и благословение Аллаха) столь всеобъемлющи, что включают все, что может понадобиться мусульманину как в этой жизни, так и после смерти. Поэтому очень рекомендуется молить Всемогущего Аллаха теми словами, которые использовал наш пророк (мир ему и благословение Аллаха).
Есть несколько книг, в которых собраны такие пророческие мольбы. Ниже приводятся названия двух книг, которые следует держать в своем доме каждому мусульманину и использовать их для ежедневной мольбы:
а) الحصن الحصين («Аль-хисн-уль-хасин») шейха Джазри;
б) مناجات مقبول («Мунаджат макбуль») шейха Ашрафа Али Танви.
7. Раздача милостыни. Помимо уплаты закята, являющегося обязательным, следует также тратить, насколько это возможно, деньги на добровольную милостыню в пользу бедных. В достоверных хадисах сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) особое внимание в рамадан уделял заботе о бедных и материальной помощи в их адрес. Поэтому мусульманину следует отдавать милостыни столько, сколько позволяют его возможности.
Чего не следует делать в рамадан
В рамадан следует полностью отказаться от всех грехов. Хотя грехи запрещены исламом не только в рамадан, но и в любое иное время, их запрет становится еще строже в этом месяце.
Каждый мусульманин в этом месяце отказывается от определенных дозволенных действий – например, еды и питья во время поста. Было бы странно, если человек, отказываясь от дозволенного, продолжал совершать грехи, запрещенные исламом в любое время. Поэтому отказ от грехов еще более необходим в этом месяце.
Особенно следует отказаться от следующего:
а) лжи;
б) злословия;
в) пререканий (пророк (мир ему и благословение Аллаха) особо выделил запрет на ссоры во время поста, указав, что, если кто-то хочет затеять ссору в рамадан, мы должны ответить ему, что постимся и соответственно не собираемся вступать ни в какие споры);
г) употребления в пищу запрещенных продуктов;
д) заработка недозволенными способами;
е) поступков, способных причинить вред человеку без особой на то причины;
ж) обременения слуг и работников трудными заданиями, выходящими за рамки их способностей, без предоставления им средств для их исполнения.
Иными словами, нужно в максимальной степени отказаться от всех видов грехов и защитить свои глаза, уши, язык и все другие органы от недозволенных действий.
Если мусульманин проведет рамадан описанным образом, он, даст Аллах, обнаружит, что его духовная сила поможет ему придерживаться исламского образа жизни, угодного Аллаху, в течение всего следующего года.
Муфтий Мухаммад Таки Усмани
Ибадат – слово, используемое Кораном для обозначения поклонения, – на самом деле имеет существенно более широкий смысл, чем слово «поклонение». В русском языке поклонение соотносится с некими специальными действиями и ритуалами, предназначенными исключительно для того, чтобы выказать почитание своему Создателю. Но понятие «ибадат» не ограничивается данными действиями и ритуалами, а включает в себя любое действие, совершенное вследствие подчинения велениям Аллаха и из стремления угодить Ему. Поэтому многие действия, которые кажутся нам мирскими и обыденными, включены в понятие «ибадат»: например, зарабатывание на жизнь себе и своей семье дозволенными методами.
Ибадат (богослужение) бывает двух видов:
а) Один из них подразумевает действия, смысл которых исключительно в поклонении Аллаху, без какой бы то ни было мирской цели. К данному виду относятся намаз, пост и т. д. Это прямой, непосредственный ибадат.
б) В другой вид ибадата входят действия, которые в основном носят мирской характер, но превращаются в ибадат, если исполняются в полном соответствии с исламом и с намерением исполнить свой долг. Поэтому такие действия рассматриваются в качестве косвенного ибадата.
Очевидно, что непосредственный ибадат должен цениться выше косвенного.
Предписывая весьма немного действий прямого ибадата в повседневной жизни (например, пятикратный намаз), ислам оставляет своих последователей, в основном, с косвенным ибадатом – приемом пищи, зарабатыванием себе на жизнь, отношениями с женой, детьми, родителями, родственниками и т. д. Но такие действия – в целом, мирские по своей природе. Человек настолько погружается в мирские удовольствия, что их материальная сторона превалирует над духовной. Поэтому у этих действий духовная сила меньше, чем у непосредственного поклонения.
Непосредственного ибадата в нашей жизни существенно меньше косвенного. Поэтому духовный прогресс человека значительно уступает материальным достижениям.
Рамадан призван сохранить баланс между материальным и духовным. В этот месяц непосредственный ибадат должен быть максимизирован, а мирские дела сведены к минимуму – этим мы стараемся ускорить духовный рост, восполнить упущенное и восстановить духовные потери, понесенные в результате глубокого погружения в мирские дела в течение прошлого года:
– Дни рамадана предназначены для поста – ибадата, который длится весь день и заключается в лишении себя пищи в течение многих часов. Это уменьшает нежелательные духовные последствия от материальных удовольствий.
– Ночи рамадана проводятся в таравихе, тахаджуде и сухуре, что существенно сокращает обычную длительность сна.
– Кроме того, помимо предписанного поклонения, человек совершает столько добровольного (нафль) ибадата, сколько может.
И таким образом духовная деятельность поднимается на существенно более высокий уровень, чем в другое время года.
Все это показывает, что данный месяц нужно в максимальной степени посвятить непосредственному ибадату. Награда за хорошие поступки, совершенные в этот месяц, увеличивается как раз для того, чтобы побудить мусульман совершать как можно больше ибадата.
Как проводить рамадан
Рамадан – время Божьей благодати. Это месяц очищения, предназначенный для духовного обновления внутренних духовных качеств. Это изумительная возможность для каждого мусульманина усилить свою веру, очистить сердце и душу и устранить порочные последствия совершенных грехов.
Этот месяц призывает каждого мусульманина свести к минимуму свои мирские занятия и максимизировать богослужения. Заранее распланируйте данный месяц, чтобы как можно больше времени посвятить ибадату.
Ниже приведен краткий список занятий, которые следует добросовестно выполнять в рамадан:
1. Совершать каждый намаз коллективно в мечети.
2. Подниматься чуть раньше времени сухура (предрассветного приема пищи) для исполнения тахаджуд-намаза. Точно установленного количества ракаатов для тахаджуда нет, но лучше молиться 8 ракаатов.
3. Совершать добровольные намазы:
– ишрак (2 ракаата после восхода солнца);
– духа (4 ракаата, которые можно исполнить в любое время после ишрака до полудня);
– аввабин (6 ракаатов после магриба).
4. Чтение Корана. Некоего установленного количества читаемого нет, нужно читать Коран как можно больше.
5. Зикр и тасбих, особенно следующие пять:
– «Субха́налла́хи ва бихамдихи́, субха́налла́хиль-азы́м»;
– «Субха́налла́хи вальхамдулилля́хи ва ля́ иля́ха иллялла́ху валла́ху акьбар»;
– «Астагфирулла́ха рабби́ мин кулли замбин ва ату́бу иляйх»;
– «Алла́хумма солли аля́ Мухаммадинин-набиййиль-уммиййи ва аля́ а́лихи ва сохбихи́ ва саллим»;
– «Ля́ хауля ва ля́ куввата илля́ билля́хиль-алиййиль-азы́м».
Помимо произнесения в определенное время данных фраз (по 100 раз каждую), можно также продолжать часто произносить их в течение дня, даже если заняты нетрудными делами, когда идете или находитесь в кровати.
6. Мольбы. Строго определенных мольб не предписано. Можно просить обо всем, что нужно в этом мире и на том свете. Но при этом мольбы пророка (мир ему и благословение Аллаха) столь всеобъемлющи, что включают все, что может понадобиться мусульманину как в этой жизни, так и после смерти. Поэтому очень рекомендуется молить Всемогущего Аллаха теми словами, которые использовал наш пророк (мир ему и благословение Аллаха).
Есть несколько книг, в которых собраны такие пророческие мольбы. Ниже приводятся названия двух книг, которые следует держать в своем доме каждому мусульманину и использовать их для ежедневной мольбы:
а) الحصن الحصين («Аль-хисн-уль-хасин») шейха Джазри;
б) مناجات مقبول («Мунаджат макбуль») шейха Ашрафа Али Танви.
7. Раздача милостыни. Помимо уплаты закята, являющегося обязательным, следует также тратить, насколько это возможно, деньги на добровольную милостыню в пользу бедных. В достоверных хадисах сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) особое внимание в рамадан уделял заботе о бедных и материальной помощи в их адрес. Поэтому мусульманину следует отдавать милостыни столько, сколько позволяют его возможности.
Чего не следует делать в рамадан
В рамадан следует полностью отказаться от всех грехов. Хотя грехи запрещены исламом не только в рамадан, но и в любое иное время, их запрет становится еще строже в этом месяце.
Каждый мусульманин в этом месяце отказывается от определенных дозволенных действий – например, еды и питья во время поста. Было бы странно, если человек, отказываясь от дозволенного, продолжал совершать грехи, запрещенные исламом в любое время. Поэтому отказ от грехов еще более необходим в этом месяце.
Особенно следует отказаться от следующего:
а) лжи;
б) злословия;
в) пререканий (пророк (мир ему и благословение Аллаха) особо выделил запрет на ссоры во время поста, указав, что, если кто-то хочет затеять ссору в рамадан, мы должны ответить ему, что постимся и соответственно не собираемся вступать ни в какие споры);
г) употребления в пищу запрещенных продуктов;
д) заработка недозволенными способами;
е) поступков, способных причинить вред человеку без особой на то причины;
ж) обременения слуг и работников трудными заданиями, выходящими за рамки их способностей, без предоставления им средств для их исполнения.
Иными словами, нужно в максимальной степени отказаться от всех видов грехов и защитить свои глаза, уши, язык и все другие органы от недозволенных действий.
Если мусульманин проведет рамадан описанным образом, он, даст Аллах, обнаружит, что его духовная сила поможет ему придерживаться исламского образа жизни, угодного Аллаху, в течение всего следующего года.
Муфтий Мухаммад Таки Усмани
Словарь
Фетвы
Биографии
Саида Айша
Жизнь саиды Аиши (радиаллаху анха) – наглядное доказательство тому, что женщина может быть намного более эрудированной, чем мужчины и что она может стать учителем ученых и ... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →