История Барсисы
В ту эпоху, когда Аллах доверил представителям еврейского народа факел пророческой миссии, жил праведник по имени Барсиса. Он отрекся от мира, посвятив себя поклонению Всевышнему, и был наиболее набожным праведником среди евреев (потомков Исраила) своего времени. В то время также жили три брата, у которых была младшая сестра. Братья собирались отправиться на джихад (священную войну), но их волновала судьба сестры: не было родственников, с которыми ее можно было оставить. Не было никого, кому они готовы были доверить ее. В результате они решили оставить ее на попечение праведника Барсисы, поскольку чрезвычайно уважали его.
Они пришли к нему и попросили присмотреть за сестрой до их возвращения. Барсиса отказался и говорил, что упаси Аллах принять их предложение. Но братья были настойчивы, и Барсиса в результате поддался их уговорам, сказав оставить их сестру в помещении напротив его молельни.
Каждый день Барсиса спускался из молельни, оставлял у своей двери еду для девушки, далее закрывал дверь, снова поднимался к себе и оттуда звал девушку, чтобы та подошла и забрала еду.
Прошло некоторое время, и Дьявол начал плести свои обманные сети. Сначала он стал внушать Барсисе, что девушке не пристало выходить из помещения. Люди же проходят мимо, могут увидеть ее, и найдется преступник, который может со злым умыслом напасть на нее. Далее Дьявол стал развивать идею, что лучше бы оставлять пищу не у молельни, а у помещения девушки, это же еще более вознаграждаемый поступок перед Всевышним Аллахом. «Логика» Дьявола показалась Барсисе привлекательной. В результате он стал оставлять еду у двери девушки и, не говоря с ней, уходить к себе.
Прошло еще некоторое время, и Иблис стал взывать к Барсисе с тем, что лучше бы оставлять еду не за пределами помещения, а внутри него, это должно принести еще больше награды. И снова такая логика сработала. Барсиса попался на уловку Дьявола – и вот он уже стал вносить еду внутрь комнаты девушки.
Иблис тем временем продолжал свои нашептывания: «Девушка осталась совсем одна-одинешенька, ей же страшно так жить. Скажи ей хоть пару утешительных слов». Барсиса так и поступил, но сделал это не внутри комнаты, а из окна своей молельни, находившейся на верхнем этаже.
Иблис продолжил и стал нашептывать, что лучше бы выйти из молельни и поговорить с ней оттуда. И эта дьявольская «логика» сработала. Барсиса стал ежедневно выходить из молельни, садясь у своей двери, а девушка – из своей комнаты, усаживаясь у своей двери. Так они стали разговаривать. Их беседы стали нормой. Некоторое время все так и шло.
Иблис же внушал сделать еще один шаг: теперь Барсиса сидел уже у входа ее комнаты. Иблис тем временем стал говорить, что негоже девушке выходить из комнаты – сели бы в ее комнате, чтобы прохожие не глядели на нее. К тому моменту Барсиса уже прочно сидел на крючке Сатаны. Он поддался его логике и весь день проводил в комнате девушки, разговаривая с ней. Ночью же он уходил в свою молельню, продолжая заниматься богослужением.
Обманные наущения Иблиса полностью разрушили духовный стержень Барсисы. Теперь осталось лишь подтолкнуть его к блуду, что было для Иблиса делом простым. Девушка забеременела. Родила мальчика.
Иблис снова подошел к Барсисе и стал нашептывать: «Что будешь делать, если вернутся ее братья? Будешь опозорен, тебя накажут. Лучше всего убить ребенка и закопать». Барсиса так и сделал.
Но Иблис не успокаивался: «Она видела, что ты сделал с ребенком. Думаешь, она будет скрывать это от братьев? Лучше б тебе и ее убить – и тогда все останется тайной». Барсиса сделал и это. Он сбросил оба трупа в яму и накрыл каменной плитой. Затем пошел в молельню, продолжая заниматься богослужением.
Братья, наконец, вернулись за сестрой. Но Барсиса, высказав немало похвалы в ее адрес, выразил свое сожаление и, указав на могилу, сказал: «Вот ее могила. Она умерла». Братья подошли к могиле и долго оставались там, произнося мольбы к Аллаху. Они горевали и рыдали. Немало дней пробыв там, они в конечном счете направились домой.
Но теперь Дьявол пришел уже к ним. Явившись к старшему брату во сне, Сатана принял облик путника и рассказал о случившемся с их сестрой, назвав место захоронения ее и ее ребенка. Далее Дьявол явился во сне и к двум другим братьям, сообщив им ту же самую новость. Утром, встретившись, три брата рассказали друг другу о своих снах и поразились их идентичности. Старший брат сказал, что сны, должно быть, – от Дьявола, поэтому никакого внимания на них обращать не нужно. Но младший из братьев настаивал на проверке. И они в итоге пошли проверить полученную информацию.
Прибыв к указанному во сне месте, они обнаружили два тела со следами убийства. Они обратились к Барсисе, и тому ничего не оставалось, кроме как признаться во всем. Братья схватили его и привели к правителю. В результате Барсису признали виновным и приговорили к смерти через повешение.
Когда его подняли на эшафот, перед ним явился Иблис и сказал:
– А ты знаешь, что это я был тем спутником, что привел тебя к блуду и двум убийствам? Если ты сегодня послушаешься мне и отвергнешь Аллаха, сотворившего тебя, я спасу тебе жизнь.
Барсиса, лишенный всякой духовности, в панике повиновался и отверг Аллаха. А после этого Иблис отверг его. Барсису повесили.
В отношении данного случая был ниспослан аят Корана:
…подобно Сатане, когда он говорит человеку:
– Стань неверующим.
А после того как человек становится неверующим, Сатана говорит:
– Я не причастен к тебе. Я боюсь Аллаха, Господа всех миров. (Коран, 59:16)
Эта история – иллюстрация обманных действий Иблиса. Она показывает, как Иблис сбивает людей с толку и обманывает их. Даже праведник, посвятивший свою жизнь богослужению, оказался жертвой обмана Сатаны. Шаг за шагом Иблис разрушал духовный стержень и духовные барьеры Барсисы, который попался в дьявольскую ловушку и стал жертвой своих плотских страстей. Сатана – чрезвычайно коварный враг. Он знал, что прямыми призывами бесполезно подбивать Барсису к блуду и последующим преступлениям. Он разработал свой план и терпеливо, постепенно претворял его в жизнь. Шаг за шагом он делал Барсису все менее чувствительным к порокам и разрушал его духовный стержень, моральное неприятие греха.
Именно так Иблис расставляет свои капканы и ловит многих религиозных людей – мулл и шейхов, – ведя их к самым ужасным преступлениям против Всевышнего Аллаха. Он прикрывается праведными мотивами, нашептывая бескорыстные и религиозные на вид идеи и идеалы недалеким «знатокам религии», которые быстро становятся жертвой низменных инстинктов. Дьявол приводит им «убедительные» причины для игнорирования норм и запретов шариата ради «долгосрочной» пользы, которая на самом деле не более чем плод их воображения, дьявольский мираж. Любой поступок, который в своем зародыше приводит к нарушениям шариата, носит исключительно дьявольский характер и представляет собой классический пример наущений Иблиса, какую бы выгоду и пользу это ни сулило. Если действие сопровождается запретными проступками, в нем нет ни выгоды, ни пользы.
Источник (англ.): Совет алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Словарь
Фетвы
Биографии
«За последние пять веков исламской истории еще не было ни одной личности, подобной маулане Кашмири» (Мухаммад Икбаль). Разве найдется тот, кто смог бы объяснить превосходст... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →