Свет Деобанда
Благословенным и знаменательным днем в истории ислама в Индии стал четверг, 15 мухаррама 1283 г. х. (30 мая 1866 г.), когда в Деобанде был заложен первый камень в основание возрождения исламских наук. Видя, как просто все начиналось, трудно было представить, что столь скромно построенному медресе, совершенно не имевшему какого бы то ни было оснащения, всего через несколько лет суждено стать центром исламских наук в Азии. Уже очень скоро студенты, желающие изучать священный Коран и Сунну, шариат и тарикат (духовный путь), стали стекаться сюда толпами как из самого Индостана, так и из Афганистана, Ирана, Бухары и Самарканда, Бирмы, Индонезии, Малайзии, Турции, дальних африканских стран. И вскоре лучи знания и мудрости озарили сердца и умы мусульман Азии светом веры и исламской культуры.
К тому времени, когда был образован «Дар-уль-улум Деобанд», прежние медресе практически вымерли, а состояние пары-тройки медресе, сумевших пережить все перипетии, было не лучше положения нескольких светлячков темной ночью. Казалось, что для исламских наук в Индии все кончено. В таких условиях нашлись люди Аллаха и алимы, которые посредством своего внутреннего света почувствовали надвигающиеся опасности. Они прекрасно понимали, что только благодаря знаниям народы достигли достойного положения. Поэтому, не полагаясь на помощь правительства, а опираясь на общественные пожертвования и содействие общества, они основали Дар-уль-улум Деобанд. Одним из принципов, который был положен хазратом Нанаутви (да будет благословлена его душа) в основу Дар-уль-улума и других религиозных медресе, было то, что Дар-уль-улумом следует управлять, полагаясь на Аллаха и с помощью общественных пожертвований, в которых следует опираться только на бедные слои населения.
Сегодня Дар-уль-Улюм Деобанд является известным религиозным и академическим центром исламского мира. В Индостане это крупнейшее учреждение по распространению и продвижению ислама и самый большой образовательный центр в области исламских наук. На протяжении всей истории существования Дар-уль-улума из его стен выходили полноценные ученые, которые достойным образом отвечали на нужды общества своего времени, внося неоценимый вклад в распространение правильных религиозных верований и учений. Эти достойные люди заняты религиозной и академической деятельностью не только в Индостане, но и во многих других странах; и всюду, где бы они ни были, они смогли стать светочами религиозного руководства мусульман. В тринадцатом веке по хиджре Дар-уль-улум Деобанд смог стать знаковым религиозным, образовательным и реформаторским движением. Он стал ответом на чрезвычайно важные и неотложные требования того времени, безразличное и попустительское отношение к которым могло подвергнуть мусульман существенным опасностям. Скромный караван, состоявший 15 мухаррама 1283 года по хиджре всего лишь из двух человек, превратился в настоящий локомотив с огромным количеством людей из многих стран Азии!
В последнее столетие не только в Индостане, но и во всем исламском мире Дар-уль-улум Деобанд стал рассматриваться в качестве непревзойденного учебного заведения в области исламского религиозного образования. За исключением каирского Аль-Азхара, ни одно подобное учреждение не приобретало в исламском мире такого же значения по своим традициям, авторитетности, а также высоким качествам своих студентов. Основанный в малоизвестной, тихой индийской деревушке, Дар-уль-улум был учрежден настолько искренними и благородными людьми, что уже через очень короткий промежуток времени его академическое величие было признано в исламском мире. Дар-уль-улум стал самым популярным исламским образовательным учреждением. Огромное количество студентов из мусульманских стран начали приезжать сюда для изучения различных наук. По всему Индостану можно встретить большое количество хорошо сведущих в религиозных науках людей, утоливших жажду Индостана из этой великой реки знаний. Именно это образовательное учреждение оканчивали многие известные алимы.
Не только в Индостане, но и во всем мире сложно найти исламские учебные заведения, которые оказывают столь же авторитетные и значимые религиозные и образовательные услуги мусульманскому обществу. Достижения алимов из Дар-уль-улума в области религии, образования, миссионерской деятельности и написания книг неоднократно признавались и признаются и по сей день. Они также играют, пожалуй, ведущую роль в сфере руководства и наставничества, обучения и проповедования не только в Индии, но и в других мусульманских регионах. Алимы Дар-уль-улума пользуются высочайшим уважением у мусульман Индостана. Слава этого учебного заведения потрясла даже академические круги Афганистана, Бухары и Самарканда. Его выпускники стали деканами и ректорами крупных медресе. Можно также смело утверждать, что источник благодати деобандского Дар-уль-улума в силу своего морального духа вот уже более века утоляет жажду тех, кто находится в поисках знаний, и вся Азия благоухает ароматом этого пророческого сада.
Среди сотен тысяч религиозных образовательных учреждений в исламском мире сегодня имеются только два заведения, которым мусульмане доверяли больше всего: одно из них – Аль-Азхар в Каире, а другое – Дар-уль-улум в Деобанде. Поистине уникальным является вклад в дело религии, внесенный двумя данными учреждениями на благо мусульман. Религиозная, академическая и интеллектуальная деятельность Дар-уль-улума сделала его путеводной звездой исламского мира. При этом всех своих достижений Дар-уль-улум добился без какой бы то ни было зависимости от правительства. Баракат и польза, исходящие от Дар-уль-улума, указывают на то, что на него снизошел свет особого проявления (таджалли) божественного и пророческого знания, и это продолжает привлекать к нему сердца людей. Сколько великих свершений покорилось Дар-уль-улуму! Сколько известных личностей он взрастил! Какую огромную пользу принесли эти люди в каждой сфере религиозной жизни! Поистине удивительна история Дар-уль-улума.
Сколько бы гордости и радости ни испытывали мусульмане Индостана по поводу существования Дар-уль-улум Деобанда, нет никакого сомнения в том, что он идет правильным путем. История Дар-уль-улума – это яркая глава в современной истории усилий и стараний мусульман. Столь великая борьба за выживание религии и свободу мысли не должна оставаться незамеченной. Дар-уль-улум Деобанд – словно необъятный океан, из которого утоляют жажду искатели знаний не только из Индостана, но и со всей Азии. Если проницательный читатель начнет подробно изучать историю Дар-уль-улума, он не сможет не заметить истинность того факта, что это отнюдь не какое-то старомодное образовательное учреждение, а по-настоящему значимое движение за возрождение ислама и выживание уммы.
Образование данной школы на деобандской земле и ее продолжительное стабильное существование – результат совместных усилий и стараний мусульман Индостана. Служение религии, поддержка ислама, возрождение исламских наук и их распространение, а также помощь студентам, жаждущих религиозных знаний, – все это можно смело отнести к достижения Дар-уль-улум Деобанда. В течение 114 лет он проводит правильное (в полном соответствии с путем праведных предшественников) научное и религиозное обучение мусульман. Так же, как и Каир, который после падения Багдада стал центром исламских наук, Деобанд стал академическим центром после упадка Дели. Из стен этого образовательного учреждения вышли великие прославленные личности. Бесчисленное количество ученых было воспитано в его горнилах. Тысячи алимов, шейхов, экспертов по хадисам, факихов, исследователей и специалистов по другим наукам получили свое образование именно здесь.
Став яркими звездами на небосводе знаний, выпускники Дар-уль-улума служили и продолжают служить религии в каждом уголке Индостана. История Дар-уль-улум Деобанда являет собой чрезвычайно важную главу в истории ислама.
Иными словами, этот огромный океан знаний утолил жажду многих тысяч студентов, прибывших в Деобанд в поисках знаний. Окончив Дар-уль-улум, они, словно свежий ветер, распространили религиозные семена Дар-уль-улума по всему свету. Люди, впитавшие знания и дух Дар-уль-улума, подобны ветвям с пышной, свежей, зеленой листвой.
С первых же дней своего образования Дар-уль-улум Деобанд являлся центром как шариата, так и тариката. Все ученые, звезды на небосводе шариата и тариката, знаний и действий, которые сейчас сияют в Индостане, зажглись во многом благодаря яркому солнцу Дар-уль-улума. Именно от него они впитали знания и духовную силу. Всем известно, что большинство великих алимов Индостана окончили именно это учебное заведение. Выпускников Дар-уль-улума можно обнаружить не только в Индостане, но и в большинстве азиатских государств, а также в некоторых других зарубежных странах, где они озарили окружающих светом священного Корана и Сунны, и где им выпала честь наставничества и руководства огромного количества людей.
Дар-уль-улум Деобанд сыграл большую роль в придании свежести и святости мышлению и взглядам мусульман, стремлений и смелости их сердцам, силы и энергии их телам. Огромное количество людей, чье стремление к знаниям не могло быть удовлетворено, утолили свою жажду к знаниям благодаря Дар-уль-улум Деобанду. Кроме того, используя модель Дар-уль-улума, возникло множество других религиозных и академических источников, каждый из которых приносит пользу и благо. Все они – звезды одной и той же галактики, свет которой озаряет каждую частичку религиозной и академической жизни мусульман Индостана.
До сих пор очень мало внимания уделялось той пользе, которую приносят эти религиозные школы, а ведь благодаря им улучшилось положение миллионов мусульманских семей. С помощью этих школ был преодолен комплекс неполноценности мусульман и появилось большое количество блистательных личностей, которые, в соответствии с требованиями своего времени, направили мусульман на верный путь в различных аспектах их жизни.
Они не только усердно служили делу возрождения ислама, но и разбудили политическое самосознание мусульман и взяли на себя ведущую роль в борьбе за свободу, в результате которой страны Индостана обрели независимость.
Дар-уль-улум Деобанд внес неоценимый вклад в дело ислама, мусульман и религиозных наук. И мы надеемся, что и в будущем он продолжит выполнять обязанность по побуждению мусульман к действиям, укреплению их веры, проповедованию и распространению ислама.
Источник (англ.): Central-Mosque.com
Словарь
Фетвы
Биографии
Мухаммад Хифзуррахман (1901–1962) родился в небольшом городе под названием Сеохара (Биджнор, Уттар-Прадеш, Индия). В отличие от своих братьев, получивших западное о... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →