Помощь и опосредованное участие в грехе
Помощь в грехе
Алимы ответственны за:
1) наставление людей к послушанию Аллаху;
2) определение грехов и предупреждение о них людей.
Грехи бывают:
1) явные;
2) неявные.
Примеры неявных случаев:
а. Можно ли продавать машину человеку, который известен аморальными поступками (например, женщине легкого поведения)?
б. Дозволено ли сдавать здание банку?
в. Разрешается ли сдавать помещение мясной лавке, торгующей харам-мясом?
г. Можно ли работать на немусульманское правительство?
д. Допустима ли работа в банке?
е. Разрешается ли работать водителем такси, если пассажиры желают поехать в бар или ночной клуб?
Алимы ответственны за вынесение решений по таким неявным моментам: действительно ли это грехи или нет? При рассмотрении каждого из приведенных выше примеров человек приходит к выводу, что явным грехом это не является. Но остается вопрос: не является ли все это помощью в грехе?
Согласно Корану, помощь в грехе запрещена (харам):
وَلَا تَعَاوَنُوا۟ عَلَى ٱلْإِثْمِ وَٱلْعُدْوَٰنِ
Не помогайте друг другу в грехе и посягательстве. (Коран, 5:2)
Намерение такой помощи может быть двух видов:
1) Реальное:
а. Человек держит в уме то, что через него будет совершен грех:
я владею зданием и хочу, чтобы кто-нибудь открыл тут кинотеатр, в результате обращаюсь к тому, кто намеревается открыть бизнес, прошу его взять помещение в аренду и открыть в нем кинотеатр.
б. Грех указан в контракте:
у меня есть помещение, я даю рекламу о сдаче его в аренду, ко мне приходит заинтересовавшийся человек и во время составления договора называет свое намерение – открыть алкомаркет (то есть изначально у меня не было намерения помощи в грехе, но во время договора оно проявилось: сдаю помещение алкомаркету).
2) Понимаемое:
я продаю (сдаю) что-то такое, у чего имеется лишь одно применение, и при этом оно – греховное (например, сдаю или продаю пианино): хотя явного намерения нет, но и без того понимается, что намерение – помочь в грехе, ведь никакого иного применения у объекта нет.
При отсутствии как реального, так и понимаемого намерения помощи в грехе сделки и контракты дозволены:
я продаю автомобиль, а покупатель после заключения сделки, желая опробовать автомобиль, уезжает на нем в казино.
Опосредованное участие в грехе
Согласно Корану и Сунне, запрещается быть прямым подстрекателем греха.
Аллах говорит:
وَلَا تَسُبُّوا۟ ٱلَّذِينَ يَدْعُونَ مِن دُونِ ٱللَّـهِ فَيَسُبُّوا۟ ٱللَّـهَ عَدْوًۢا بِغَيْرِ عِلْمٍ
Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из враждебности и по незнанию. (Коран, 6:108)
В хадисе сообщается:
عن عبد الله بن عَمْرو رضي الله عنه قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: إن مِن أكبر الكبائر أنّ يلعنَ الرجلُ والدَيه. قِيل: يا رسولَ الله! كَيْفَ يَلْعَنُ الرَّجُلُ والدَيه؟ قال: يَسُبُّ الرَجُلُ أبا الرَّجُلِ فَيَسُبّ أباه ويَسُبُّ أمَّهُ فَيَسُبّ أمَّه (البخاريّ رقم 5973 دار السلام الرياض، مسلم رقم 259 دار المعرفة بيروت لبنان، سنن أبي داؤد رقم 5097 مؤسسة الريان، سنن الترمذيّ رقم 1902 المكتبة الثقافيّة بيروت لبنان. وهذا لفظ البخاري من النسخة اليونينية مع الحواشي بتحقيق الشيخ الدكتور زهير ناصر الناصر)
– В число худших грехов входит проклинание своих родителей, – сказал пророк ﷺ.
– Посланник Аллаха! Как человек может проклинать своих родителей? – спросили его.
– Он проклинает отца другого, а тот в ответ проклинает его отца. Он проклинает его мать, а тот – его.
У выражения «опосредованное участие» очень широкий смысл:
торговец продает хлеб покупателю, который, съев его и набравшись сил, совершает прелюбодеяние.
Если б указанный пример был запрещенным опосредованным участием, то практически все сделки были бы запрещены. Рассмотрите еще следующие примеры:
а. Фермер сажает деревья, вырастают плоды, их продают на рынке, где их покупает вор, набирается посредством них сил и совершает за счет этих сил преступление.
б. Портной шьет одежду, а банковский клерк покупает ее и в ней проводит процентные сделки.
в. Завод продает кирпичи, которые покупает человек и строит с их помощью казино.
Где провести границу? Что опосредованное участие, а что нет?
Опосредованность бывает двух видов:
1) близкая;
2) далекая.
Рассмотрим их подробнее:
1) Близкая опосредованность делится на два подвида:
1.1) Подстрекающая: такая, что подстрекает человека к греху, то есть если б не она, то и греха бы не было. Коран называет такое опосредованное участие запрещенным.
а. Нельзя проклинать лжебогов неверующих, поскольку это подстрекает их к проклинанию Аллаха:
وَلَا تَسُبُّوا۟ ٱلَّذِينَ يَدْعُونَ مِن دُونِ ٱللَّـهِ فَيَسُبُّوا۟ ٱللَّـهَ عَدْوًۢا بِغَيْرِ عِلْمٍ
Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из враждебности и по незнанию. (Коран, 6:108)
б. Женщине нельзя говорить с посторонними мужчинами заигрывающим тоном, ведь это подстрекает к страсти. Аллах говорит в Коране:
فَلَا تَخْضَعْنَ بِٱلْقَوْلِ فَيَطْمَعَ ٱلَّذِى فِى قَلْبِهِۦ مَرَضٌ
Не проявляйте нежности в речи, чтобы не возжелал вас тот, чье сердце поражено недугом. (Коран, 33:32)
Такое опосредованное участие подобно самому греху. Тот факт, что грех совершает кто-то другой, еще не означает отсутствие ответственности у опосредованного участника. Это подтверждается хадисом, который уже приводился выше:
– В число худших грехов входит проклинание своих родителей, – сказал пророк ﷺ.
– Посланник Аллаха! Как человек может проклинать своих родителей? – спросили его.
– Он проклинает отца другого, а тот в ответ проклинает его отца. Он проклинает его мать, а тот – его.
Здесь пророк ﷺ считает такого опосредованного участника виновным в большом грехе, хотя указанный поступок совершает другой.
1.2) Неподстрекающая опосредованность: близкое опосредованное участие, но не подстрекающее другого к греху, а помогающее ему в реализации его запрещенного намерения. Тот другой человек сам его совершает без подстрекательства со стороны опосредующего:
а. Я продаю виноград винзаводу, я не подстрекаю его к тому, что он сделал из винограда вино, это он делает сам: хочет – выжимает, хочет – перепродает виноград на рынке.
б. Я сдаю помещение человеку, а тот берет да открывает там алкомаркет, я не подстрекал его к этому: хотел бы – открыл бы там продуктовый или иной магазин, но он открыл алкомаркет безо всякого побуждения с моей стороны.
Дозволенность этого подвида зависит от намерения:
а) Если я продал виноград винзаводу, чтобы тот мог выжать из него вино, то такая продажа запрещена.
б) Намерения на грех у меня не было. И тут есть два варианта:
б.1) Намерения на совершения греха у меня не было, и я не знал, что собирается делать с товаром покупатель. Такое дозволено:
а. Я продал хлеб человеку, который намеревался совершить прелюбодеяние, то есть он купил хлеб для получения сил на злое дело. Я не знал о его намерении, мне он о нем не сообщал. А значит, продажа ему хлеба дозволена.
б. Я сдаю дом человеку, полагая, что тот там жить будет, а он открывает эскорт-агентство. (Что делать арендодателю после открытия агентства, когда тот понял, что случилось? Прекращается ли контракт? Муфтий Мухаммад Шафи (милость ему Аллаха) писал: «Он не прекращается. Долг арендодателя – воспрепятствовать этому греху арендатора, и на этом все. Если арендатор продолжает свои греховные дела, арендодатель не несет ответственности, арендная плата – халяль». (Джавахир-уль-фикх. – Том 2))
б.2) У меня не было намерения на грех, но я точно знал, что, если продам предмет тому человеку, тот совершит с ним греховное:
я продаю виноград винзаводу без намерения греха, но прекрасно знаю, что винзавод использует виноград лишь для производства вина, иного применения они для винограда не видят.
Такие сделки – макрух (порицаются).
Макрух-сделки бывают двух видов:
а. Крайне порицаемые (макрух-тахрими): сдаваемый или продаваемый объект как есть используется для греха. Например, продажа готового оружия врагам или возведение здания в виде банка и сдача его в аренду неисламскому банку. (Муфтий Рашид Ахмад Людианви (милость ему Аллаха) говорил, что правило о сдаче здания в аренду банку зависит от того, кто владелец банка – мусульманин или нет. Если мусульманин, то сдача ему здания в указанном случае – макрух-тахрими, а если нет, то макрух-танзихи. (Ахса-уль-фатава. – Том 6))
б. Несколько порицаемые (макрух-танзихи): объект используется для греха не как есть, а после некоторых преобразований. Например, продаю виноград винзаводу без намерения греха, хотя точно знаю, что винзавод сделает из него вино.
2) Далекая опосредованность: прямой связи или помощи в грехе нет. Есть лишь отдаленная связь. Это нисколько не вредит продавцу. Ни за какой грех он не отвечает:
Фермер сажает деревья, выращивает плоды, продает их на рынке, а их покупает вор, который, набравшись с помощью плодов сил, совершает преступление. Фермер не отвечает за преступления, совершенные вором. Ничего плохого в доходе фермера нет.
А Аллах знает лучше.
Отдел фетв
Источник (англ.): Askimam.org
Словарь
Фетвы
Биографии
Знания и элементы духовности, оставленные муршидом-алямом, хазратом, мауланой, пиром (шейхом) Гулямом Хабибом Накшбанди (рахматуллахи алейхи).Самым высоким статусом... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →