Где находится пещера Асхаб-уль-кяхф?
Статья муфтия Мухаммада Таки Усмани
О местоположении пещеры, где более 300 лет спали Обитатели Пещеры («Асхаб-уль-кяхф»), о которых говорится в 18-й суре Корана, имеются самые разные мнения среди теологов и исследователей. Некоторые полагали, что она находится в турецком городе Эфесе, другие говорили о пещере в Испании, также приводились версии в пользу Иордании, Сирии и Йемена. Новые факты мы узнали от прибывшего в 1976 году в Пакистан иорданского исследователя и редактора журнала «Шариат» Мухаммада Тайсира Зибьяна. Он посетил местный исламский университет, чтобы встретиться с моим отцом (муфтием Мухаммадом Шафи Усмани). Во время встречи он решительно и со всей уверенностью сообщил, что у горы недалеко от Аммана была обнаружена та самая пещера, о которой говорится в Коране.
– Я написал статью для подтверждения этого факта, – сказал он.
В рамках приведенных в то время доказательств представляется весьма вероятным, что пещера располагается именно там. Тайсир Зибьян уже умер, но он сохранил данные по своему исследованию в книге «Расположение пещеры Асхаб-уль-кяхф», опубликованной издательством Дар-уль-итисам.
Когда произошел случай с Обитателями Пещеры?
В Коране после краткого рассказа о случае с Обитателями Пещеры говорится, что люди того времени решили построить на том месте храм (мечеть).
Как и в отношении других случаев, Священный Коран не приводит исторических и географических подробностей, месте и эпохе, к которым относится данный случай. Поэтому корановеды и историки, основываясь на исторических сообщениях, высказывали на данный счет разные мнения.
Большинство исследователей полагали, что случай произошел через некоторое время после вознесения на небо пророка Исы (мир ему): от 100 до 300 гг. н. э. В это время в том регионе правил набатейский царь-язычник, но раннехристианская религия, начавшая свое распространение в Палестине, постепенно оказывала влияние и на данный регион.
Это влияние привело к тому, что некоторые юноши из этого региона стали последователями данной религии. Когда же эти благословенные души уснули глубоким сном, последователи христианства постепенно освободили регион от набатейских правителей и сформировали собственное правление. Местное население приняло христианство.
В некоторых сообщениях говорится, что, узнав об Обитателях Пещеры, правящий царь прибыл в пещеру, но обнаружил их мертвыми. В других повествованиях о них как о мертвых не говорится.
Тот же случай приводится с небольшими различиями и в некоторых христианских повествованиях. Сообщается, что наиболее раннее подробное его изложение было написано Иаковом Серугским (ум. 521 г.) на сирийском языке. Его статья впоследствии была переведена на другие языки. Согласно данному автору, этот случай произошел в 250 г. н. э. в Эфесе, расположенном в Малой Азии. В пещере было семь человек, которые после распространения слова о полной мощи Аллаха вернулись ко сну в пещере. (Британника, 1950)
Из-за слов Иакова о том, что они «вернулись ко сну», многие верят, что Обитатели Пещеры и сейчас живы и восстанут снова ближе к концу света.
Местоположение пещеры
Вероятно, из-за того, что в некоторых христианских источниках говорится о расположении пещеры рядом с Эфесом, корановеды и мусульманские историки стали считать так же.
В тафсире Ибн Джарира, впрочем, приводится сообщение Ибн Аббаса:
Пещера Асхаб-уль-кяхф расположена у места Иля в Иордании.
Многие теологи XX века, основываясь на данном сообщении, а также на иных доводах, отдавали предпочтение иорданской версии. Шейх Хифзурахман Сеохарви, подробно изложив данную тему в своей книге «Рассказы из Корана», на основании исторических и географических данных приходил к выводу, что пещера расположена в Иордании. Шейх Сулейман Надви в книге «Земля Корана» утверждал, что под Ракимом подразумевается древний город Петра (Иордания). Мой отец (муфтий Мухаммад Шафи) и шейх Абу Калям Азад тоже склонялись к мнению об Иордании.
Результатом их исследований было то, что Раким – это настоящее название известного исторического города Петры. Римляне переименовали его в Петру. Пещера расположена рядом с городом.
Но в 1953 году Тайсир Зибьян узнал о существовании пещеры в горе близ Аммана. Там находились могилы, тела умерших, а также мечеть. С одним из своих товарищей он начал поиски данной пещеры. Из-за того, что она была расположена далеко от дороги, им пришлось пройти километры через труднопроходимую местность, чтобы подойти к ней. Тайсир Зибьян писал:
Мы стояли перед пещерой, погруженной в кромешную тьму. Она находилась в лишенной растительности горе на далеком пустыре. Было так темно, что войти туда было непросто. Местный пастух рассказал нам, что внутри есть могилы со старыми костями. Вход в пещеру находился в южной части. С двух боков стояли столбы, изготовленные из большого камня. Я обратил внимание на гравировку на этих столбах: были видны надписи времен Византии. Пещера была покрыта камнями и завалами. Примерно в ста метрах находилось небольшое село Раджиб.
Тайсир Зибьян обратился в департамент археологических находок. После долгого анализа археолог Рафик Даджани сделал вывод, что это пещера Асхаб-уль-кяхф.
Такие выводы привели к раскопкам, начатым в 1961 году. Новые находки продолжали подтверждать первоначальный вывод. На него, в частности, указывали следующие факты:
1) Вход в пещеру находится с южной стороны. И с этим согласуется аят:
Ты увидел бы, что солнце на восходе уклонялось от их пещеры вправо, а на закате отворачивалось от них влево. Они же находились в полости пещеры. (Коран, 18:17)
Местоположение пещеры таково, что солнечный свет не проникает в нее, а проходит слева и справа при закате и восходе. При этом внутри пещеры действительно имеется просторная полость, к которой имеется легкий доступ ветру и свету.
2) В Коране говорится, что жители селения хотели построить мечеть (храм) сверху этой пещеры. После освобождения местности от камней и завалов ровно над пещерой была обнаружена мечеть, изготовленная из камня в византийском стиле. Археологи говорят, что здание изначально было византийским храмом, а впоследствии, во времена правления Абдулмалика ибн Марвана, стало мечетью.
Современные исследователи полагают, что тем царем-язычником, от которого спасались Обитатели Пещеры, был римский император Траян, правивший с 98 по 117 гг. н. э. Известно, что противников язычества он подвергал суровым гонениям. Исторически установлено, что в 106 г. Траян завоевал восточную Иорданию.
В качестве императора, при котором Обитатели Пещеры очнулись, современные исследователи называют Феодосия II, жившего в начале V века н. э.
При первом обнаружении пещеры внутри было найдено немало разбросанных монет, некоторые из которых относились к эре Траяна, что является веским доводом в пользу данного места как пещеры Асхаб-уль-кяхф.
Что такое «Раким»?
Священный Коран назвал Обителей Пещеры термином «Асхаб-уль-кяхф-ва-Раким» («Обитатели Пещеры и Ракима»). Что же такое «Раким»?
На этот счет высказывались разные мнения, но современные исследователи полагают, что Раким – это название селения, в котором данные люди изначально жили.
Всего в ста метрах от иорданской пещеры расположено село Раджиб. По мнению Рафика Даджани, это измененная форма названия Раким, поскольку бедуины той местности произносят «к» как «дж», а «м» – как «б». В результате государственные органы Иордании стали официально именовать это селение как Раким. Некоторые географы раннеисламской эпохи тоже говорили, что селение Раким должно находиться близ Аммана. Известный географ Абу Абдулла Мухаммад ибн Ахмад Мукаддаси, живший в X веке, в книге «Лучший разбор знаний о регионах» писал:
Раким – город в восточной Иордании, близ Аммана, где обосновалась пещера с несколькими телами умерших людей, которые не совсем лишены плоти.
Также мы обнаруживаем слова жившего в XII–XIII веках шейха Якута Хамави (милость ему Аллаха):
В окрестностях Дамаска есть арабский регион Балка, и там, близ Аммана, есть место, которое местные жители считают местом Пещеры и Ракима.
Из некоторых утверждений Тайсира Зибьяна можно сделать вывод, что мусульмане более ранних времен полагали, что пещера той местности – это и есть то место, где пребывали Обитатели Пещеры. Также имеется сообщение, относящееся к господину Убаде ибн Самиту (да будет доволен им Аллах), что господин Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) направил конвой к византийскому императору, и по дороге, ведущей к Сирии и Хиджазу, была замечена гора Раким, где имелась пещера с мертвыми телами, на которых была еще плоть.
В тафсире Куртуби приводилось сообщение господина Аббаса (да будет доволен им Аллах) о том, что он тоже видел эту пещеру и решил, что это и есть пещера Асхаб-уль-кяхф.
В книге «Завоевание Сирии» Вакиди приводился длинный рассказ о том, как господин Саид ибн Амир, направленный в Сирию для участия в джихаде, сбился с пути и после бесплодных скитаний прибыл к горе Раким. Тщательно исследовав ее, он пришел к выводу, что это гора, где укрывались Обитатели Пещеры. Он сообщил своим спутникам о находке и заявил, что это пещера Асхаб-уль-кяхф. Они совершили там молитвы и затем вступили в Амман.
Когда дело касается столь древнего события, трудно прийти к окончательному выводу о точном местоположении. Но при этом нет никаких сомнений, что вплоть до нынешних времен из всех версий наиболее доказательной выглядит мнение о пещере близ Аммана.
Тайсир Зибьян даже провел сравнительный анализ данной пещеры с эфесской, и этот анализ только подкрепил его гипотезу.
Наше посещение пещеры близ Аммана
Пещера расположена примерно в 10 км к югу от Аммана и в 3 км от шоссе, ведущего из Акабы до Аммана. Мы прибыли туда примерно в 9 часов вечера. В настоящее время к этому месту проложена дорога, позволяющая добраться до вершины горы на машине. Выйдя из автомобиля, следует пройти немножко вверх, чтобы выйти на широкую площадку, на которой расположено несколько столбов древней постройки. Пройдя площадку, посетитель оказывается у входа в пещеру.
Чтобы войти в пещеру, нужно спуститься на пару шагов. Далее пещера разделится перед вами на три части: одна проходит от входа в северном направлении, другая ответвляется направо, в восточном направлении, третья уходит налево, на запад. В восточной и западной секциях имеется восемь сооруженных могил, напоминающих гробы. В восточной части есть могила, которую можно увидеть через маленькое отверстие. Если посмотреть в отверстие, ясно виден человеческий труп.
Но часть, ведущая с юга на север, в основном плоская. Именно ее Тайсир Зибьян полагал «полостью» («фаджва»), о которой говорилось в Коране:
و هم في فجوة منه
…Они же находились в полости пещеры. (Коран, 18:17)
Рафик Даджани говорил, что во время раскопок, начавшихся в 1961 году, была найдена челюсть животного, у которой один передний и четыре коренных зуба были на месте. По мнению Тайсира Зибьяна, челюсть принадлежала собаке Обитателей Пещеры.
Было также найдено множество монет римской, исламской и оттоманской эпох, а также глиняный сосуд, жемчужное ожерелье, медная расческа и кольца. Все это теперь собрано и демонстрируется в отдельном шкафу у северной стены пещеры. Мы тоже видели эти предметы.
В восточной части пещеры имеется небольшой тоннель, идущий наверх и напоминающий дымоход. Тоннель проходит через верх пещеры. Судя по всему, у верхнего его отверстия был закопан валун.
Усама ибн Мункиз, генерал армии Саладина (Салахуддина Аюби), в своей книге писал:
Вместе с 30 всадниками я вошел в эту пещеру и помолился в ней. Там был узкий тоннель, в который мы не вошли.
Тайсир Зибьян полагает, что речь идет именно о том проходе, который описан выше.
Раскопки пещеры также выявили надписи на стенах греческим и куфическим письмом, но надписи неразборчивы.
При выходе из пещеры поблизости виден округлый участок земли. Гид сообщил, что, когда пещера была найдена, на этом месте было оливковое дерево. По мнению Рафика Даджани, данное оливковое дерево относится к эре бедуинов. Когда раскопки начались, местные жители говорили, что лет двадцать назад это дерево цвело и приносило плоды, которыми жители пользовались.
Стены древней мечети и ее михраб легко заметны. Стены стоят несколькими футами выше пещеры. Когда Тайсир Зибьян и Рафик Даджани впервые увидели пещеру, мечети видно не было, ее выявили во время раскопок.
Размер мечети – 10 на 10 метров. Во время раскопок были обнаружены четыре столба в византийском стиле и медные монеты времен византийского императора Юстина (ум. 527 г. н. э.). Была также найдена небольшая полутораметровая комната, с крыши которой, вероятно, призывали на молитву. Рядом были обнаружены глиняные сосуды, вероятно использовавшиеся для омовения. Имеется также надпись, из которой следует, что мечеть была реставрирована во времена Абу Джейша Хумаравейха (ум. 895 г.), сына Ахмада ибн Тулуна.
Из всего этого эксперты сделали вывод, что изначально храм был построен византийцами, а во время исламского правления (возможно, в эпоху Абдулмалика ибн Марвана) он был преобразован в мечеть, но размер здания увеличен не был.
Иорданский департамент археологических находок и департамент имущества уделили особое внимание сохранению пещеры. Кроме того, поблизости была построена новая мечеть, проложен более легкий путь для удобства посетителей, установлены пояснительные таблички внутри пещеры.
Как бы то ни было, поход к месту, упомянутому в Священном Коране, – весьма памятное и запоминающееся событие.
Из книги «Джахан дидах» Таки Усмани
Словарь
Джам' аль-Сури - видимое объединение двух намазов, применяемое, когда человек находится в пути
Фетвы
Биографии
Хава была первой женщиной и первой мусульманкой, которую создал Всевышний Аллах. Хава символизирует женственность с одной стороны, а с другой представляется, как «первоначало всей ... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →