Что такое любовь?
Когда человек испытывает любовь, вся его жизнь меняется, и он он начинает испытывать два крайних чувства:
1) чувство радости, которое может дойти до того, что кажется, будто «море по колено» и по силам абсолютно все;
2) вторая крайность – чувство безнадежности, истощения и печали, когда «второй половинки» нет рядом.
Первое чувство обычно испытывается, когда любимый человек находится рядом, или после встречи с ним, а второе чувство приходит, когда вот уже некоторое время не было никаких встреч, или отношения вовсе прекратились.
Если человек действительно влюблен, ему кажется, что вся жизнь строится вокруг объекта его любви. Может дойти до того, что он исполнит даже запрещенное Исламом, если так будет «велено» объектом любви: конечно, такой поступок ничем хорошим не обернется.
В Исламе различают четыре вида любви:
1) Божественная любовь: этот вид любви может быть направлен только лишь к Аллаху. Никого нельзя обожествлять так же, как Аллаха.
2) Любовь ради Аллаха – это любовь к пророку Мухаммаду (мир ему), его сподвижникам, праведникам и т.д.
3) а. Дозволенная любовь: к жене (мужу), детям, родителям и т.д.
б. Любовь к еде, воде, одежде и т.д.
4) Любовь к любому другому «божеству» помимо Аллаха: например, тому, что противоречит повелениям Аллахом. Соответственно, это не дозволено.
1) Божественная любовь у человека должна быть только лишь по отношению к Аллаху. Это обязательно в Исламе. Не допускается, чтобы человек любил то, что противоречит повелениям Аллаха.
2) Мы также любим Посланника Аллаха (мир ему) больше, чем самих себя. Это необходимо для совершенной веры (см. тафсир Ибн Кясира, 9:24).
3) Третий вид любви – дозволенная любовь: она может привести либо к греху (если человек ослушается Аллаха ради довольства того или иного творения), либо к награде (если у верующего есть намерение угодить Аллаху).
4) Четвертая разновидность любви – та, что удерживает неверующего от приближения к Аллаху. Ее объектом может быть то, чему поклоняются вместо Аллаха: например, идол, тот или иной человек, человеческие страсти и т.д. Мы должны просить Аллаха защитить нас от этого.
Запретный вид любви, большей частью, обнаруживается у тех людей, которые неправильно понимают Ислам. Все может начаться с вожделения и потихоньку превратиться в полную любовь. Нужно понимать, что никакая любовь не является истинной и по-настоящему продолжительной, если в основе ее нет стремления к довольству Аллаха. Поэтому любовь, питаемая с нарушением повелений Аллаха, обычно заканчивается крахом и болью: бывшие возлюбленные становятся врагами или пускаются в различные пороки, если только Аллах не убережет их и не наставит на истинный путь.
В прошлом году мне довелось услышать лекцию, в которой один брат рассказывал о хорошем и плохом концах жизни:
Один парень ждал встречи со своей подругой. Думаю, он был мусульманином. Он все ждал ее, а она никак не приходила. По какой-то причине ее все не было и не было. Он уже совсем отчаялся: почему она так задерживается? В конце концов, она появилась. Он был невероятно счастлив – столь счастлив, что упал на колени и поклонился ей лбом до пола. Да, вот такой вот поступок. Но случилось так, что это был его последний земной поклон в этой жизни. Он больше не встал, умерев в такой позе. Да защитит нас Аллах от этого! И что шокирует – так это то, что в Судный День мы будем воскрешены в нашей последней позе.
А теперь об одном хорошем конце.
Девушка готовилась к свадьбе. Вокруг нее суетились разные люди, которые накладывали ей макияж, косметику, укладывали ее волосы гелем, облачали во всякие наряды и т.д. Тут она обнаружила, что настало время вечернего намаза.
– Мне нужно сделать омовение.
– Послушай, какое омовение? На тебе – макияж!
– Я должна совершить намаз.
Она встала и побежала совершать омовение. Смыла весь гель, всю косметику. Начала совершать намаз. Наконец, заканчивая намаз, она повернула голову со словами «Ассаламу алейкум уа рахматуллах». В этот момент ангел забрал ее душу из этого мира. Это были последние ее слова.
Что случится в День Воскрешения? Мы будем воскрешены в том последнем физическом действии, которое мы совершали в этой жизни.
Спросите себя: «Как хочу я закончить свою жизнь? Где и как я хочу встретить свою смерть?»
Джамиат-уль-Улама (Квазулу-Натал, ЮАР)
Словарь
Фетвы
Биографии
Это история праведника, исламского мистика и правоведа, интеллектуала и аскета Салмана Персидского. Он вырос в персидской деревне Джаян близ города Исфахан. Его отец был старостой ... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →