Почему наши мольбы остаются «без ответа»?
13 апреля 2009
Многие мусульмане нередко задаются вопросом:
Почему наши мольбы (дуа) столь неэффективны? Что мы делаем не так? Почему есть грешники, которые даже не стыдятся своего поведения, нагло ведут себя, но при этом живут, как кажется, весьма комфортно и богато? Почему есть люди, которые трепетно относятся к исламу, совершают намаз, держат пост, но при этом их жизнь, как кажется, полна трудностей?
Этот вопрос ставит многих в тупик. Чтобы ответить на него, нужно прежде всего понять, что вообще представляет собой мольба (дуа), и какую пользу Бог вложил в это великое богослужение.
Во-первых, если мольба человека претворяется Богом в жизнь, это отнюдь не значит, что данный человек любим Богом. Верно и обратное утверждение: если мы молим о чем-то Бога, а в жизни, как нам кажется, ничего не меняется – это тоже отнюдь не означает, что Бог ненавидит нас.
Все может быть в точности наоборот: иной раз мольбы человека, чрезвычайно любимого Богом, каждый раз, как кажется, не претворяются в жизнь, а человек, поступки которого крайне нелюбимы Богом, обнаруживает, что все его мольбы в точности исполняются.
Шейх Таджуддин ибн Ато Искандари (да пребудет над ним милость Аллаха) записал в своей книге хадис, смысл которого в том, что некоторый человек поднимает руки в мольбе, и Бог поручает ангелам выполнить его просьбу немедленно:
– Я не люблю его (грешника), поднимающего руки в мольбе.
Другой человек поднимает руку в мольбе, и Бог приказывает ангелам отложить исполнение просьбы:
– Он, поднимающий руки передо Мной, любим Мною, и Я с удовольствием жду его мольбы и просьбы.
Во-вторых, для человека возможность возносить Богу мольбы – это само по себе большое благословение. Поэтому, вознося мольбы, не нужно беспокоится о том, будет ли мольба принята или нет. Нужно быть полностью уверенным, что какую бы мольбу мы ни сделали, она будет совершенно точно принята Богом. В хадисе, записанном Абу Даудом, Тирмизи, Ибн Маджей и Хакимом, сказано, что Бог чрезвычайно добр, Он дает без обращений, Он чрезвычайно скромен, и когда Его рабы поднимают руки перед Ним, Он стесняется отвергнуть и отклонить их просьбы.
В-третьих, будет ошибкой, если мы, получая именно то, о чем просили Бога, будем считать мольбу принятой, а если не получим именно того, о чем мы просили, будем считать ее отвергнутой. Есть различные способы принятия мольбы. Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что если раб возносит Богу мольбу, то посредством благости мольбы Всевышний непременно даст ему одно из трех благ:
– либо он получит в точности то, о чем просил;
– либо мольба откладывается для награды, которую он получит на том свете;
– либо с его пути будет удалено бедствие.
Каждое из этих благ означает, что мольба услышана и принята. Но при этом внешнее проявление принятия мольбы может быть различным. Поэтому наш долг – просить у Бога с полной уверенностью, что Бог наградит человека Своей милостью. Мрачное и пренебрежительное отношение к «непринятой» мольбе указывает на нашу недалекость и близорукость.
Еще в одном хадисе говорится, что человеку не следует быть торопливым и беспокойным относительно принятия своей мольбы. Спросили: что подразумевается под торопливостью? Это когда человек верит, что на его усердную мольбу нет ответа; поэтому он думает, что может перестать молить Бога, и в результате прекращает обращаться к Всевышнему.
Выдержка из рукописей Юсуфа Людианви (да пребудет над ним милость Аллаха)
Почему наши мольбы (дуа) столь неэффективны? Что мы делаем не так? Почему есть грешники, которые даже не стыдятся своего поведения, нагло ведут себя, но при этом живут, как кажется, весьма комфортно и богато? Почему есть люди, которые трепетно относятся к исламу, совершают намаз, держат пост, но при этом их жизнь, как кажется, полна трудностей?
Этот вопрос ставит многих в тупик. Чтобы ответить на него, нужно прежде всего понять, что вообще представляет собой мольба (дуа), и какую пользу Бог вложил в это великое богослужение.
Во-первых, если мольба человека претворяется Богом в жизнь, это отнюдь не значит, что данный человек любим Богом. Верно и обратное утверждение: если мы молим о чем-то Бога, а в жизни, как нам кажется, ничего не меняется – это тоже отнюдь не означает, что Бог ненавидит нас.
Все может быть в точности наоборот: иной раз мольбы человека, чрезвычайно любимого Богом, каждый раз, как кажется, не претворяются в жизнь, а человек, поступки которого крайне нелюбимы Богом, обнаруживает, что все его мольбы в точности исполняются.
Шейх Таджуддин ибн Ато Искандари (да пребудет над ним милость Аллаха) записал в своей книге хадис, смысл которого в том, что некоторый человек поднимает руки в мольбе, и Бог поручает ангелам выполнить его просьбу немедленно:
– Я не люблю его (грешника), поднимающего руки в мольбе.
Другой человек поднимает руку в мольбе, и Бог приказывает ангелам отложить исполнение просьбы:
– Он, поднимающий руки передо Мной, любим Мною, и Я с удовольствием жду его мольбы и просьбы.
Во-вторых, для человека возможность возносить Богу мольбы – это само по себе большое благословение. Поэтому, вознося мольбы, не нужно беспокоится о том, будет ли мольба принята или нет. Нужно быть полностью уверенным, что какую бы мольбу мы ни сделали, она будет совершенно точно принята Богом. В хадисе, записанном Абу Даудом, Тирмизи, Ибн Маджей и Хакимом, сказано, что Бог чрезвычайно добр, Он дает без обращений, Он чрезвычайно скромен, и когда Его рабы поднимают руки перед Ним, Он стесняется отвергнуть и отклонить их просьбы.
В-третьих, будет ошибкой, если мы, получая именно то, о чем просили Бога, будем считать мольбу принятой, а если не получим именно того, о чем мы просили, будем считать ее отвергнутой. Есть различные способы принятия мольбы. Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что если раб возносит Богу мольбу, то посредством благости мольбы Всевышний непременно даст ему одно из трех благ:
– либо он получит в точности то, о чем просил;
– либо мольба откладывается для награды, которую он получит на том свете;
– либо с его пути будет удалено бедствие.
Каждое из этих благ означает, что мольба услышана и принята. Но при этом внешнее проявление принятия мольбы может быть различным. Поэтому наш долг – просить у Бога с полной уверенностью, что Бог наградит человека Своей милостью. Мрачное и пренебрежительное отношение к «непринятой» мольбе указывает на нашу недалекость и близорукость.
Еще в одном хадисе говорится, что человеку не следует быть торопливым и беспокойным относительно принятия своей мольбы. Спросили: что подразумевается под торопливостью? Это когда человек верит, что на его усердную мольбу нет ответа; поэтому он думает, что может перестать молить Бога, и в результате прекращает обращаться к Всевышнему.
Выдержка из рукописей Юсуфа Людианви (да пребудет над ним милость Аллаха)
Словарь
Тагвиз - написанное на бумаге дуа, выписанное из Корана, которое надевают как кулон
Фетвы
Биографии
Имам Шафии
Имам Шафии (рахматуллахи алейхи) был великим ученым своего времени. Уже в самом раннем детстве он приобрел большой объем знаний. Имама cахиба высоко ценили за его эрудицию ... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →