Давно пора
Фудейль ибн Ияд Талакани был опасным преступником. Он возглавлял банду безжалостных разбойников, орудовавших на дороге между Мервом и Бавардом в конце VIII века (втором веке хиджры). Гангстеры устраивали засады на караваны и горемычных путников, грабили их, избивали, а иногда и убивали.
Фудейль маскировался под дервиша в мешковидной одежде, шерстяной шапочке и четками вокруг шеи. При всем своем праведном облике он был матерым злодеем, правил бандой железной рукой, ведя учет и распределяя награбленное.
Однако внутри него было место и росткам добра. От природы он обладал неким благородством, рыцарским духом. Фудейль отказывался грабить женщин и бедных, а своим жертвам всегда оставлял часть имущества, чтобы те могли продолжить свой путь. В нем присутствовал и оттенок романтичности. Говорили, что он до безумия любил женщину, которой отдавал свою долю добычи.
Прознав об очередном караване, банда Фудейля подготовилась к нападению. Но путника, у которого был с собой мешок золота, заранее предупредили о наличии разбойников. Поэтому, когда караван приблизился к опасному участку дороги, тот стал искать место, куда можно было спрятать свое сокровище. В результате он нашел палатку, в которой обнаружил аскетичного дервиша. Путник спросил у отшельника разрешения на то, чтобы оставить мешок у него на хранение. В ответ дервиш сказал ему поставить мешок в углу. Тот так и поступил.
Вернувшись к каравану, путник обнаружил, что бандиты уже напали, путешественники ограблены да еще и связаны по рукам и ногам. Он развязал их, и обнищавший караван поехал дальше. Сам же путник остался, чтобы забрать свое золото, но, подойдя к палатке аскета, увидел дервиша, сидящего среди бандитов и разделяющего награбленное.
«Ааа, я оставил золото вору!» – пронеслась мысль в голове путника.
Он попытался исчезнуть, но Фудейль заметил его и позвал. Тот в страхе подошел к разбойничьей банде.
– Что вы хотите от меня? – спросил он.
– Возьми свой мешок там, где оставил его в моей палатке, – сказал ему главарь.
С облегчением и недоумением путник забрал золото и ушел нагонять свой караван. Подчиненные Фудейля были в ярости:
– Как ты мог отпустить его? Во всем караване мы и серебряной монетки не нашли, а ты ему мешок золота отдаешь!
– У этого человека, – ответил Фудейль, – было хорошее мнение обо мне, а у меня всегда было хорошее мнение о Боге и надежды, что когда-нибудь Он примет мое раскаяние. Я оправдал хорошее мнение путника обо мне, чтобы Бог оправдал мое хорошее мнение о Нем.
На следующий день банда напала на еще один караван. После ограбления в круг гангстеров зашел один из караванщиков и спросил:
– Где ваш главарь?
– На другой стороне того дерева у реки. Молится.
– Но сейчас не время для молитвы, – удивился караванщик.
– Добровольные молитвы совершает.
– А отчего он не ест с вами?
– Постится.
– Но сейчас не рамазан.
– Держит добровольный пост, – ответили воры.
Ошеломленный караванщик подошел к Фудейлю, который сосредоточенно молился, и, дождавшись окончания намаза, спросил:
– Как ты можешь поститься да молиться в то время, как грабишь и убиваешь мусульман?!
– Ты знаешь Коран? – спросил, повернувшись к нему, Фудейль.
Караванщик ответил утвердительно.
– Тогда разве Всевышний Бог не говорит: «А другие признались в своих грехах; они смешали добрый поступок и злое дело» (Коран, 9:102)?
Караванщик оторопел от такого ответа.
Жизнь Фудейля продолжалась в странном сочетании преступлений и набожности, пока однажды ночью, забравшись на стену в поисках очередных жертв, он не услышал из проходящего каравана слова Корана:
– Не пора ли сердцам верующих смириться при упоминании Аллаха? (Коран, 57:16)
Фудейля словно поразил гром, и с пронзенным сердцем он выкрикнул:
– Пора! Давно пора!
После этого он, стыдясь, побежал, пока не наткнулся на лагерь путников. Те решили, что их пришли грабить, и даже попытались сбежать, но один из них заметил:
– Мы не сможем уйти. Здесь Фудейль.
– Хорошие новости! – крикнул он им. – Он раскаялся!
Фудейль разыскал всех своих жертв, каждому возвращая украденное и прося прощение.
В течение тридцати лет никто не видел на его лице улыбки, кроме дня, когда у него умер сын. Только тогда он улыбнулся. Ученик спросил его о причине, на что тот ответил:
– Я понял, что Богу угодна смерть моего сына, и я улыбаюсь в соответствии с тем, что угодно Богу.
Он стал одним из величайших праведников своей эпохи.
Из книги «Hearts Turn» Майкла Сугича (на основе «Тазкират-уль-аулия» Фаридуддина Аттара)
Словарь
Фетвы
Биографии
«Когда никто не верил мне, Хадиджа (радиаллаху анха) верила. Она разделила со мной свое богатство». Это слова нашего Святого Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям)... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →