Найм – договор братства
14 апреля 2009
Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни и возвысили одних из них над другими по степеням, чтобы одни из них брали в услужение себе других. (Коран, 43:32)
Финансовое неравенство – это предопределение свыше, нацеленное на облегчение совместного сосуществования и сплоченности. Благодаря ему люди взаимодействуют друг с другом, и общество сплетается в единое целое. Весь мир – это система однородностей и разнообразий, которые приводят к гармонии и стабильности, образованию настоящего общества.
Бедные зависят от богатых своим хлебом, а богатые зависят от бедных из-за их труда. Богатство богача предназначено не для эксплуатации бедности бедняка, а для использования квалификации и таланта работников. Эта взаимозависимость способствует ровному течению жизни.
Но это не означает, что ислам защищает два параллельных социальных потока чрезмерно обеспеченных и совсем нищих. Труд и Капитал не должны быть двумя враждебными лагерями, работающими против интересов друг друга. Они должны дополнять друг друга для общего блага и процветания. Некоторыми из наиболее простых, но в то же время фундаментальных концепций ислама являются следующие:
БРАТСТВО
…ваши рабы – ваши же братья. В ваши руки их передал сам Всевышний. Если у кого-то в подчинении будет его брат, пусть кормит его тем же, что ест сам, а одевает в то же, что сам носит, пусть не поручает того, что ему не под силу… (Бухари и Муслим)
Хотя данный хадис изначально относится к обращению с рабами, он, тем не менее, содержит некоторые очень уместные указания для работодателей:
а) ваши работники – ваши братья по крови;
б) обращайтесь к ним с достоинством и равноправием;
в) не создавайте враждебность пренебрежительным отношением к своему богатству таким образом, что это вызовет чувство зависти и жадности.
ЗАРПЛАТА
Зарплата должна быть достаточно высока, чтобы покрыть основные нужды и потребности работника. Анас (да будет доволен им Аллах), служивший у пророка Мухаммада ﷺ в течение продолжительного времени, подчеркивал:
Пророк ﷺ никогда никому не платил низкую плату за труд. (Бухари)
Одной из трех категорий лиц, против которых в Судный день будет выступать Пророк ﷺ будет:
…человек, нанявший работника, потребовавший от него выполнения всего сполна, но не заплативший ему того, что он заработал. (Бухари)
СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ОПЛАТЫ
Выплачивайте заработок наемного рабочего до того, как успеет высохнуть его пот. (Ибн Маджа)
МИЛОСЕРДИЕ
Задание, выдаваемое работнику, не должно выходить за пределы его физических возможностей. Пророк ﷺ говорил:
…пусть не поручает того, что ему не под силу… (Бухари, Муслим)
ХОРОШЕЕ ОБРАЩЕНИЕ
Хорошее обращение с теми, кто ниже вас, приносит счастье, а плохое – беду. (Абу Дауд)
Халиф Умар (да будет доволен им Аллах) сделал одной из обязанностей государственных чиновников заботу о рабах (слугах) и посещение их, когда те больны.
РАБОТА ПО НАЙМУ – ЭТО ДОВЕРИЕ
Работа по найму – это доверие работодателя к вам, и его необходимо оправдать с полной ответственностью. Пунктуальность и профессионализм – два главных требования для оправдания данного доверия. Священный Коран ссылается на данные качества в следующем аяте:
Одна из двух женщин сказала:
– Отец мой! Найми его, ведь лучшим из тех, кого ты наймешь, будет тот, кто силен и заслуживает доверия. (Коран, 28:26)
ЧЕСТНОСТЬ
Тело, вскормленное недозволенным заработком, не войдет в рай. (Байхаки)
Как рассказывал Зейд ибн Хусейн, имам Малик на вопрос о том, что представляет собой отречение от этого мира, ответил:
Дозволенные заработки и ограничение постоянно растущих желаний.
В Коране говорится:
Человек получит только то, к чему стремился. (Коран, 53:39)
ПОЛНАЯ ОТДАЧА
Пророк ﷺ сказал:
Когда человек делает ту или иную работу, Бог желает, чтобы тот придал ей совершенство и изящность (то есть от человека ожидается совершение работы наилучшим образом). (Муслим)
Ислам прекрасным образом регулирует каждую грань человеческой деятельности. Предписания Бога совершенны и применимы всегда и везде. Их исполнение обеспечит мир и стабильность, а их неприятие приведет к постоянным ссорам, потерям и гнету.
Передано askimam.ru муфтием Сухайлом Тармахомедом
Финансовое неравенство – это предопределение свыше, нацеленное на облегчение совместного сосуществования и сплоченности. Благодаря ему люди взаимодействуют друг с другом, и общество сплетается в единое целое. Весь мир – это система однородностей и разнообразий, которые приводят к гармонии и стабильности, образованию настоящего общества.
Бедные зависят от богатых своим хлебом, а богатые зависят от бедных из-за их труда. Богатство богача предназначено не для эксплуатации бедности бедняка, а для использования квалификации и таланта работников. Эта взаимозависимость способствует ровному течению жизни.
Но это не означает, что ислам защищает два параллельных социальных потока чрезмерно обеспеченных и совсем нищих. Труд и Капитал не должны быть двумя враждебными лагерями, работающими против интересов друг друга. Они должны дополнять друг друга для общего блага и процветания. Некоторыми из наиболее простых, но в то же время фундаментальных концепций ислама являются следующие:
БРАТСТВО
…ваши рабы – ваши же братья. В ваши руки их передал сам Всевышний. Если у кого-то в подчинении будет его брат, пусть кормит его тем же, что ест сам, а одевает в то же, что сам носит, пусть не поручает того, что ему не под силу… (Бухари и Муслим)
Хотя данный хадис изначально относится к обращению с рабами, он, тем не менее, содержит некоторые очень уместные указания для работодателей:
а) ваши работники – ваши братья по крови;
б) обращайтесь к ним с достоинством и равноправием;
в) не создавайте враждебность пренебрежительным отношением к своему богатству таким образом, что это вызовет чувство зависти и жадности.
ЗАРПЛАТА
Зарплата должна быть достаточно высока, чтобы покрыть основные нужды и потребности работника. Анас (да будет доволен им Аллах), служивший у пророка Мухаммада ﷺ в течение продолжительного времени, подчеркивал:
Пророк ﷺ никогда никому не платил низкую плату за труд. (Бухари)
Одной из трех категорий лиц, против которых в Судный день будет выступать Пророк ﷺ будет:
…человек, нанявший работника, потребовавший от него выполнения всего сполна, но не заплативший ему того, что он заработал. (Бухари)
СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ОПЛАТЫ
Выплачивайте заработок наемного рабочего до того, как успеет высохнуть его пот. (Ибн Маджа)
МИЛОСЕРДИЕ
Задание, выдаваемое работнику, не должно выходить за пределы его физических возможностей. Пророк ﷺ говорил:
…пусть не поручает того, что ему не под силу… (Бухари, Муслим)
ХОРОШЕЕ ОБРАЩЕНИЕ
Хорошее обращение с теми, кто ниже вас, приносит счастье, а плохое – беду. (Абу Дауд)
Халиф Умар (да будет доволен им Аллах) сделал одной из обязанностей государственных чиновников заботу о рабах (слугах) и посещение их, когда те больны.
РАБОТА ПО НАЙМУ – ЭТО ДОВЕРИЕ
Работа по найму – это доверие работодателя к вам, и его необходимо оправдать с полной ответственностью. Пунктуальность и профессионализм – два главных требования для оправдания данного доверия. Священный Коран ссылается на данные качества в следующем аяте:
Одна из двух женщин сказала:
– Отец мой! Найми его, ведь лучшим из тех, кого ты наймешь, будет тот, кто силен и заслуживает доверия. (Коран, 28:26)
ЧЕСТНОСТЬ
Тело, вскормленное недозволенным заработком, не войдет в рай. (Байхаки)
Как рассказывал Зейд ибн Хусейн, имам Малик на вопрос о том, что представляет собой отречение от этого мира, ответил:
Дозволенные заработки и ограничение постоянно растущих желаний.
В Коране говорится:
Человек получит только то, к чему стремился. (Коран, 53:39)
ПОЛНАЯ ОТДАЧА
Пророк ﷺ сказал:
Когда человек делает ту или иную работу, Бог желает, чтобы тот придал ей совершенство и изящность (то есть от человека ожидается совершение работы наилучшим образом). (Муслим)
Ислам прекрасным образом регулирует каждую грань человеческой деятельности. Предписания Бога совершенны и применимы всегда и везде. Их исполнение обеспечит мир и стабильность, а их неприятие приведет к постоянным ссорам, потерям и гнету.
Передано askimam.ru муфтием Сухайлом Тармахомедом
Словарь
Фетвы
Биографии
Хифзуррахман Сеохарви
Мухаммад Хифзуррахман (1901–1962) родился в небольшом городе под названием Сеохара (Биджнор, Уттар-Прадеш, Индия). В отличие от своих братьев, получивших западное о... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →