Зачем поститься?
Господин Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) передавал следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):
Тому, кто постится в месяц рамадан вследствие глубокой, искренней веры, с надеждой на обильную награду от Аллаха, простятся все его прошлые грехи, и тому, кто проводит свои ночи в молитвах вследствие глубокой, искренней веры, с надеждой на обильную награду от Аллаха, а также тому, кто бодрствует в священную ночь (Ночь Предопределения), простятся их прежние грехи.
Важность мотива и намерения
Всем известно, что умышленное убийство презирается всем цивилизованным миром, и все религии приговаривают такого убийцу к аду, а о его невинной жертве говорят как о мученике, заслуживающем рая.
Но всем известно также и то, что защита против агрессора – долг человека, и тот, кто убьет агрессора, считается героем, достойным всех наград как в этом мире, так и в следующем.
Два одинаковых действия (убийство человека) – и совершенно различные последствия. В чем же разница? Разве не намерение является их единственным отличием?
Если человек отказывается от еды и питья по предписанию врача, разве он поступает не точно так же, как тот, кто отказывается от того же самого, но вследствие подчинения приказу и ради Аллаха?
Аллах – наш Создатель, Законодатель, который воскресит нас после смерти и потребует расчета за наши поступки, совершенные в этом мире. Кто подчинится Ему, получит Его довольство, даже если не понимает всю мудрость, заложенную в Его приказах. Пост, предписанный религией, снизошедшим законом, обязательно повлечет за собой Божье довольство, если мы завершим его. А разве существует что-то лучшее среди мирских и духовных выгод, чем вечное довольство нашего Господа? Не следует позволять материальным мотивам запятнать чистоту нашего намерения. Давайте поститься всецело и полностью лишь ради довольства Аллаха, в полном соответствии с Его приказами. Как гласит знаменитое высказывание пророка (мир ему и благословение Аллаха):
Поистине, поступки оцениваются по их намерениям.
Духовная сторона поста
Единогласно всеми уважаемый, выдающийся ученый и великий праведник XVIII века Шах Валиулла Дехлеви в своей знаменитой работе «Худжатуллах аль-балига» привел несколько проницательных наблюдений о духовной стороне поста:
Поскольку избыток животного начала в человеке препятствует проявлению его ангельской стороны, необходимо, чтобы человек постарался и поборол свое животное начало. Поскольку избыток животного начала, а также накопление и обилие его слоев основаны на еде, питье и плотских удовольствиях, пост делает то, что изобильная пища сделать не в состоянии. Поэтому средством возвышения над животным началом является ослабление его причин (избытка животного начала). Именно поэтому те, кто жаждет проявления своей ангельской стороны, единодушны в необходимости ослабления и уменьшения их (еды, питья и т. д.). Независимо от различий в религиях, расстояний между странами, все народы единодушно сходятся на этом факте. Более того, конечной целью является подчинение животного начала человека его ангельской стороне, чтобы животное начало действовало в соответствии с мотивами и велениями его ангельской стороны и полностью подражало ему, а его ангельская сторона защищала животное начало от подражания посредственному и низменному и от принятия презренных форм (подобно сургучу, принимающему форму печати). Для достижения такого состояния иного способа нет. Ангельская сторона человека должна выбрать то, что нужно непосредственно ей, внушить и предложить это животной стороне человека, а животная сторона должна подчиниться внушению, не быть упрямой и не восставать против этого. Ангельской же стороне нужно снова и снова внушать свои потребности животному началу, а животному началу следует продолжать подчиняться этим запросам, чтобы она привыкла к ним и стала искусна в них...
Физическая сторона поста
У студентов после нескольких непрерывных месяцев учебы следуют каникулы. У рабочих после шести дней труда седьмым днем недели является выходной. Весь день люди затрачивают умственную и физическую энергию, после чего отдых в виде сна восполняет их силы для следующего дня. Даже машинам, самолетам, поездам требуется отдых. Разве не логично было бы тогда предположить, что желудку и пищеварительным органам тоже нужен отдых? На самом деле, современная медицина пришла к такому же выводу, и многие европейские и американские доктора прописывают в качестве средства от различных хронических заболеваний принудительный голод и жажду на тот или иной период в зависимости от вида болезни и физических возможностей пациента.
Кроме того, исследователи обнаружили различные железы, вырабатывающие в желудке в случае голода и жажды определенные кислоты, убивающие многие микробы и бактерии, служащие источником различных заболеваний. Статистика показала, что люди, постящиеся ежегодно, меньше подвержены некоторым кишечным и иным заболеваниям.
Мы знаем, что время от времени человеку требуется смена климата, воздуха и воды. Оправляющегося от болезни человека врачи на период выздоровления посылают в место, отличное от места его проживания. Люди стараются проводить отпуск за пределами своего дома. Иными словами, время от времени нам нужна смена привычного положения вещей. Это тоже разновидность отдыха. Например, мы видим, что земледельцы используют севооборот и время от времени дают полям «отдохнуть», не засевая на них ничего. Поскольку непрерывность вредна, ислам запретил непрерывный пост в течение всего года даже для тех, кто жаждет посредством этого получить духовную пользу. Опыт также показывает, что, если человек постится постоянно, это становится привычкой, его «второй натурой», и соответственно такой человек не извлекает выгоды, какую получает тот, кто постится с паузами. На самом деле, если человек постится более 40 дней подряд, это становится привычкой, а если он постится меньше месяца, то особого эффекта от поста нет.
Те, кто постится по медицинским показаниям или даже по принуждению (в качестве дисциплинированности и пр.), получают физическую пользу, заложенную в посте, но поскольку духовное намерение у них отсутствует, духовной пользы они не получают. Мусульмане постятся с намерением исполнить приказ Аллаха. Поэтому они получают в качестве награды набожность, но при этом получают еще и физическую пользу от поста. С какой бы точки зрения человек не подошел к рассмотрению мусульманского поста, отовсюду он увидит его превосходство по сравнению с теми видами поста, что имеются в других культурах.
Мухаммад Хамидулла
Ватервальский исламский институт
Словарь
Ридван - имя ангела, охраняющего врата рая
Фетвы
Биографии
Хава была первой женщиной и первой мусульманкой, которую создал Всевышний Аллах. Хава символизирует женственность с одной стороны, а с другой представляется, как «первоначало всей ... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →