Месяц раби-уль-авваль
Раби-уль-авваль (первый раби) – самый значимый месяц в исламской истории, поскольку в этот месяц родился пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха).
До его рождения не только Аравийский полуостров, но и так называемые «цивилизованные» народы Римской и Персидской империй были погружены во тьму невежества, предрассудков, тирании и смуты. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) донес до людей правдивое послание единственности Бога – единственной веры, дающей твердую основу истинным знаниям, справедливости и миру. Эта была та самая вера, которая вывела человечество из невежества и суеверий и распространила свет настоящих знаний по всему миру.
Исламские праздники
Таким образом, рождение пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) было наиболее значительным событием в истории человечества. Если б в исламе было место для празднования дней рождения и годовщин, то день рождения пророка (мир ему и благословение Аллаха) несомненно заслуживал бы этого больше, чем день рождения кого бы то ни было еще.
Но ислам главное внимание уделяет не формальностям, а сути. Поэтому, в отличие от иудаизма, христианства и индуизма, в исламе существует очень небольшое количество праздников – за весь год всего два: Праздник разговения и Праздник жертвоприношения. И их даты никак не связаны ни с днями рождения выдающихся личностей, ни с историческими событиями.
Оба праздника были предписаны для выражения благодарности Аллаху за счастливые события, происходящие ежегодно, из года в год:
а) первое такое событие – завершение поста рамазана;
б) второе событие – завершение хаджа, который тоже является богослужением, относящимся к пяти столпам ислама.
Мусульмане отмечают эти праздники отнюдь не так, как это делают неверующие. Нет никаких формальных процессий, особой иллюминации или каких-то иных действий, которыми выражают формальную радость. Вместо этого проводится коллективная молитва, и люди в неформальной обстановке ходят друг к другу в гости. Такие визиты могут принести настоящее счастье, а не его формальное обозначение.
Без дней рождения
Если говорить о днях рождения, то исламом не предписано их празднование, независимо от того, насколько велик человек, родившийся в тот или иной день. Пророки Аллаха обладают самым высоким статусом среди всех людей. Но ни пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), ни его сподвижники никогда не отмечали дни рождения и годовщины. Даже рождение самого пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), явившееся счастливейшим днем для всего человечества, ни он, ни его великие сподвижники никогда не праздновали.
Поколение сподвижников жило еще около века после пророка (мир ему и благословение Аллаха), но, несмотря на их несравненную, глубокую любовь к нему, они никогда не праздновали ни день его рождения, ни годовщины со дня его смерти. Вместо этого они посвящали свои жизни продвижению ислама, воплощению его учения в реальные дела, донесению его послания до всех уголков Земли и установлению исламского порядка во всем.
Происхождение Рождества Христова
Более того, ни одна религия, считавшая, что имеет отношение к Божьему откровению, никогда не предписывала празднование дней рождения выдающихся личностей. Этот обычай был распространен только у язычников. Даже Рождество, известный христианский праздник, посвященный дню рождения Иисуса Христа, не упоминается ни в Библии, ни в раннехристианской литературе. Лишь в четвертом веке после вознесения Иисуса Христа Рождество было признано постоянным христианским праздником. В Энциклопедии Кольера говорится:
Точную дату рождения Христа определить невозможно. Ни Евангелия, ни какие бы то ни было надежные источники эту информацию не приводят. Первые три века христианской эры в Церкви были категорически против языческого обычая празднования дней рождения, хотя имеются некоторые указания на то, что исключительно религиозное поминовение рождения Христа было включено в праздник Богоявления. Приблизительно в 200 году н. э. о существовании данного праздника в Египте упоминал Климент Александрийский, и есть определенные основания полагать, что он отмечался в различные даты в разных местах. После победы Константина Римская Церковь определила датой проведения праздника 25 декабря. Это случилось, возможно, приблизительно в 320 или 353 гг. н. э. К концу IV века весь христианский мир праздновал Рождество в этот день, за исключением Восточных Церквей, которые праздновали его 6 января. Выбор 25 декабря в качестве дня праздника был, вероятно, обусловлен тем, что в этот день римляне отмечали митраистский праздник бога Солнца, и тем, что в это время проводились Сатурналии. (Энциклопедия Кольера. – 1984. – Том 6, стр. 403)
Похожее описание истоков Рождества, приводится в энциклопедии «Британника»:
Рождество не входило в число раннехристианских церковных праздников, и вплоть до V века не существовало единого мнения о его дате, о том, приходится ли оно на 6 января, 25 марта или 25 декабря. Наиболее раннее определение 25 декабря в качестве дня рождения Христа мы находим в сообщении (которое без этого не получило бы известности и является, вероятно, поддельным) Феофила Антиохийского (около 180 г. н. э.), сохраненном на латыни в Магдебургских центуриях (I, 3, 118). Согласно нему, галлы утверждали, что поскольку они праздновали рождение Господа 25 декабря, то празднование Воскресения нужно проводить 25 марта.
В почти наверняка подложном, вставленном позднее отрывке толкования Ипполита (около 202 г.) на Даниила (IV, 23) утверждается, что Иисус был рожден в Вифлееме в среду, 25 декабря 42-го года правления Августа, но при этом не говорится, что эта дата как-то праздновалась. Такой праздник противоречил бы общепринятым в то время воззрениям. И даже в 245 году Ориген (в гомилиях на Левит, VIII) отвергал идею того, чтобы отмечать день рождения Христа, «будто он был царем-фараоном». (Британника. – 1953. – Том 5, стр. 642)
Эти две выдержки более чем достаточны, чтобы доказать следующее:
1. Празднование дней рождения изначально было языческим обычаем, который никогда не признавался ни Священными Писаниями, ни пророческими учениями.
2. Точная дата рождения пророка Исы (Иисуса, мир ему) неизвестна и не может быть установлена.
3. В первые века христианства празднование дня рождения Иисуса Христа не было признанной практикой.
4. Лишь в IV или V веке оно было признано в качестве религиозного праздника, и это произошло под влиянием язычников, поклонявшихся богу Солнца.
5. Раннехристианские теологи (Ориген и др.) категорически отвергали отмечание дня рождения, ссылаясь на то, что оно происходит от обычая язычников и идолопоклонников.
Исламские первоисточники
В исламских первоисточниках также нет никаких предписаний по празднованию дней рождения и годовщин со дня смерти. Многие сподвижники пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) умерли еще при его жизни. Его супруга Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) ушла из жизни еще до переселения в Медину. Его дядя Хамза (да будет доволен им Аллах) был жестоко убит в битве при Ухуде. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) очень любил этих людей, но никогда не отмечал дни их рождения и годовщины со дня их смерти. Кроме того, он никогда не говорил своим последователям, чтобы те праздновали день его рождения в раби-уль-авваль.
Что не так в этих празднованиях?
Причиной для отказа от подобных празднований является то, что они отвлекают людей от истинной сути исламского учения и направляют мусульман к исполнению лишь каких-то формальных действий. Поначалу подобные празднования могут проводиться с величайшим благочестием и исключительно ради проявления почтения к праведному человеку. Но опыт показывает, что в подобных празднованиях в конечном итоге появляются элементы увеселения и ликования, и, как правило, к ним начинают относиться как к светским праздникам. Постепенно в них проникают светские и нередко греховные действия.
Преобразование Рождества
И снова будет уместно привести пример Рождества. Христианский праздник был введен для поминовения рождения Иисуса Христа и, конечно, для напоминания о его учении. Но как только данное событие признали праздником, в нем начали появляться все светские составляющие общественных празднеств. Достойна внимания следующая выдержка из энциклопедии «Британника»:
В течение нескольких веков Рождество было исключительно церковным праздником, проводимым в виде религиозных богослужений. Но из-за распространения христианства на языческих землях к этому примешалось множество обычаев из празднования зимнего солнцестояния. Это произошло благодаря либеральной позиции Григория I и при участии миссионеров. В результате Рождество приобрело как религиозный, так и светский оттенок в своем праздновании, стало временами благочестивым, а временами увеселительным.
В следующих абзацах «Британника» перечисляет те действия, которые были приняты в качестве обычаев празднования Рождества. Оттуда уместно будет привести следующую выдержку:
Общенародное увлечение привело к тому, что увеселение стало частью празднования Рождества, несмотря на то что упор был на его религиозную сторону… В разукрашенных огромных залах замков феодалов, чье гостеприимство распространялось на всех их друзей, арендаторов и придворных, проходили пиршества, распевание песен, игры, танцы, маскарады, и все это, включая театр масок и пантомимы в исполнении лицедеев, было частью празднеств.
Этого достаточно, чтобы показать, как с виду невинный праздник проявления почтения был превращен в светское празднество, в котором увеселение и получение удовольствия любыми способами вышли на первый план, затмив все религиозные и духовные действия.
Полностью понимая данную сторону человеческой психологии, ислам никогда не предписывал и не поощрял празднование дней рождения и годовщин. В случае, когда подобные празднования рассматриваются как часть религии, они и вовсе запрещены.
Завершенная религия
Во время прощального хаджа пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) были ниспосланы аяты Корана, в которых четко говорится:
ٱلْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ
Сегодня Я завершил для вас вашу религию.
То есть исламское учение было полностью, от А до Я, передано мусульманам через Коран и Сунну. Никто не может добавить к этому ничего в качестве части религии. Что не было частью религии во время жизни пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), никогда не сможет стать частью религии в дальнейшем. Попытки «дополнить» религию пророк (мир ему и благословение Аллаха) называл недозволенными новшествами.
Ни аяты, ни хадисы не предписывают нам отмечать 12-е раби-уль-авваля в качестве религиозного праздника. Если б это было частью религии, то имелось бы предписание на этот счет, или же это бы практиковалось пророком (мир ему и благословение Аллаха) и его благословенными сподвижниками или, как минимум, следующим поколением мусульман. Но в первые века исламской истории не было ни единого примера празднования данного события.
Лишь спустя множество веков (по мнению шейха Юсуфа Людианви, это случилось в 604 г. х.) некоторые правители стали отмечать 12-го раби-уль-авваля день рождения пророка (мир ему и благословение Аллаха), не имея на то веских религиозных оснований. Тогда и начали проводиться собрания под названием «мавлид» (или «милад»), на которых рассказывалась история о рождении пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Разногласия по поводу даты
Празднование 12-го числа данного месяца в качестве дня рождения пророка (мир ему и благословение Аллаха) – это не только новшество, не имеющее никакой основы в исламском учении, но и весьма спорный выбор в отношении даты. Дело в том, что в различных хадисах приводятся разные даты рождения пророка (мир ему и благословение Аллаха). Большинство авторитетных теологов склонны считать, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) родился 9-го раби-уль-авваля. Это еще одно доказательство того, что празднование дня его рождения не является частью религии. Если б это входило в религиозные нормы, дата была бы сохранена с абсолютной точностью.
Жизнь пророка (мир ему и благословение Аллаха) несомненно является наиболее важным источником руководства для всех мусульман. Каждый верующий обязан изучать события его жизни, следовать примеру, установленному им в каждом ее аспекте. Рассказ о его праведной биографии (Сира) сам по себе является праведным делом, получающим Божье благословение. Но при этом ни Коран, ни Сунна не предписывают некое особое время и способ для этого. Это праведное дело должно осуществляться во все месяцы и во все времена. Ислам не выделяет месяц раби-уль-авваль в качестве особого месяца для проведения таких собраний. Поэтому является новшеством ограничивать собрания по изучению биографии пророка (мир ему и благословение Аллаха) одним лишь месяцем раби-уль-авваль, а также верить в то, что собрания в этот месяц, достойны большей награды, чем в иное время года. Сподвижники вспоминали о жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха) круглый год. И делали они это, не только изучая и донося его послание до других, но и следуя его образу жизни, поступая согласно его учению в каждом аспекте своей жизни. Именно это требуется и ожидается от мусульман.
Но этим мы ни в коем случае не хотим сказать, что в месяц раби-уль-авваль запрещено проводить собрания, напоминающие о биографии пророка (мир ему и благословение Аллаха). Отнюдь. Смысл сказанного в том, что нельзя ограничивать такие собрания одним лишь этим месяцем, и не должно быть убеждений, что ислам каким бы то ни было образом выделил важность проведения подобных собраний именно в этот месяц.
Проводя собрания, нужно также всегда помнить, что они должны полностью соответствовать исламским нормам. Конечно, мусульмане должны следовать исламу во всех своих делах, но особенно странно, когда исламские правила нарушаются на собраниях, проводимых в память о пророке (мир ему и благословение Аллаха).
Ислам и современные собрания в честь пророка
Часто, особенно в западных странах, мы видим, что люди проводят собрания по изучению жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха), на которых мужчины и женщины сидят вместе, не учитывая исламских требований разделения посторонних лиц противоположного пола. Такие собрания противоречат учению пророка (мир ему и благословение Аллаха). Разве может собрание по изучению жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха) принести пользу, если в нем открыто нарушаются базовые исламские нормы?
На некоторых собраниях стихи о пророке (мир ему и благословение Аллаха) зачитывают перед мужской аудиторией женщины, иногда даже с использованием музыки. Это полностью противоречит предписаниям пророка (мир ему и благословение Аллаха). Проведение таких собраний и участие в них однозначно запрещены исламом, ведь это не просто нарушение исламских норм, но и фактически надругательство над святостью жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Иные действия, зачастую практикуемые 12-го раби-уль-авваля, как например проведение шествий, сооружение имитационных гробниц пророка (мир ему и благословение Аллаха), подсветка зданий и дорог, не предписаны никаким исламскими нормами. Такие действия основаны на осознанном или неосознанном подражании другим религиям. Никаких примеров подобных действий не было на ранней стадии исламской эпохи.
Истинное послание жизни пророка
Если говорить о жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха), то действительно важным здесь является понимание следующих двух моментов:
– в первую очередь, необходимо следовать его учению;
– во-вторых, нужно донести до всех мусульман сообщения о его праведной жизни, хранить память о ней в сердцах верующих с раннего детства, обучать членов семьи, чтобы они вели свою жизнь в соответствии с ней и почитали ее как самый выдающийся пример человеческого поведения во всем мире за всю его историю.
И все это должно сопровождаться огромной любовью и почтением, которые выражаются не какими-то формальными обрядами, а через истинное следование Сунне. Какими-то формальными процессиями и иллюминацией этого не добиться. Следование Сунне требует постоянных и последовательных стараний и целенаправленной программы обучения и практики.
Муфтий Мухаммад Таки Усмани
Словарь
Итр - натуральный парфюм, извлеченный из растений, деревьев и т.д.
Фетвы
Биографии
«За последние пять веков исламской истории еще не было ни одной личности, подобной маулане Кашмири» (Мухаммад Икбаль). Разве найдется тот, кто смог бы объяснить превосходст... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →