Давно пора
Фудейль ибн Ияд Талакани был опасным преступником. Он возглавлял банду безжалостных разбойников, орудовавших на дороге между Мервом и Бавардом в конце VIII века (втором веке хиджры). Гангстеры устраивали засады на караваны и горемычных путников, грабили их, избивали, а иногда и убивали.
Фудейль маскировался под дервиша в мешковидной одежде, шерстяной шапочке и четками вокруг шеи. При всем своем праведном облике он был матерым злодеем, правил бандой железной рукой, ведя учет и распределяя награбленное.
Однако внутри него было место и росткам добра. От природы он обладал неким благородством, рыцарским духом. Фудейль отказывался грабить женщин и бедных, а своим жертвам всегда оставлял часть имущества, чтобы те могли продолжить свой путь. В нем присутствовал и оттенок романтичности. Говорили, что он до безумия любил женщину, которой отдавал свою долю добычи.
Прознав об очередном караване, банда Фудейля подготовилась к нападению. Но путника, у которого был с собой мешок золота, заранее предупредили о наличии разбойников. Поэтому, когда караван приблизился к опасному участку дороги, тот стал искать место, куда можно было спрятать свое сокровище. В результате он нашел палатку, в которой обнаружил аскетичного дервиша. Путник спросил у отшельника разрешения на то, чтобы оставить мешок у него на хранение. В ответ дервиш сказал ему поставить мешок в углу. Тот так и поступил.
Вернувшись к каравану, путник обнаружил, что бандиты уже напали, путешественники ограблены да еще и связаны по рукам и ногам. Он развязал их, и обнищавший караван поехал дальше. Сам же путник остался, чтобы забрать свое золото, но, подойдя к палатке аскета, увидел дервиша, сидящего среди бандитов и разделяющего награбленное.
«Ааа, я оставил золото вору!» – пронеслась мысль в голове путника.
Он попытался исчезнуть, но Фудейль заметил его и позвал. Тот в страхе подошел к разбойничьей банде.
– Что вы хотите от меня? – спросил он.
– Возьми свой мешок там, где оставил его в моей палатке, – сказал ему главарь.
С облегчением и недоумением путник забрал золото и ушел нагонять свой караван. Подчиненные Фудейля были в ярости:
– Как ты мог отпустить его? Во всем караване мы и серебряной монетки не нашли, а ты ему мешок золота отдаешь!
– У этого человека, – ответил Фудейль, – было хорошее мнение обо мне, а у меня всегда было хорошее мнение о Боге и надежды, что когда-нибудь Он примет мое раскаяние. Я оправдал хорошее мнение путника обо мне, чтобы Бог оправдал мое хорошее мнение о Нем.
На следующий день банда напала на еще один караван. После ограбления в круг гангстеров зашел один из караванщиков и спросил:
– Где ваш главарь?
– На другой стороне того дерева у реки. Молится.
– Но сейчас не время для молитвы, – удивился караванщик.
– Добровольные молитвы совершает.
– А отчего он не ест с вами?
– Постится.
– Но сейчас не рамазан.
– Держит добровольный пост, – ответили воры.
Ошеломленный караванщик подошел к Фудейлю, который сосредоточенно молился, и, дождавшись окончания намаза, спросил:
– Как ты можешь поститься да молиться в то время, как грабишь и убиваешь мусульман?!
– Ты знаешь Коран? – спросил, повернувшись к нему, Фудейль.
Караванщик ответил утвердительно.
– Тогда разве Всевышний Бог не говорит: «А другие признались в своих грехах; они смешали добрый поступок и злое дело» (Коран, 9:102)?
Караванщик оторопел от такого ответа.
Жизнь Фудейля продолжалась в странном сочетании преступлений и набожности, пока однажды ночью, забравшись на стену в поисках очередных жертв, он не услышал из проходящего каравана слова Корана:
– Не пора ли сердцам верующих смириться при упоминании Аллаха? (Коран, 57:16)
Фудейля словно поразил гром, и с пронзенным сердцем он выкрикнул:
– Пора! Давно пора!
После этого он, стыдясь, побежал, пока не наткнулся на лагерь путников. Те решили, что их пришли грабить, и даже попытались сбежать, но один из них заметил:
– Мы не сможем уйти. Здесь Фудейль.
– Хорошие новости! – крикнул он им. – Он раскаялся!
Фудейль разыскал всех своих жертв, каждому возвращая украденное и прося прощение.
В течение тридцати лет никто не видел на его лице улыбки, кроме дня, когда у него умер сын. Только тогда он улыбнулся. Ученик спросил его о причине, на что тот ответил:
– Я понял, что Богу угодна смерть моего сына, и я улыбаюсь в соответствии с тем, что угодно Богу.
Он стал одним из величайших праведников своей эпохи.
Из книги «Hearts Turn» Майкла Сугича (на основе «Тазкират-уль-аулия» Фаридуддина Аттара)
Словарь
Садака джария - милостыня, из-за которой человек постоянно получает награду, хотя эта милостыня была оказана лишь однажды
Фетвы
Биографии
Имам Шафии (рахматуллахи алейхи) был великим ученым своего времени. Уже в самом раннем детстве он приобрел большой объем знаний. Имама cахиба высоко ценили за его эрудицию ... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →