Как усилить наши мольбы?
19 мая 2009
Весь наш мир – в полной власти Бога
С головой погруженные в этот материальный мир, многие из нас забывают, что без Божьей воли материальные факторы сами по себе не создают желаемых последствий. Мы разучиваемся полностью доверяться Богу и часто пренебрегаем созданием моральных факторов для достижения наших целей. Одним из таких позабытых моральных факторов является мольба (дуа), скромное прошение верующего к Богу. Даже когда мы помним о возможности обращения с мольбой к Богу, мы не исполняем ее правильным образом, и мольба получается слабой. Мы можем усилить ее, выполняя условия ее принятия и способы ее исполнения.
Коран и Сунна подчёркивали достоинства мольбы:
1) Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. (Коран, 2:186)
2) Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне – и Я отвечу вам». (Коран, 40:60)
3) Взывайте к своему Господу со смирением и втайне. (Коран, 7:55)
4) Взывайте же к Богу, очищая перед Ним веру. (Коран, 40:14)
5) Сообщается, что пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Мольба – это богослужение». (Тирмизи)
6) Передаются также следующие слова пророка ﷺ: «Кто не взывает к Богу, тот вызывает Его гнев». (Ахмад)
Принятие мольбы
Чтобы мольба была принята, человек должен:
1) Направить ее исключительно к Богу:
Обращайте к Нему лица в любом месте поклонения и взывайте к Нему, очищая перед Ним веру. (Коран, 7:29)
Сообщается, что пророк ﷺ сказал:
Если захочешь попросить о чём-то, проси Бога. Если захочешь обратиться за помощью, обращайся за ней к Богу. (Ахмад, Тирмизи)
2) Совершайте мольбу по исламским правилам. Пророк ﷺ сказал:
Если кто внесет в наше дело новшество, не являющееся частью ислама, это будет отвергнуто.
Если человек искренен, но не следует Сунне (пути пророка ﷺ), его поклонение отвергается. И если человек следует Сунне, но не делает этого искренне ради Аллаха, его поклонение все равно отвергается.
3) Вера в Бога и уверенность в ответе. Человек должен быть уверен, что Бог делает то, что Он пожелает, и тогда, когда Он пожелает. Бог говорит нам в Коране:
Нет таких вещей, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только в известной мере. (Коран, 15:21)
В хадисе сообщается, что Бог сказал нам через пророка ﷺ:
Рабы Мои! Если бы первые и последние из вас, люди и джинны, встали на одном месте и попросили Меня о чём-нибудь, и Я бы дал каждому то, о чём он просил, это уменьшило бы имеющееся у Меня настолько же, насколько опущенная в море игла уменьшает количество его воды! (Муслим)
4) Осознанность. Всегда следите за тем, чтобы ваше сердце откликалось, присутствовало, когда вы обращаетесь к Богу, ведь Аллах не отвечает на мольбы от невнимательного, небрежного сердца. Как сообщал Абу Хурейра, пророк ﷺ сказал:
Обращайтесь с мольбами к Богу, будучи уверенными в получении ответа. И знайте, что Всевышний не отвечает на мольбу небрежного и невнимательного сердца. (Тирмизи)
5) Решительность и настойчивость. Необходимым условием мольбы является обращение к Богу с решительностью. Не следует делать никаких исключений (например, говоря: «Аллах, прости меня, если хочешь»). Абу Хурейра передавал следующие слова пророка ﷺ:
Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: «Аллах, прости меня, если захочешь! Аллах, помилуй меня, если пожелаешь». Проявляйте решимость при обращении с мольбой, ведь Бог и так делает лишь то, что хочет, и никто не в силах принудить Его к чему бы то ни было. (Тирмизи)
Отклонение мольбы
Причины, по которым наша мольба может быть отвергнута, включают следующие:
1) Нарушение запретов. Поедание запретной пищи, ношение запрещенной исламом одежды – существенные причины отклонения мольбы. Пророк ﷺ сказал:
Люди! Бог является Благим, и он не принимает ничего, кроме благого, и Бог повелел верующим то же, что повелел посланникам.
Далее пророк ﷺ рассказал о ситуации, когда запыленный человек с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути, воздевает руки к небу, повторяя: «Господи!», но при этом, как сказал пророк ﷺ:
…еда у него – запрещённая, питье – запрещённое, одежда – запрещённая, вскормлен он был запрещённым, как же может быть дан ответ на его мольбу?! (Муслим)
Абу Бакр передавал также следующие слова пророка ﷺ:
Все тела, вскормленные недозволенным, будут первыми в огне.
2) Поспешность и оставление мольбы. Чтобы мольбы были приняты, человеку нужно быть терпеливым, ведь поспешность – одна из причин отклонения мольб. Как сообщал Абу Хурейра, пророк ﷺ сказал:
Мольба любого из вас удовлетворяется Богом, пока человек не выкажет нетерпеливости, говоря: «Я молил Бога, но на мою просьбу не было ответа». (Бухари)
Согласно сообщению Абу Хурейры, пророк ﷺ сказал:
Просьба раба удовлетворяется, пока он не молит Бога о грехе или о разрыве родственных связей, или же не проявляет нетерпеливости.
3) Совершение грехов:
Бог не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя. (Коран, 13:11)
Иными словами, если положение народа – хорошее, Бог сохранит его, пока люди благодарны и не ослушиваются Его. И если положение народа – плохое, то Бог тоже сохранит его, пока люди остаются неблагодарными и упорно ослушиваются Его.
4) Неисполнение обязанностей. Если благие поступки является причиной принятия мольб, то их неисполнение – это причина отклонения мольб. Сообщается, что пророк ﷺ сказал:
Клянусь Тем, в чьей руке моя душа, вы обязаны побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, а не то Бог немедленно подвергнет вас Своему наказанию, и потом вы станете взывать к Нему, но не получите ответа! (Тирмизи)
Разве могут, например, люди, пренебрегающие исполнением утреннего намаза в мечети, надеяться на принятие своих мольб?
5) Инша-Аллах («даст Бог»). Некоторые люди при мольбе к Богу имеют привычку говорить: «Да простит тебя Аллах, инша-Аллах!», «Да поможет тебе Аллах, инша-Аллах!». Не следует использовать слова «инша-Аллах» в мольбах.
6) Просить о грехах и разрушении родственных связей. Пророк ﷺ сказал:
Любой мусульманин, обратившийся с мольбой к Всевышнему и при этом не просящий ни о греховном, ни о разрыве родственных связей, получит от Бога одно из трех благ:
– либо его мольба сразу будет удовлетворена,
– либо она будет сохранена для его награды на том свете,
– либо она отвратит от него зло, равное по величине тому, о чём он просит.
Услышав эти слова, кто-то из людей сказал: «Тогда мы будем обращаться с мольбами почаще», – на что пророк ﷺ ответил:
И Бог дарует вам больше! (Ахмад)
Правила мольб
Правильная манера мольбы к Богу состоит в следующем:
1) Восхваление Бога и славословие (салават) пророку ﷺ. Начинать нужно с возвеличивания Бога и славословия пророку ﷺ. Ибн Масуд рассказывал:
Я совершал молитву (намаз), когда пророк, Абу Бакр и Умар были вместе. После того как я сел в последнем сидении намаза, я восхвалил Бога, затем произнес славословие пророку и далее молился за себя. Пророк сказал: «Проси – и тебе будет воздано. Проси – и тебе будет воздано». (Тирмизи)
2) Мольбы как в тревожное, так и в благополучное время. Не следует ограничиваться мольбами лишь в тяжелое, проблемное время. Нужно постоянно помнить Бога при любых обстоятельствах. Абу Хурейра передавал следующие слова пророка ﷺ:
Кто рад тому, что Бог отвечает ему во время бед, пусть увеличит мольбы в спокойное время. (Тирмизи)
3) Не делайте мольб против своей семьи, имущества и детей. Джабир рассказывал, как один человек проклял свое животное, и пророк ﷺ тогда сказал:
– Кто проклял животное?
– Божий посланник, это я, – ответил человек.
– Спустись с животного, ведь проклятое не должно сопровождать нас. Не молись против себя, не молись против своих детей. Со временем может случиться так, что Бог ответит на то, о чём ты просил. (Муслим)
4) Обращайтесь тихим голосом. Говорите тихо, когда обращаетесь к Богу, ведь это ближе к искренности:
Взывайте к своему Господу со смирением и втайне. Бог не любит преступников. (Коран, 7:55)
Поминай Бога с покорностью и страхом про себя и негромко по утрам и перед закатом, и не будь из беспечных невежд! (Коран, 7:205)
5) Настойчивость. Мы должны молить Бога с настойчивостью и упорством, повторяя свои мольбы. Ибн Раджаб предлагал, чтобы мы обращались к Богу Его именами и качествами, поскольку это относится к сильнейшим средствам принятия нашей мольбы.
6) Повторение. Желательно повторить мольбу три раза – такая мольба имеет бо́льшую вероятность быть отвеченной. Пророк ﷺ проклял нескольких курайшитов трижды, когда они во время исполнения им земного поклона Богу положили ему на спину верблюжьи потроха.
7) Признание. Сознайтесь в своих грехах с искренним сожалением за свои ошибки, хотя Бог и без этого осведомлен о всех ваших поступках. Стоит также признать всю Божью милость, дарованную вам. Пророк ﷺ учил мусульман особенной мольбе, в которой человек признает Божью милость, данную ему.
8) Обращайтесь в сторону Мекки (киблы). Хотя обращение в сторону Мекки во время мольбы необязательно, но это является хорошей манерой. Например, Абдулла ибн Зейд рассказывал, что пророк ﷺ, отправившись к месту молитвы для обращения к Богу с мольбой о ниспослании дождя, повернулся к людям спиной и обратился в сторону киблы и стал взывать к Богу, а потом надел свой плащ по-другому. (Бухари)
9) Поднимите руки. Поднимание рук во время совершения мольбы является рекомендованной практикой, поскольку так по разным случаям поступал сам пророк ﷺ. Абу Муса Ашари сообщал:
Пророк молил и поднял свои руки, и я увидел белизну его подмышек. (Бухари)
10) Совершите малое омовение. Хотя это и не является обязательным, рекомендуется молить Бога, находясь в состоянии ритуальной чистоты. Сообщается, что, когда пророк ﷺ молил Бога от имени Абу Амира, он сначала совершил омовение. (Муслим)
11) Плакать с богобоязненностью. Ибн Умар рассказывал, как пророк ﷺ произнес аят, в котором Ибрахим (мир ему) молил Бога:
«Господи! Они ввели в заблуждение многих людей. Кто последует за мной, тот относится ко мне. А кто ослушается меня, то ведь Ты – Прощающий, Милосердный». (Коран, 14:36)
В другом аяте Иса (мир ему) молил Бога:
«Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они – Твои рабы. Если же Ты простишь им, то ведь Ты – Могущественный, Мудрый.» (Коран, 5:118)
Приведя данные аяты, пророк ﷺ поднял руки, сказал: «О Аллах! Мой народ, мой народ…» – и заплакал.
12) Сначала молите за себя, потом – за других. Согласно Сунне, до мольбы за других людей следует начать с себя. В сборнике Тирмизи в сообщении от Убая ибн Кааба говорится, что, если о ком-то говорили пророку ﷺ, он молил Бога за него, но начинал с самого себя. Впрочем, передавалось также, что в определенных случаях пророк ﷺ не начинал с себя.
13) Не переходите границы в мольбе. Взывая к Богу, не следует впадать в чрезмерную детализацию, прося различных наград рая. Абдулла бин Мугаффал услышал, как его сын говорил: «О Аллах! Прошу Тебя о белом дворце с правой стороны рая, если я войду туда», – и сказал сыну: «Сынок, проси у Бога рай и защиты от адского огня, ведь я слышал, как пророк говорил:
– В этом народе появятся люди, которые будут излишествовать в омовении и мольбе». (Абу Дауд)
14) Молите Бога за своих родителей. Положительным моментом является упоминание в мольбе своих родителей-мусульман (покойных или живых) за ту милость, которой мы им обязаны, милость, которую невозможно возместить. Бог сказал:
Преклоняй перед ними крыло смирения по милосердию своему и говори:
– Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком! (Коран, 17:24)
15) Просите за верующих. В своей мольбе рекомендовано вспоминать мусульман всего мира. Бог сказал:
Проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин. (Коран, 47:19)
16) Просите одного лишь Бога. Вместо того, чтобы жаловаться людям, когда постигнет беда, у человека должно войти в привычку просить одного лишь Бога. Но нет ничего плохого в том, чтобы сообщить о своей проблеме людям и узнать их мнение. Ибн Аббас рассказывал, что однажды он сидел верхом на животном позади пророка ﷺ, когда тот сказал ему:
Помни о Боге – и Он будет хранить тебя. Помни о Боге – и обнаружишь Его перед собой. Если захочешь попросить о чём-нибудь, проси Бога. Если захочешь обратиться за помощью, обратись за ней к Богу. И знай: если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Богом. И если они соберутся вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Богом, ведь перья уже подняты, а страницы уже высохли. (Тирмизи)
С головой погруженные в этот материальный мир, многие из нас забывают, что без Божьей воли материальные факторы сами по себе не создают желаемых последствий. Мы разучиваемся полностью доверяться Богу и часто пренебрегаем созданием моральных факторов для достижения наших целей. Одним из таких позабытых моральных факторов является мольба (дуа), скромное прошение верующего к Богу. Даже когда мы помним о возможности обращения с мольбой к Богу, мы не исполняем ее правильным образом, и мольба получается слабой. Мы можем усилить ее, выполняя условия ее принятия и способы ее исполнения.
Коран и Сунна подчёркивали достоинства мольбы:
1) Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. (Коран, 2:186)
2) Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне – и Я отвечу вам». (Коран, 40:60)
3) Взывайте к своему Господу со смирением и втайне. (Коран, 7:55)
4) Взывайте же к Богу, очищая перед Ним веру. (Коран, 40:14)
5) Сообщается, что пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Мольба – это богослужение». (Тирмизи)
6) Передаются также следующие слова пророка ﷺ: «Кто не взывает к Богу, тот вызывает Его гнев». (Ахмад)
Принятие мольбы
Чтобы мольба была принята, человек должен:
1) Направить ее исключительно к Богу:
Обращайте к Нему лица в любом месте поклонения и взывайте к Нему, очищая перед Ним веру. (Коран, 7:29)
Сообщается, что пророк ﷺ сказал:
Если захочешь попросить о чём-то, проси Бога. Если захочешь обратиться за помощью, обращайся за ней к Богу. (Ахмад, Тирмизи)
2) Совершайте мольбу по исламским правилам. Пророк ﷺ сказал:
Если кто внесет в наше дело новшество, не являющееся частью ислама, это будет отвергнуто.
Если человек искренен, но не следует Сунне (пути пророка ﷺ), его поклонение отвергается. И если человек следует Сунне, но не делает этого искренне ради Аллаха, его поклонение все равно отвергается.
3) Вера в Бога и уверенность в ответе. Человек должен быть уверен, что Бог делает то, что Он пожелает, и тогда, когда Он пожелает. Бог говорит нам в Коране:
Нет таких вещей, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только в известной мере. (Коран, 15:21)
В хадисе сообщается, что Бог сказал нам через пророка ﷺ:
Рабы Мои! Если бы первые и последние из вас, люди и джинны, встали на одном месте и попросили Меня о чём-нибудь, и Я бы дал каждому то, о чём он просил, это уменьшило бы имеющееся у Меня настолько же, насколько опущенная в море игла уменьшает количество его воды! (Муслим)
4) Осознанность. Всегда следите за тем, чтобы ваше сердце откликалось, присутствовало, когда вы обращаетесь к Богу, ведь Аллах не отвечает на мольбы от невнимательного, небрежного сердца. Как сообщал Абу Хурейра, пророк ﷺ сказал:
Обращайтесь с мольбами к Богу, будучи уверенными в получении ответа. И знайте, что Всевышний не отвечает на мольбу небрежного и невнимательного сердца. (Тирмизи)
5) Решительность и настойчивость. Необходимым условием мольбы является обращение к Богу с решительностью. Не следует делать никаких исключений (например, говоря: «Аллах, прости меня, если хочешь»). Абу Хурейра передавал следующие слова пророка ﷺ:
Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: «Аллах, прости меня, если захочешь! Аллах, помилуй меня, если пожелаешь». Проявляйте решимость при обращении с мольбой, ведь Бог и так делает лишь то, что хочет, и никто не в силах принудить Его к чему бы то ни было. (Тирмизи)
Отклонение мольбы
Причины, по которым наша мольба может быть отвергнута, включают следующие:
1) Нарушение запретов. Поедание запретной пищи, ношение запрещенной исламом одежды – существенные причины отклонения мольбы. Пророк ﷺ сказал:
Люди! Бог является Благим, и он не принимает ничего, кроме благого, и Бог повелел верующим то же, что повелел посланникам.
Далее пророк ﷺ рассказал о ситуации, когда запыленный человек с всклокоченными волосами, который уже долго находится в пути, воздевает руки к небу, повторяя: «Господи!», но при этом, как сказал пророк ﷺ:
…еда у него – запрещённая, питье – запрещённое, одежда – запрещённая, вскормлен он был запрещённым, как же может быть дан ответ на его мольбу?! (Муслим)
Абу Бакр передавал также следующие слова пророка ﷺ:
Все тела, вскормленные недозволенным, будут первыми в огне.
2) Поспешность и оставление мольбы. Чтобы мольбы были приняты, человеку нужно быть терпеливым, ведь поспешность – одна из причин отклонения мольб. Как сообщал Абу Хурейра, пророк ﷺ сказал:
Мольба любого из вас удовлетворяется Богом, пока человек не выкажет нетерпеливости, говоря: «Я молил Бога, но на мою просьбу не было ответа». (Бухари)
Согласно сообщению Абу Хурейры, пророк ﷺ сказал:
Просьба раба удовлетворяется, пока он не молит Бога о грехе или о разрыве родственных связей, или же не проявляет нетерпеливости.
3) Совершение грехов:
Бог не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя. (Коран, 13:11)
Иными словами, если положение народа – хорошее, Бог сохранит его, пока люди благодарны и не ослушиваются Его. И если положение народа – плохое, то Бог тоже сохранит его, пока люди остаются неблагодарными и упорно ослушиваются Его.
4) Неисполнение обязанностей. Если благие поступки является причиной принятия мольб, то их неисполнение – это причина отклонения мольб. Сообщается, что пророк ﷺ сказал:
Клянусь Тем, в чьей руке моя душа, вы обязаны побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, а не то Бог немедленно подвергнет вас Своему наказанию, и потом вы станете взывать к Нему, но не получите ответа! (Тирмизи)
Разве могут, например, люди, пренебрегающие исполнением утреннего намаза в мечети, надеяться на принятие своих мольб?
5) Инша-Аллах («даст Бог»). Некоторые люди при мольбе к Богу имеют привычку говорить: «Да простит тебя Аллах, инша-Аллах!», «Да поможет тебе Аллах, инша-Аллах!». Не следует использовать слова «инша-Аллах» в мольбах.
6) Просить о грехах и разрушении родственных связей. Пророк ﷺ сказал:
Любой мусульманин, обратившийся с мольбой к Всевышнему и при этом не просящий ни о греховном, ни о разрыве родственных связей, получит от Бога одно из трех благ:
– либо его мольба сразу будет удовлетворена,
– либо она будет сохранена для его награды на том свете,
– либо она отвратит от него зло, равное по величине тому, о чём он просит.
Услышав эти слова, кто-то из людей сказал: «Тогда мы будем обращаться с мольбами почаще», – на что пророк ﷺ ответил:
И Бог дарует вам больше! (Ахмад)
Правила мольб
Правильная манера мольбы к Богу состоит в следующем:
1) Восхваление Бога и славословие (салават) пророку ﷺ. Начинать нужно с возвеличивания Бога и славословия пророку ﷺ. Ибн Масуд рассказывал:
Я совершал молитву (намаз), когда пророк, Абу Бакр и Умар были вместе. После того как я сел в последнем сидении намаза, я восхвалил Бога, затем произнес славословие пророку и далее молился за себя. Пророк сказал: «Проси – и тебе будет воздано. Проси – и тебе будет воздано». (Тирмизи)
2) Мольбы как в тревожное, так и в благополучное время. Не следует ограничиваться мольбами лишь в тяжелое, проблемное время. Нужно постоянно помнить Бога при любых обстоятельствах. Абу Хурейра передавал следующие слова пророка ﷺ:
Кто рад тому, что Бог отвечает ему во время бед, пусть увеличит мольбы в спокойное время. (Тирмизи)
3) Не делайте мольб против своей семьи, имущества и детей. Джабир рассказывал, как один человек проклял свое животное, и пророк ﷺ тогда сказал:
– Кто проклял животное?
– Божий посланник, это я, – ответил человек.
– Спустись с животного, ведь проклятое не должно сопровождать нас. Не молись против себя, не молись против своих детей. Со временем может случиться так, что Бог ответит на то, о чём ты просил. (Муслим)
4) Обращайтесь тихим голосом. Говорите тихо, когда обращаетесь к Богу, ведь это ближе к искренности:
Взывайте к своему Господу со смирением и втайне. Бог не любит преступников. (Коран, 7:55)
Поминай Бога с покорностью и страхом про себя и негромко по утрам и перед закатом, и не будь из беспечных невежд! (Коран, 7:205)
5) Настойчивость. Мы должны молить Бога с настойчивостью и упорством, повторяя свои мольбы. Ибн Раджаб предлагал, чтобы мы обращались к Богу Его именами и качествами, поскольку это относится к сильнейшим средствам принятия нашей мольбы.
6) Повторение. Желательно повторить мольбу три раза – такая мольба имеет бо́льшую вероятность быть отвеченной. Пророк ﷺ проклял нескольких курайшитов трижды, когда они во время исполнения им земного поклона Богу положили ему на спину верблюжьи потроха.
7) Признание. Сознайтесь в своих грехах с искренним сожалением за свои ошибки, хотя Бог и без этого осведомлен о всех ваших поступках. Стоит также признать всю Божью милость, дарованную вам. Пророк ﷺ учил мусульман особенной мольбе, в которой человек признает Божью милость, данную ему.
8) Обращайтесь в сторону Мекки (киблы). Хотя обращение в сторону Мекки во время мольбы необязательно, но это является хорошей манерой. Например, Абдулла ибн Зейд рассказывал, что пророк ﷺ, отправившись к месту молитвы для обращения к Богу с мольбой о ниспослании дождя, повернулся к людям спиной и обратился в сторону киблы и стал взывать к Богу, а потом надел свой плащ по-другому. (Бухари)
9) Поднимите руки. Поднимание рук во время совершения мольбы является рекомендованной практикой, поскольку так по разным случаям поступал сам пророк ﷺ. Абу Муса Ашари сообщал:
Пророк молил и поднял свои руки, и я увидел белизну его подмышек. (Бухари)
10) Совершите малое омовение. Хотя это и не является обязательным, рекомендуется молить Бога, находясь в состоянии ритуальной чистоты. Сообщается, что, когда пророк ﷺ молил Бога от имени Абу Амира, он сначала совершил омовение. (Муслим)
11) Плакать с богобоязненностью. Ибн Умар рассказывал, как пророк ﷺ произнес аят, в котором Ибрахим (мир ему) молил Бога:
«Господи! Они ввели в заблуждение многих людей. Кто последует за мной, тот относится ко мне. А кто ослушается меня, то ведь Ты – Прощающий, Милосердный». (Коран, 14:36)
В другом аяте Иса (мир ему) молил Бога:
«Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они – Твои рабы. Если же Ты простишь им, то ведь Ты – Могущественный, Мудрый.» (Коран, 5:118)
Приведя данные аяты, пророк ﷺ поднял руки, сказал: «О Аллах! Мой народ, мой народ…» – и заплакал.
12) Сначала молите за себя, потом – за других. Согласно Сунне, до мольбы за других людей следует начать с себя. В сборнике Тирмизи в сообщении от Убая ибн Кааба говорится, что, если о ком-то говорили пророку ﷺ, он молил Бога за него, но начинал с самого себя. Впрочем, передавалось также, что в определенных случаях пророк ﷺ не начинал с себя.
13) Не переходите границы в мольбе. Взывая к Богу, не следует впадать в чрезмерную детализацию, прося различных наград рая. Абдулла бин Мугаффал услышал, как его сын говорил: «О Аллах! Прошу Тебя о белом дворце с правой стороны рая, если я войду туда», – и сказал сыну: «Сынок, проси у Бога рай и защиты от адского огня, ведь я слышал, как пророк говорил:
– В этом народе появятся люди, которые будут излишествовать в омовении и мольбе». (Абу Дауд)
14) Молите Бога за своих родителей. Положительным моментом является упоминание в мольбе своих родителей-мусульман (покойных или живых) за ту милость, которой мы им обязаны, милость, которую невозможно возместить. Бог сказал:
Преклоняй перед ними крыло смирения по милосердию своему и говори:
– Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком! (Коран, 17:24)
15) Просите за верующих. В своей мольбе рекомендовано вспоминать мусульман всего мира. Бог сказал:
Проси прощения за свой грех и за верующих мужчин и верующих женщин. (Коран, 47:19)
16) Просите одного лишь Бога. Вместо того, чтобы жаловаться людям, когда постигнет беда, у человека должно войти в привычку просить одного лишь Бога. Но нет ничего плохого в том, чтобы сообщить о своей проблеме людям и узнать их мнение. Ибн Аббас рассказывал, что однажды он сидел верхом на животном позади пророка ﷺ, когда тот сказал ему:
Помни о Боге – и Он будет хранить тебя. Помни о Боге – и обнаружишь Его перед собой. Если захочешь попросить о чём-нибудь, проси Бога. Если захочешь обратиться за помощью, обратись за ней к Богу. И знай: если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Богом. И если они соберутся вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Богом, ведь перья уже подняты, а страницы уже высохли. (Тирмизи)
Словарь
Адам - первый человек на земле, Пророк Аллаха
Фетвы
Биографии
Хифзуррахман Сеохарви
Мухаммад Хифзуррахман (1901–1962) родился в небольшом городе под названием Сеохара (Биджнор, Уттар-Прадеш, Индия). В отличие от своих братьев, получивших западное о... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →