Рамадан: пост в священный месяц (мини-брошюра)
13 августа 2009
Рамадан – девятый месяц по исламскому календарю, самый священный и заветный из всех месяцев. Именно в этот месяц, в Ночь Могущества (Предопределения), весь Коран, каким мы видим его сегодня, был перенесен с Хранимой Скрижали на наше мирское небо. Оттуда он постепенно, по мере необходимости, в течение 23 лет передавался пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха). Соответственно нет никаких противоречий в следующих утверждениях, распространенных среди мусульман:
1) Коран ниспосылался Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) в течение 23 лет.
2) Коран был ниспослан в рамадан.
3) Коран был ниспослан в Ночь Могущества.
Так как Коран был ниспослан в месяц Рамадан, безусловно было уместным, чтобы этот священный месяц был предназначен для очищения души и обогащения разума. Полное воздержание от еды и питья и полное отстранение от плотских утех от рассвета до заката в течение всего месяца несомненно имеет необычайное очищающее воздействие и на душу, и на тело и возносит человека на такие духовные высоты, на которых все внимание и концентрация человека становятся сосредоточенными на исполнении Воли Аллаха и отвержении эгоистичного зова своего «Я».
Разве может кто-то отрицать изменения, происходящие в человеке в психологическом плане, и огромные познания, получаемые в течение рамадана от произнесения тридцатой части Корана ежедневно в ночных таравих-молитвах и в свободное время в течение дня?
Говоря об обязательном посте рамадана, Коран завершает аят двумя простыми, но в то же время всеобъемлющими арабскими словами: «ля'аллякум таттакуун», что значит «чтобы вы могли устрашиться Аллаха». Эти слова выражают основной замысел поста и указывают причину, по которой Всемогущий и Милосердный Аллах возложил пост на своих покорных людей.
Если глубоко вдуматься, станет очевидно, что страх перед Аллахом – важная движущая сила, стимулирующая человека исполнять предписанные ему приказы Аллаха. Чем больше страх перед предстоящим Высшим Судом Аллаха, на котором будут рассмотрены наши мирские поступки, тем сильнее порыв к исполнению обязательств, возложенных на человека Всемогущим Аллахом.
Пост предписан для развития этого страха перед Аллахом и неотступного осознания Его Вездесущности и Всеведения. Но каким образом они развиваются? Здесь требуются пояснения.
Человеку дарованы свободная воля выбора и независимый разум. Человек презирает приказы и питает отвращение к вмешательству извне. Он делает то, что пожелает, и выбирает то, что ему нравится. Он кушает тогда, когда пожелает, и пьет тогда, когда хочет. Но истинный верующий растворяет свою свободную волю и прогоняет своевольный разум в послушании приказам Аллаха для получения безмерных благ от Аллаха в Следующей жизни.
Теперь давайте рассмотрим, как пост помогает развить указанное выше поведение послушания Воле Аллаха и непослушания зову Сатаны и нашего внутреннего «Я».
Каждую ночь вплоть до рассвета в ушах каждого верующего звучит приказ Аллаха: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи». Происходит стремительная перемена. Раб Сатаны и своего «Я» стал послушным рабом и благочестивым слугой Аллаха. Вплоть до заката верующий отставляет в сторону голод, жажду и половое влечение. Он решает не есть, не пить, не вступать в интимную близость, несмотря на свой жгущий голод, обжигающую жажду и непреодолимое половое влечение. Он постоянно помнит о своем Высшем Господине и Его Величественном Приказе.
Когда верующий становится таким образом натренирован в течение всего рамадана в отказе от дозволенных еды, питья и интимных отношений лишь из-за приказа Аллаха, то логически следует, что он не будет испытывать трудностей в отказе в оставшиеся одиннадцать месяцев года от недозволенных Всемогущим Аллахом еды, питья и интимных отношений.
Поэтому в Коране говорится: «Верующие! Вам предписан пост, как он был предписан вашим предшественникам, чтобы вы могли устрашиться Аллаха».
Поэтому является необходимым, чтобы во время поста все тело было защищено от некорректных и недозволенных поступков.
Как сообщал Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Если (человек) не прекратит лгать и поступать по лжи, Аллаху не нужно будет, чтобы он отказывался от своей еды и питья.
В другом хадисе, переданном также Абу Хурейрой (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Многие люди не получат от своего поста ничего, кроме жажды и голода.
Три вида поста
Имам Газали подразделял пост на 3 вида:
1) Пост обывателя. Этот пост весьма низкого уровня, так как человек не воздерживается ни от чего, кроме еды, питья и половых актов.
2) Пост сравнительно «духовно возвышенного» человека. Такой человек защищает свои глаза, язык и уши от нечестивых действий, как упомянуто в приведенном выше хадисе, переданном Абу Хурейрой (да будет доволен им Аллах).
3) Пост тех, кто достиг высшего духовного развития. Это приближенные к Аллаху. У них имеется полный контроль даже над своими мыслями. Их душа, разум и тело поглощены размышлениями о Безмерной Сущности и не выдают и малейшей мысли о мирских делах. Они вверили себя, душу, разум и тело в руки Аллаха. Лишь одна мысль о чем-нибудь помимо Аллаха, пусть и разрешенная исламом, достаточна для срыва этого вида поста. Поэтому данный вид поста – высший из всех. Да даст нам Аллах Своей бесконечной милостью выстрадать эту духовную высоту и да впитает нас, душой, разумом и телом, в Свою Безмерную Сущность! Аминь.
Польза поста
Хотя пост предписан для отвращения зла и развития потенциальной, имеющейся внутри верующего устойчивости по сопротивлению порокам и нечестивым поступкам, пост также приводит к милости Аллаха и дает мусульманину право на огромную награду от Милостивого Создателя.
Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передавал следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):
Когда наступает рамадан, двери рая открываются, двери ада закрываются, а на шайтанов накладывают оковы.
Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) также рассказывал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Кто станет соблюдать пост в рамадан с верой и надеждой на награду Аллаха, тому простятся его прежние грехи. И кто будет молиться в рамадан по ночам с верой и надеждой на награду Аллаха, тому простятся его прежние грехи. И кто проведет в молитве Ночь Предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, тому простятся его прежние грехи. (Бухари, Муслим)
Абу Хурейра также передавал следующее высказывание пророка (мир ему и благословение Аллаха):
Всякое благое дело потомка Адама умножится. Наименьшее воздаяние за доброе дело будет 10-кратным, но может возрасти до 700-кратного. Всевышний Аллах сказал: «За исключением поста, ведь пост совершается ради Меня, и Я воздам за него, ведь человек отказывается от своих желаний и от своей еды ради Меня!»
Абу Хурейрой (да будет доволен им Аллах) приводились также такие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):
Когда приходит первая ночь рамадана, шайтаны и непокорные джинны заковываются в цепи, двери ада закрываются, и ни одни из его дверей не открываются. А двери рая открываются, и ни одни из его дверей не закрываются. И призывающий кричит:
– О, ищущий блага, продолжай! О, ищущий зла, прекрати!
И у Аллаха – те, кого Он спасает от Огня, и это происходит каждую ночь.
Постящегося ждут две радости: одна при разговении, а другая – при встрече с его Господом. И запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса. Пост является щитом, и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного и не повышает голос. Если же кто-нибудь станет бранить его или попытается завязать с ним ссору, пусть скажет:
– Я держу пост (а потому не желаю драки). (Бухари, Муслим)
Как сообщал Ибн Умар (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Пост и Коран будут заступаться за раба Аллаха в Судный день. Пост будет говорить:
– Господь, я запретил ему пищу и плотское влечение днем, дай мне заступиться за него!
Будет говорить Коран:
– Я запретил ему сон ночью, дай мне заступиться за него!
И их заступничество действительно будет иметь место.
Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) говорил, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Моя умма прощена в последнюю ночь рамадана.
– Пророк, – спросил кто-то, – это из-за Ночи Могущества?
– Нет, ведь работник сполна получает свою награду только после завершения работы. (Ахмад)
Проповедь пророка перед началом рамадана
Передается Салманом Фарси (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время проповеди в последний день месяца шаабана сказал:
– Люди! Великий благословенный месяц стучится в ваши двери. Месяц, в котором есть ночь, которая лучше тысячи месяцев. Пост в этот месяц сделан Аллахом обязательным, а молитва ночью – добровольный поступок. Кто совершит в рамадан любое (необязательное) благое дело, подобен тому, кто совершит обязательное действие в другой месяц. Рамадан – месяц терпения, и награда за терпение – рай. Это также месяц утешения и расположения, месяц, когда возрастает помощь верующим. Кто даст постящемуся еду для разговения, тому простятся его грехи, и он будет спасен от адского пламени и получит ту же награду, что и постящийся, чья награда от этого не уменьшится.
– Пророк, – спросили сподвижники, – не каждый из нас может найти что-нибудь, чтобы накормить постящегося досыта.
– Аллах дарует такую награду тому, кто даст постящемуся для разговения немного молока или один финик, или глоток воды. А кто досыта накормит разговляющегося, того Аллах напоит из моего водоема, и после этого глотка он никогда не испытает жажды до того, как войдет в рай. Рамадан – это месяц, в начале которого – милость Аллаха, в середине – прощение, а в последних днях – освобождение от Огня. Кто облегчит бремя своего слуги, того Аллах простит и освободит от Огня.
Ночь Могущества
В хадисах пророка (мир ему и благословение Аллаха) передается, что четыре человека из еврейского народа – Юша (сын Нуна), Аюб, Закария и Хизкиль (мир им) – неустанно посвящали себя поклонению Всемогущему Аллаху на протяжении 80 лет, не ослушиваясь его ни на миг. С восхищением и удивлением услышав о таком необычайном служении, сподвижники очень опечалились, так как были не способны состязаться с ними в их служении, ведь люди в то время имели преимущество продолжительной жизни, а люди времен пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) жили недолго.
Сразу после этого к пророку (мир ему и благословение Аллаха) явился архангел Джибриль (мир ему) и сказал:
Пророк, из-за восхищения и удивления твоих сподвижников по поводу 80-летнего поклонения четверых людей из потомков Исраила, Аллах дарует тебе и твоим последователям ночь, лучшую, чем тысяча месяцев, – далее Джибриль (мир ему) произнес 97-ю суру Корана «Могущество»:
Мы ниспослали Коран в Ночь Могущества. Что даст тебе понять, что она собой представляет? Ночь Могущества лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с разрешения их Господа по всем Его велениям. В ней – мир вплоть до наступления зари.
В эту священную ночь Аллах нисходит на наше мирское небо, в Своем возвышенном великолепии, от заката до появления рассвета. Затем Он объявляет:
Есть ли просящий, чтобы Я удовлетворил его просьбу? Есть ли просящий пропитания, чтобы Я ему дал его? Есть ли раскаивающийся, чтобы Я простил его грех? Есть ли подвергающийся испытаниям, чтобы Я избавил его от них? и т. д.
Это оглашение происходит, пока не наступит рассвет.
В эту ночь были созданы ангелы. Во время нее посадили деревья рая. В эту ночь было начато создание Адама (мир ему), и во время нее был ниспослан Священный Коран. Это ночь, когда мольбы удовлетворяются и огромная награда даруется верным и искренним верующим.
Но никто, кроме Аллаха, не знает точную дату этой ночи. Это секрет Аллаха, чтобы люди могли заниматься поклонением Аллаху круглый год, надеясь наверняка застать ее в одну из ночей года.
Согласно хадису пророка (мир ему и благословение Аллаха), есть большая вероятность обнаружения этой ночи в последние десять дней рамадана.
Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) передавала следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):
Ищите Ночь Могущества в нечетные ночи последних дней рамадана.
Эти нечетные ночи – 21-я, 23-я, 27-я и 29-я ночи. Есть еще один хадис, переданный Аишей (да будет доволен ею Аллах), в котором говорится, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) посвящал себя поклонению и размышлению об Аллахе в эти ночи больше, чем в другие.
Мольба в Ночь Могущества
Однажды Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила пророка (мир ему и благословение Аллаха):
– Пророк, скажи: если я узнаю о наступлении Ночи Могущества, что мне следует говорить?
– Говори: «Алла́хумма иннакя афу́ввун тухиббуль афва фа'фу́ анни́» («О Аллах, Ты – Прощающий, Ты любишь прощать, так прости же меня!»).
Праздник разговения
Анас (да будет доволен им Аллах) приводил слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):
В Ночь Могущества архангел Джибриль спускается на землю с группой ангелов. И они молятся за каждого раба Божьего, которого застанут в эту ночь в поклонении или размышлении, сидя или стоя. А в день Праздника разговения Аллах превозносит дела верующих среди Своих ангелов и потом говорит:
– Ангелы Мои, какая награда полагается тому, кто исполнил свою обязанность верно и искренне?
– Господи, такому человеку надо дать полную награду.
– Ангелы Мои! Мои рабы, мужчины и женщины, должным образом выполнили свое обязательство, возложенное на них Мною, и сейчас они вышли, повышая свой голос в мольбе к Аллаху. Клянусь Своей Честью, Славой, Щедростью, Высоким Положением и Достоинством, что обязательно приму их молитвы.
После чего Аллaх обратится к тем, кто будет на праздничном намазе:
– Возвращайтесь в свои дома. Я простил ваши грехи и заменил ваши пороки на добродетель.
Передатчик этого хадиса говорит: «И вернутся эти люди в свои дома прощеными». (Байхаки)
ГЛАВА II
Действия, не нарушающие пост
1) Прием пищи, питье и половой акт в случае, если человек забыл о том, что постится, даже если человек поест досыта и неоднократно.
2) Подкрашивание глаз сурьмой.
3) Растирание масла по голове или телу.
4) Вдыхание парфюмерии.
5) Неумышленное попадание дыма или пыли в горло.
6) Проглатывание слюны независимо от ее количества.
7) Если рот тщательно прополоскали, нет вреда в красноватом оттенке слюны (появляющемся после поедания листов арековой пальмы).
8) Неумышленное попадание в горло воды, если человек совершает омовение и не помнит о посте.
9) Неумышленная рвота независимо от количества рвотных масс.
10) Проглатывание слюны, смешанной с кровью из раны в ротовой полости, если крови меньше слюны.
11) Пробование чего-либо языком и последующее выплевывание этого. Такое действие, если совершается без необходимости, является порицаемым. Но не является порицаемым тот случай, когда у женщины грубый муж, который может устроить ссору из-за недостатка соли в еде.
12) Разжевывание еды и кормление ей ребенка, когда это непроходимо; без необходимости – порицается (макрух).
13) Чистить зубы щеткой или свежей (сухой) веткой от дерева (независимо от ее вкуса).
14) Порицается чистить зубы зубной пастой или зубным порошком. Если паста или порошок, независимо от количества, попадут в горло, пост будет нарушен.
15) Проглатывание застрявших между зубами частиц еды, не вынимая их изо рта.
16) Закапывание воды в уши.
17) Семяизвержение во сне.
18) Спать супругам вместе, целоваться и ласкаться.
19) Если не купаться ночью после того, как это стало обязательным. Если человек весь день пробудет в состоянии большой нечистоты (т. е. в состоянии, когда гусль обязателен), его пост не будет прерван. Но является грехом оставаться в таком состоянии целый день.
20) Следует также помнить, что инъекции также не прерывают пост.
Действия, делающие пост недействительным, но не требующие искупления
Во всех указанных ниже обстоятельствах пост прервется, и его будет необходимо возместить одним днем поста после Рамадана. Искупление (каффара) не требуется (о том, что такое искупление, и что к нему приводит, будет рассказано позже):
1) Умышленное проглатывание чего-либо.
2) Курение сигарет или вдыхание дыма от горящего угля, дерева, благовония и т. д.
3) Проглатывание частиц еды, застрявших между зубами, размером в турецкий горошек или больше этого.
4) Если частицы еды, застрявшие между зубами, вынимаются изо рта и затем съедаются, пост становится недействительным независимо от размера частиц.
5) Если человек проспал после сухура (предрассветного приема пищи) с листом арековой пальмы во рту, его пост становится недействительным. Ему нужно будет поститься еще в другой день после рамадана.
6) Попадание воды в горло во время полоскания, если человек помнил о том, что постится.
7) Умышленная рвота полным ртом.
8) Проглатывание обратно небольшого количества рвотной массы, вышедшей неумышленно.
9) Поедание несъедобного и неиспользуемого даже в качестве лекарств, т. е. галек, железок и т. д.
10) Вдыхание табака, порошка.
11) Закапывание масла в уши.
12) Клизма от запора.
13) Проглатывание крови из ран ротовой полости, смешанной со слюной, если крови больше, чем слюны.
14) Намеренно есть, думая, что пост прерван после того, как поел, забыв о посте.
Действия, прерывающие пост и требующие восполнения и искупления
При следующих действиях человеку нужно будет совершить и восполнение (другим днем поста после рамадана), и искупление:
1) Умышленное поедание или питье съедобного или лекарств, половый акт в то время, как человек помнит о посте.
2) Умышленное употребление пищи после наложения сурьмы, растирания маслом головы (тела), предполагая, что пост был прерван этими действиями.
Искупление (каффара)
Искупление возлагается при прерывании поста только в месяц рамадан и никак иначе.
Каффара означает возмещение за прерывание поста в рамадан путем поста в течение 60 дней подряд. Если 60-дневное искупление прервется хотя бы на день, будет необходимо начать искупление с самого начала.
Женщина освобождена от поста во время месячных, но немедленно после окончания месячных ей нужно будет продолжить искупление.
Если женщина не может поститься непрерывно из-за месячных, ей необходимо продолжить свой пост после них, постясь заново с начала.
Кто не в состоянии поститься в течение 60 дней, должен досыта накормить 60 бедняков утром и вечером. Если в эти 60 человек входят очень маленькие дети и взрослые, то повторно накормить вместо очень маленьких детей следует пожилых.
Разрешается вместо кормления раздать каждому бедняку сырых продовольственных зерен, размер фитр-милостыни или ее стоимость дважды в день в течение 60 дней. Не разрешается отдать 60-дневное количество сырых продовольственных зерен или их цену одному человеку, в один день. Один человек не должен получать больше, чем полагается зерен за 1 день или их стоимость за день.
Зерна должны выдаваться бедняку в количестве не менее размера фитр-милостыни: фитр – это либо 4 фунта (около 1,75 кг) пшеницы или муки, либо 8 фунтов (около 3,5 кг) фиников или ячменя, либо покупная стоимость чего-либо из этого.
Если выдаются другие зерна (рис, горох, фасоль и т. д.), их количество должно быть таким, как если бы они были куплены за цену 4 фунтов пшеницы или муки или 8 фунтов фиников или ячменя.
Условия, при которых разрешается прервать пост
1) Внезапная болезнь, которая может угрожать жизни или усугубить состояние, если пост не будет прерван.
2) Невыносимая жажда или голод, которые могут угрожать жизни.
3) Условия, которые могут угрожать жизни беременной женщины или ее ребенка.
Во всех этих случаях прерванный пост нужно возместить после рамадана.
Условия, при которых разрешается не поститься
1) Недомогание, которое может осложниться или продлиться, или угрожать жизни человека в том случае, если человек будет поститься.
Не разрешается воздерживаться от поста лишь на основе предположений без консультации с опытным врачом-мусульманином. На совет врача-немусульманина можно положиться в том случае, если он принимает во внимание важность или серьезность в отношении приказов Аллаха.
Если человек убежден по прошлому опыту и знанию определенных симптомов, что пост в такой ситуации будет для него вреден, ему разрешается воздержаться от поста без консультации с врачом.
Но если человек не будет поститься лишь на основе предположений без консультации с религиозным врачом-мусульманином или не основываясь на своем прошлом опыте, он станет грешником. И если он прервет пост на основе такого предположения, искупление станет обязательным для него.
2) Слабость или истощение после излечения от болезни, если человек уверен, что пост снова вызовет болезнь.
3) Поездка на расстояние в 48 миль или больше. Но рекомендуется поститься при комфортных, легких поездках в поезде, автомобиле, самолете, чтобы получить награду за пост в месяц рамадан. Но если, несмотря на комфортные условия в поездке, человек воздержится от поста, он не будет считаться грешником.
4) Беременность или кормление ребенка грудью, если есть вероятность угрозы жизни женщины или ее ребенка.
5) Месячные или пуэрперальный (послеродовой) период. Пост в это время строго запрещен.
Во всех указанных выше случаях все пропущенные посты необходимо соблюсти при первой же возможности после месяца рамадана, так как жизнь переменчива и смерть очень близка.
Фидья (возмещение)
Если пожилой человек не в состоянии поститься из-за недостатка сил, или же человек настолько серьезно болен, что надежды на восстановление его покинули, то таким людям разрешается не поститься и, если у них есть средства, отдать бедняку зерен в размере одной фитр-милостыни или кормить бедняка дважды в день за каждый пропущенный пост. Это называется фидья.
Разрешается также отдать покупную стоимость вместо зерен.
Если по милости Аллаха пожилой человек восстановит свои утраченные силы, или же болеющий человек исцелится от своей болезни, то следует держать все пропущенные дни поста, и они будут награждены за отданное возмещение (фидья).
Фитр-милостыня
Фитр-милостыня обязательна для каждого мусульманина, будь то мужчина или женщина, взрослый или несовершеннолетний:
а) если он будет жив в рассвет дня Праздника разговения
и
б) если для него обязателен закят, или если он обладает вещами, свободными от долгов, по стоимости превышающими его повседневные нужды на количество, с которого закят является обязательным, независимо от того, предназначаются ли эти вещи для продажи или для личного пользования, прошел ли год с начала их получения или нет.
Для человека, умершего до рассвета дня Праздника разговения, и для ребенка, родившегося уже после рассвета, фитр-милостыня не является обязательной.
Раздать фитр лучше прежде, чем идти в идгах (или мечеть) для праздничного намаза, хотя и нет препятствий для раздачи фитр-милостыни после праздничного намаза.
Разрешается раздать фитр-милостыню также и в месяц рамадан, и в этом случае не нужно будет выплачивать его вновь в день Праздника.
Если в день Праздника фитр-милостыню не раздали, ее можно раздать в любой другой день.
Следует помнить, что фитр обязательна для всех упомянутых выше лиц, независимо от того, постились они или нет.
Так как мы стремились к краткости в изложении, многие важные законы не были здесь упомянуты. Подробности читатель может прочитать в авторитетных книгах по исламскому праву или спросить у алимов.
Праздничный намаз
Первый день месяца шавваль празднуется как Праздник разговения. Это день большой радости для мусульман.
Праздничный намаз – ваджиб (обязателен), но хутба (проповедь) к нему – сунна (желательна). Для праздничного намаза нет ни азана, ни икамата. В праздничном намазе присутствуют 6 дополнительных такбиров: три – в первом ракаате и три – во втором.
Человек должен встать среди молящихся и принять намерение совершения двух ракаатов ваджиб-намаза Праздника разговения и присоединиться к намазу как обычно, когда имам произнесет открывающий такбир («Алла́ху акьбар»).
Затем имам прочтет «Субха́накялла́хумма...», после чего произнесет «Алла́ху акьбар», поднимая свои руки до ушей и полностью опуская их дважды. После произнесения «Алла́ху акьбар» в третий раз, имам соединит руки. Молящиеся должны следовать за действиями имама. После этого первый ракаат продолжится как обычно.
Во втором ракаате три дополнительных такбира последуют после чтения Корана следующим образом: после произнесения суры «Фатиха» и аятов Корана имам поднимет свои руки до ушей и скажет: «Алла́ху акьбар», – и полностью опустит руки. Так он сделает 3 раза. Произнося «Алла́ху акьбар» в четвертый раз, он перейдет в поясной поклон. Молящиеся следует за всеми движениями имама.
Сунной является проведение праздничного намаза на открытом воздухе, ведь такое большое собрание мусульман является впечатляющим и вдохновляющим зрелищем.
Мусульмане, участвующие в праздничном намазе, должны нарядиться в хорошую чистую одежду и покинуть дома для праздничного намаза, приняв сладкую пищу. Они должны идти медленно по направлению к идгах (месту совершения праздничного намаза), произнося:
Алла́ху акьбар, Алла́ху акьбар, Ля́ иля́ха иллялла́ху валла́ху акьбар. Алла́ху акьбар, ва лилля́хиль хамд!
Является мустахаб (рекомендуемым) идти в идгах одним путем, а возвращаться другим.
В конце рамадана, в праздничный день, некоторые люди думают, что они должны что-нибудь съесть, чтобы прервать пост. Это ошибочное убеждение, ведь о совершении какого-либо поста в праздничный день не может быть и речи. Поститься в день Праздника разговения запрещено.
Среди мусульман есть также обычай держать шесть дней поста после Праздничного дня и соблюдать «Шаша-Ид» в конце этих шести дней поста. Это нововведение. Эти посты не являются ни фард, ни ваджиб (обязательными), они – лишь сунна или мустахаб (желательны). Специалисты исламского права обычно сходятся на том, что данные шесть дополнительных дней поста в месяц шавваль, не следует держать подряд, а нужно их разделить в течение всего месяца, то есть держать по два дня поста на второй, третьей и четвертой неделе при желании.
Издание Al-Jamiat (ЮАР)
Перевод: Askimam.ru
1) Коран ниспосылался Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) в течение 23 лет.
2) Коран был ниспослан в рамадан.
3) Коран был ниспослан в Ночь Могущества.
Так как Коран был ниспослан в месяц Рамадан, безусловно было уместным, чтобы этот священный месяц был предназначен для очищения души и обогащения разума. Полное воздержание от еды и питья и полное отстранение от плотских утех от рассвета до заката в течение всего месяца несомненно имеет необычайное очищающее воздействие и на душу, и на тело и возносит человека на такие духовные высоты, на которых все внимание и концентрация человека становятся сосредоточенными на исполнении Воли Аллаха и отвержении эгоистичного зова своего «Я».
Разве может кто-то отрицать изменения, происходящие в человеке в психологическом плане, и огромные познания, получаемые в течение рамадана от произнесения тридцатой части Корана ежедневно в ночных таравих-молитвах и в свободное время в течение дня?
Говоря об обязательном посте рамадана, Коран завершает аят двумя простыми, но в то же время всеобъемлющими арабскими словами: «ля'аллякум таттакуун», что значит «чтобы вы могли устрашиться Аллаха». Эти слова выражают основной замысел поста и указывают причину, по которой Всемогущий и Милосердный Аллах возложил пост на своих покорных людей.
Если глубоко вдуматься, станет очевидно, что страх перед Аллахом – важная движущая сила, стимулирующая человека исполнять предписанные ему приказы Аллаха. Чем больше страх перед предстоящим Высшим Судом Аллаха, на котором будут рассмотрены наши мирские поступки, тем сильнее порыв к исполнению обязательств, возложенных на человека Всемогущим Аллахом.
Пост предписан для развития этого страха перед Аллахом и неотступного осознания Его Вездесущности и Всеведения. Но каким образом они развиваются? Здесь требуются пояснения.
Человеку дарованы свободная воля выбора и независимый разум. Человек презирает приказы и питает отвращение к вмешательству извне. Он делает то, что пожелает, и выбирает то, что ему нравится. Он кушает тогда, когда пожелает, и пьет тогда, когда хочет. Но истинный верующий растворяет свою свободную волю и прогоняет своевольный разум в послушании приказам Аллаха для получения безмерных благ от Аллаха в Следующей жизни.
Теперь давайте рассмотрим, как пост помогает развить указанное выше поведение послушания Воле Аллаха и непослушания зову Сатаны и нашего внутреннего «Я».
Каждую ночь вплоть до рассвета в ушах каждого верующего звучит приказ Аллаха: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи». Происходит стремительная перемена. Раб Сатаны и своего «Я» стал послушным рабом и благочестивым слугой Аллаха. Вплоть до заката верующий отставляет в сторону голод, жажду и половое влечение. Он решает не есть, не пить, не вступать в интимную близость, несмотря на свой жгущий голод, обжигающую жажду и непреодолимое половое влечение. Он постоянно помнит о своем Высшем Господине и Его Величественном Приказе.
Когда верующий становится таким образом натренирован в течение всего рамадана в отказе от дозволенных еды, питья и интимных отношений лишь из-за приказа Аллаха, то логически следует, что он не будет испытывать трудностей в отказе в оставшиеся одиннадцать месяцев года от недозволенных Всемогущим Аллахом еды, питья и интимных отношений.
Поэтому в Коране говорится: «Верующие! Вам предписан пост, как он был предписан вашим предшественникам, чтобы вы могли устрашиться Аллаха».
Поэтому является необходимым, чтобы во время поста все тело было защищено от некорректных и недозволенных поступков.
Как сообщал Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Если (человек) не прекратит лгать и поступать по лжи, Аллаху не нужно будет, чтобы он отказывался от своей еды и питья.
В другом хадисе, переданном также Абу Хурейрой (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Многие люди не получат от своего поста ничего, кроме жажды и голода.
Три вида поста
Имам Газали подразделял пост на 3 вида:
1) Пост обывателя. Этот пост весьма низкого уровня, так как человек не воздерживается ни от чего, кроме еды, питья и половых актов.
2) Пост сравнительно «духовно возвышенного» человека. Такой человек защищает свои глаза, язык и уши от нечестивых действий, как упомянуто в приведенном выше хадисе, переданном Абу Хурейрой (да будет доволен им Аллах).
3) Пост тех, кто достиг высшего духовного развития. Это приближенные к Аллаху. У них имеется полный контроль даже над своими мыслями. Их душа, разум и тело поглощены размышлениями о Безмерной Сущности и не выдают и малейшей мысли о мирских делах. Они вверили себя, душу, разум и тело в руки Аллаха. Лишь одна мысль о чем-нибудь помимо Аллаха, пусть и разрешенная исламом, достаточна для срыва этого вида поста. Поэтому данный вид поста – высший из всех. Да даст нам Аллах Своей бесконечной милостью выстрадать эту духовную высоту и да впитает нас, душой, разумом и телом, в Свою Безмерную Сущность! Аминь.
Польза поста
Хотя пост предписан для отвращения зла и развития потенциальной, имеющейся внутри верующего устойчивости по сопротивлению порокам и нечестивым поступкам, пост также приводит к милости Аллаха и дает мусульманину право на огромную награду от Милостивого Создателя.
Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передавал следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):
Когда наступает рамадан, двери рая открываются, двери ада закрываются, а на шайтанов накладывают оковы.
Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) также рассказывал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Кто станет соблюдать пост в рамадан с верой и надеждой на награду Аллаха, тому простятся его прежние грехи. И кто будет молиться в рамадан по ночам с верой и надеждой на награду Аллаха, тому простятся его прежние грехи. И кто проведет в молитве Ночь Предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, тому простятся его прежние грехи. (Бухари, Муслим)
Абу Хурейра также передавал следующее высказывание пророка (мир ему и благословение Аллаха):
Всякое благое дело потомка Адама умножится. Наименьшее воздаяние за доброе дело будет 10-кратным, но может возрасти до 700-кратного. Всевышний Аллах сказал: «За исключением поста, ведь пост совершается ради Меня, и Я воздам за него, ведь человек отказывается от своих желаний и от своей еды ради Меня!»
Абу Хурейрой (да будет доволен им Аллах) приводились также такие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):
Когда приходит первая ночь рамадана, шайтаны и непокорные джинны заковываются в цепи, двери ада закрываются, и ни одни из его дверей не открываются. А двери рая открываются, и ни одни из его дверей не закрываются. И призывающий кричит:
– О, ищущий блага, продолжай! О, ищущий зла, прекрати!
И у Аллаха – те, кого Он спасает от Огня, и это происходит каждую ночь.
Постящегося ждут две радости: одна при разговении, а другая – при встрече с его Господом. И запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса. Пост является щитом, и в тот день, когда кто-нибудь из вас будет поститься, пусть избегает всего непристойного и не повышает голос. Если же кто-нибудь станет бранить его или попытается завязать с ним ссору, пусть скажет:
– Я держу пост (а потому не желаю драки). (Бухари, Муслим)
Как сообщал Ибн Умар (да будет доволен им Аллах), пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Пост и Коран будут заступаться за раба Аллаха в Судный день. Пост будет говорить:
– Господь, я запретил ему пищу и плотское влечение днем, дай мне заступиться за него!
Будет говорить Коран:
– Я запретил ему сон ночью, дай мне заступиться за него!
И их заступничество действительно будет иметь место.
Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) говорил, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Моя умма прощена в последнюю ночь рамадана.
– Пророк, – спросил кто-то, – это из-за Ночи Могущества?
– Нет, ведь работник сполна получает свою награду только после завершения работы. (Ахмад)
Проповедь пророка перед началом рамадана
Передается Салманом Фарси (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время проповеди в последний день месяца шаабана сказал:
– Люди! Великий благословенный месяц стучится в ваши двери. Месяц, в котором есть ночь, которая лучше тысячи месяцев. Пост в этот месяц сделан Аллахом обязательным, а молитва ночью – добровольный поступок. Кто совершит в рамадан любое (необязательное) благое дело, подобен тому, кто совершит обязательное действие в другой месяц. Рамадан – месяц терпения, и награда за терпение – рай. Это также месяц утешения и расположения, месяц, когда возрастает помощь верующим. Кто даст постящемуся еду для разговения, тому простятся его грехи, и он будет спасен от адского пламени и получит ту же награду, что и постящийся, чья награда от этого не уменьшится.
– Пророк, – спросили сподвижники, – не каждый из нас может найти что-нибудь, чтобы накормить постящегося досыта.
– Аллах дарует такую награду тому, кто даст постящемуся для разговения немного молока или один финик, или глоток воды. А кто досыта накормит разговляющегося, того Аллах напоит из моего водоема, и после этого глотка он никогда не испытает жажды до того, как войдет в рай. Рамадан – это месяц, в начале которого – милость Аллаха, в середине – прощение, а в последних днях – освобождение от Огня. Кто облегчит бремя своего слуги, того Аллах простит и освободит от Огня.
Ночь Могущества
В хадисах пророка (мир ему и благословение Аллаха) передается, что четыре человека из еврейского народа – Юша (сын Нуна), Аюб, Закария и Хизкиль (мир им) – неустанно посвящали себя поклонению Всемогущему Аллаху на протяжении 80 лет, не ослушиваясь его ни на миг. С восхищением и удивлением услышав о таком необычайном служении, сподвижники очень опечалились, так как были не способны состязаться с ними в их служении, ведь люди в то время имели преимущество продолжительной жизни, а люди времен пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) жили недолго.
Сразу после этого к пророку (мир ему и благословение Аллаха) явился архангел Джибриль (мир ему) и сказал:
Пророк, из-за восхищения и удивления твоих сподвижников по поводу 80-летнего поклонения четверых людей из потомков Исраила, Аллах дарует тебе и твоим последователям ночь, лучшую, чем тысяча месяцев, – далее Джибриль (мир ему) произнес 97-ю суру Корана «Могущество»:
Мы ниспослали Коран в Ночь Могущества. Что даст тебе понять, что она собой представляет? Ночь Могущества лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с разрешения их Господа по всем Его велениям. В ней – мир вплоть до наступления зари.
В эту священную ночь Аллах нисходит на наше мирское небо, в Своем возвышенном великолепии, от заката до появления рассвета. Затем Он объявляет:
Есть ли просящий, чтобы Я удовлетворил его просьбу? Есть ли просящий пропитания, чтобы Я ему дал его? Есть ли раскаивающийся, чтобы Я простил его грех? Есть ли подвергающийся испытаниям, чтобы Я избавил его от них? и т. д.
Это оглашение происходит, пока не наступит рассвет.
В эту ночь были созданы ангелы. Во время нее посадили деревья рая. В эту ночь было начато создание Адама (мир ему), и во время нее был ниспослан Священный Коран. Это ночь, когда мольбы удовлетворяются и огромная награда даруется верным и искренним верующим.
Но никто, кроме Аллаха, не знает точную дату этой ночи. Это секрет Аллаха, чтобы люди могли заниматься поклонением Аллаху круглый год, надеясь наверняка застать ее в одну из ночей года.
Согласно хадису пророка (мир ему и благословение Аллаха), есть большая вероятность обнаружения этой ночи в последние десять дней рамадана.
Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) передавала следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):
Ищите Ночь Могущества в нечетные ночи последних дней рамадана.
Эти нечетные ночи – 21-я, 23-я, 27-я и 29-я ночи. Есть еще один хадис, переданный Аишей (да будет доволен ею Аллах), в котором говорится, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) посвящал себя поклонению и размышлению об Аллахе в эти ночи больше, чем в другие.
Мольба в Ночь Могущества
Однажды Аиша (да будет доволен ею Аллах) спросила пророка (мир ему и благословение Аллаха):
– Пророк, скажи: если я узнаю о наступлении Ночи Могущества, что мне следует говорить?
– Говори: «Алла́хумма иннакя афу́ввун тухиббуль афва фа'фу́ анни́» («О Аллах, Ты – Прощающий, Ты любишь прощать, так прости же меня!»).
Праздник разговения
Анас (да будет доволен им Аллах) приводил слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):
В Ночь Могущества архангел Джибриль спускается на землю с группой ангелов. И они молятся за каждого раба Божьего, которого застанут в эту ночь в поклонении или размышлении, сидя или стоя. А в день Праздника разговения Аллах превозносит дела верующих среди Своих ангелов и потом говорит:
– Ангелы Мои, какая награда полагается тому, кто исполнил свою обязанность верно и искренне?
– Господи, такому человеку надо дать полную награду.
– Ангелы Мои! Мои рабы, мужчины и женщины, должным образом выполнили свое обязательство, возложенное на них Мною, и сейчас они вышли, повышая свой голос в мольбе к Аллаху. Клянусь Своей Честью, Славой, Щедростью, Высоким Положением и Достоинством, что обязательно приму их молитвы.
После чего Аллaх обратится к тем, кто будет на праздничном намазе:
– Возвращайтесь в свои дома. Я простил ваши грехи и заменил ваши пороки на добродетель.
Передатчик этого хадиса говорит: «И вернутся эти люди в свои дома прощеными». (Байхаки)
ГЛАВА II
Действия, не нарушающие пост
1) Прием пищи, питье и половой акт в случае, если человек забыл о том, что постится, даже если человек поест досыта и неоднократно.
2) Подкрашивание глаз сурьмой.
3) Растирание масла по голове или телу.
4) Вдыхание парфюмерии.
5) Неумышленное попадание дыма или пыли в горло.
6) Проглатывание слюны независимо от ее количества.
7) Если рот тщательно прополоскали, нет вреда в красноватом оттенке слюны (появляющемся после поедания листов арековой пальмы).
8) Неумышленное попадание в горло воды, если человек совершает омовение и не помнит о посте.
9) Неумышленная рвота независимо от количества рвотных масс.
10) Проглатывание слюны, смешанной с кровью из раны в ротовой полости, если крови меньше слюны.
11) Пробование чего-либо языком и последующее выплевывание этого. Такое действие, если совершается без необходимости, является порицаемым. Но не является порицаемым тот случай, когда у женщины грубый муж, который может устроить ссору из-за недостатка соли в еде.
12) Разжевывание еды и кормление ей ребенка, когда это непроходимо; без необходимости – порицается (макрух).
13) Чистить зубы щеткой или свежей (сухой) веткой от дерева (независимо от ее вкуса).
14) Порицается чистить зубы зубной пастой или зубным порошком. Если паста или порошок, независимо от количества, попадут в горло, пост будет нарушен.
15) Проглатывание застрявших между зубами частиц еды, не вынимая их изо рта.
16) Закапывание воды в уши.
17) Семяизвержение во сне.
18) Спать супругам вместе, целоваться и ласкаться.
19) Если не купаться ночью после того, как это стало обязательным. Если человек весь день пробудет в состоянии большой нечистоты (т. е. в состоянии, когда гусль обязателен), его пост не будет прерван. Но является грехом оставаться в таком состоянии целый день.
20) Следует также помнить, что инъекции также не прерывают пост.
Действия, делающие пост недействительным, но не требующие искупления
Во всех указанных ниже обстоятельствах пост прервется, и его будет необходимо возместить одним днем поста после Рамадана. Искупление (каффара) не требуется (о том, что такое искупление, и что к нему приводит, будет рассказано позже):
1) Умышленное проглатывание чего-либо.
2) Курение сигарет или вдыхание дыма от горящего угля, дерева, благовония и т. д.
3) Проглатывание частиц еды, застрявших между зубами, размером в турецкий горошек или больше этого.
4) Если частицы еды, застрявшие между зубами, вынимаются изо рта и затем съедаются, пост становится недействительным независимо от размера частиц.
5) Если человек проспал после сухура (предрассветного приема пищи) с листом арековой пальмы во рту, его пост становится недействительным. Ему нужно будет поститься еще в другой день после рамадана.
6) Попадание воды в горло во время полоскания, если человек помнил о том, что постится.
7) Умышленная рвота полным ртом.
8) Проглатывание обратно небольшого количества рвотной массы, вышедшей неумышленно.
9) Поедание несъедобного и неиспользуемого даже в качестве лекарств, т. е. галек, железок и т. д.
10) Вдыхание табака, порошка.
11) Закапывание масла в уши.
12) Клизма от запора.
13) Проглатывание крови из ран ротовой полости, смешанной со слюной, если крови больше, чем слюны.
14) Намеренно есть, думая, что пост прерван после того, как поел, забыв о посте.
Действия, прерывающие пост и требующие восполнения и искупления
При следующих действиях человеку нужно будет совершить и восполнение (другим днем поста после рамадана), и искупление:
1) Умышленное поедание или питье съедобного или лекарств, половый акт в то время, как человек помнит о посте.
2) Умышленное употребление пищи после наложения сурьмы, растирания маслом головы (тела), предполагая, что пост был прерван этими действиями.
Искупление (каффара)
Искупление возлагается при прерывании поста только в месяц рамадан и никак иначе.
Каффара означает возмещение за прерывание поста в рамадан путем поста в течение 60 дней подряд. Если 60-дневное искупление прервется хотя бы на день, будет необходимо начать искупление с самого начала.
Женщина освобождена от поста во время месячных, но немедленно после окончания месячных ей нужно будет продолжить искупление.
Если женщина не может поститься непрерывно из-за месячных, ей необходимо продолжить свой пост после них, постясь заново с начала.
Кто не в состоянии поститься в течение 60 дней, должен досыта накормить 60 бедняков утром и вечером. Если в эти 60 человек входят очень маленькие дети и взрослые, то повторно накормить вместо очень маленьких детей следует пожилых.
Разрешается вместо кормления раздать каждому бедняку сырых продовольственных зерен, размер фитр-милостыни или ее стоимость дважды в день в течение 60 дней. Не разрешается отдать 60-дневное количество сырых продовольственных зерен или их цену одному человеку, в один день. Один человек не должен получать больше, чем полагается зерен за 1 день или их стоимость за день.
Зерна должны выдаваться бедняку в количестве не менее размера фитр-милостыни: фитр – это либо 4 фунта (около 1,75 кг) пшеницы или муки, либо 8 фунтов (около 3,5 кг) фиников или ячменя, либо покупная стоимость чего-либо из этого.
Если выдаются другие зерна (рис, горох, фасоль и т. д.), их количество должно быть таким, как если бы они были куплены за цену 4 фунтов пшеницы или муки или 8 фунтов фиников или ячменя.
Условия, при которых разрешается прервать пост
1) Внезапная болезнь, которая может угрожать жизни или усугубить состояние, если пост не будет прерван.
2) Невыносимая жажда или голод, которые могут угрожать жизни.
3) Условия, которые могут угрожать жизни беременной женщины или ее ребенка.
Во всех этих случаях прерванный пост нужно возместить после рамадана.
Условия, при которых разрешается не поститься
1) Недомогание, которое может осложниться или продлиться, или угрожать жизни человека в том случае, если человек будет поститься.
Не разрешается воздерживаться от поста лишь на основе предположений без консультации с опытным врачом-мусульманином. На совет врача-немусульманина можно положиться в том случае, если он принимает во внимание важность или серьезность в отношении приказов Аллаха.
Если человек убежден по прошлому опыту и знанию определенных симптомов, что пост в такой ситуации будет для него вреден, ему разрешается воздержаться от поста без консультации с врачом.
Но если человек не будет поститься лишь на основе предположений без консультации с религиозным врачом-мусульманином или не основываясь на своем прошлом опыте, он станет грешником. И если он прервет пост на основе такого предположения, искупление станет обязательным для него.
2) Слабость или истощение после излечения от болезни, если человек уверен, что пост снова вызовет болезнь.
3) Поездка на расстояние в 48 миль или больше. Но рекомендуется поститься при комфортных, легких поездках в поезде, автомобиле, самолете, чтобы получить награду за пост в месяц рамадан. Но если, несмотря на комфортные условия в поездке, человек воздержится от поста, он не будет считаться грешником.
4) Беременность или кормление ребенка грудью, если есть вероятность угрозы жизни женщины или ее ребенка.
5) Месячные или пуэрперальный (послеродовой) период. Пост в это время строго запрещен.
Во всех указанных выше случаях все пропущенные посты необходимо соблюсти при первой же возможности после месяца рамадана, так как жизнь переменчива и смерть очень близка.
Фидья (возмещение)
Если пожилой человек не в состоянии поститься из-за недостатка сил, или же человек настолько серьезно болен, что надежды на восстановление его покинули, то таким людям разрешается не поститься и, если у них есть средства, отдать бедняку зерен в размере одной фитр-милостыни или кормить бедняка дважды в день за каждый пропущенный пост. Это называется фидья.
Разрешается также отдать покупную стоимость вместо зерен.
Если по милости Аллаха пожилой человек восстановит свои утраченные силы, или же болеющий человек исцелится от своей болезни, то следует держать все пропущенные дни поста, и они будут награждены за отданное возмещение (фидья).
Фитр-милостыня
Фитр-милостыня обязательна для каждого мусульманина, будь то мужчина или женщина, взрослый или несовершеннолетний:
а) если он будет жив в рассвет дня Праздника разговения
и
б) если для него обязателен закят, или если он обладает вещами, свободными от долгов, по стоимости превышающими его повседневные нужды на количество, с которого закят является обязательным, независимо от того, предназначаются ли эти вещи для продажи или для личного пользования, прошел ли год с начала их получения или нет.
Для человека, умершего до рассвета дня Праздника разговения, и для ребенка, родившегося уже после рассвета, фитр-милостыня не является обязательной.
Раздать фитр лучше прежде, чем идти в идгах (или мечеть) для праздничного намаза, хотя и нет препятствий для раздачи фитр-милостыни после праздничного намаза.
Разрешается раздать фитр-милостыню также и в месяц рамадан, и в этом случае не нужно будет выплачивать его вновь в день Праздника.
Если в день Праздника фитр-милостыню не раздали, ее можно раздать в любой другой день.
Следует помнить, что фитр обязательна для всех упомянутых выше лиц, независимо от того, постились они или нет.
Так как мы стремились к краткости в изложении, многие важные законы не были здесь упомянуты. Подробности читатель может прочитать в авторитетных книгах по исламскому праву или спросить у алимов.
Праздничный намаз
Первый день месяца шавваль празднуется как Праздник разговения. Это день большой радости для мусульман.
Праздничный намаз – ваджиб (обязателен), но хутба (проповедь) к нему – сунна (желательна). Для праздничного намаза нет ни азана, ни икамата. В праздничном намазе присутствуют 6 дополнительных такбиров: три – в первом ракаате и три – во втором.
Человек должен встать среди молящихся и принять намерение совершения двух ракаатов ваджиб-намаза Праздника разговения и присоединиться к намазу как обычно, когда имам произнесет открывающий такбир («Алла́ху акьбар»).
Затем имам прочтет «Субха́накялла́хумма...», после чего произнесет «Алла́ху акьбар», поднимая свои руки до ушей и полностью опуская их дважды. После произнесения «Алла́ху акьбар» в третий раз, имам соединит руки. Молящиеся должны следовать за действиями имама. После этого первый ракаат продолжится как обычно.
Во втором ракаате три дополнительных такбира последуют после чтения Корана следующим образом: после произнесения суры «Фатиха» и аятов Корана имам поднимет свои руки до ушей и скажет: «Алла́ху акьбар», – и полностью опустит руки. Так он сделает 3 раза. Произнося «Алла́ху акьбар» в четвертый раз, он перейдет в поясной поклон. Молящиеся следует за всеми движениями имама.
Сунной является проведение праздничного намаза на открытом воздухе, ведь такое большое собрание мусульман является впечатляющим и вдохновляющим зрелищем.
Мусульмане, участвующие в праздничном намазе, должны нарядиться в хорошую чистую одежду и покинуть дома для праздничного намаза, приняв сладкую пищу. Они должны идти медленно по направлению к идгах (месту совершения праздничного намаза), произнося:
Алла́ху акьбар, Алла́ху акьбар, Ля́ иля́ха иллялла́ху валла́ху акьбар. Алла́ху акьбар, ва лилля́хиль хамд!
Является мустахаб (рекомендуемым) идти в идгах одним путем, а возвращаться другим.
В конце рамадана, в праздничный день, некоторые люди думают, что они должны что-нибудь съесть, чтобы прервать пост. Это ошибочное убеждение, ведь о совершении какого-либо поста в праздничный день не может быть и речи. Поститься в день Праздника разговения запрещено.
Среди мусульман есть также обычай держать шесть дней поста после Праздничного дня и соблюдать «Шаша-Ид» в конце этих шести дней поста. Это нововведение. Эти посты не являются ни фард, ни ваджиб (обязательными), они – лишь сунна или мустахаб (желательны). Специалисты исламского права обычно сходятся на том, что данные шесть дополнительных дней поста в месяц шавваль, не следует держать подряд, а нужно их разделить в течение всего месяца, то есть держать по два дня поста на второй, третьей и четвертой неделе при желании.
Издание Al-Jamiat (ЮАР)
Перевод: Askimam.ru
Словарь
Фетвы
Биографии
Саида Фатима
Саида Фатима (радый Аллаху анха) родилась, когда нашему Пророку (салляллаху алейхи уа саллям) был 41 год, т.е. через год после получения им пророческой миссии. Неко... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →