Ислам и справедливость
27 октября 2013
Единственная цель ниспослания пророков заключалась в том, чтобы установить в этом мире справедливость и покончить с несправедливостью. Справедливость в широком смысле подразумевает выдачу каждому того, что ему положено. За столь простой на вид концепцией скрываются все сложности жизни во всем их многообразии и постоянной изменчивости, все искушения, все опасения и тревоги, все проблемы и конфликты. Для наставления людей Аллах ниспослал пророков с ясными знамениями, Писание и Весы. В Писании содержатся слова Бога, подробно разъясняющие, что справедливо, а что несправедливо, что хорошо, а что плохо. А Весы – это наша способность оценки и расчета, благодаря которой мы можем следовать пути, указанному Писанием и разъясненному пророками.
Вместе эти источники знаний обучили нас тому, каковы по отношению к нам права Аллаха, окружающих и собственно нас самих, и как создать нужный баланс между ними. Жизнь, прожитая в послушании Аллаху, и есть непрерывное уравновешивание как на индивидуальном, так и на общественном уровне.
При обычных обстоятельствах многие люди могут быть справедливыми. Но ислам велит своим последователям быть справедливыми даже при наличии самых противоречивых чувств. Две главных преграды к справедливости по отношению к другим людям являются любовь и ненависть. Посмотрите, как Коран учит нас преодолевать первый барьер по отношению к близким родственникам и даже нам самим:
В этих строках приведено решение из Корана в отношении вечного конфликта между личными интересами и справедливостью. Будьте справедливы, даже если это противоречит узкому определению личных интересов или интересов близких к вам людей. Невежды думают, что они защищают свои интересы, когда проявляют несправедливость к другим. Их решение о том, быть ли справедливым или нет, основывается на холодных расчетах и личных интересах. Но истинная вера в Аллаха возвышает человека над такой узколобостью. Приведенные строки Корана напоминают нам о том, что истинным защитником интересов всех людей тоже является Аллах, и Он защитит нас, если мы покоримся Его велению и будем справедливы. Требуемая исламом справедливость не допускает никаких исключений.
Другим в равной степени сильным барьером к справедливости является ненависть. И здесь снова мы видим веление Корана:
Иными словами, нельзя быть несправедливым даже с врагом. Естественное стремление, подкрепленное невежеством и отсутствием должных манер, подталкивает человека к тому, чтобы обращаться с врагом так, словно у того нет никаких прав, и ни о какой справедливости в его отношении нет и речи. Так обстояли дела в доисламские времена невежества, и такими они стали сейчас.
Посмотрите, как ислам усмиряет эти чувства. В приведенных выше строках Корана содержится веление верующим с напоминанием о всевидении Аллаха о том, чтобы ненависть людей не использовалась в качестве оправдания несправедливостям по отношению к ним.
Справедливость подразумевает возмездие, и ислам призывает к «оку за око». Но здесь не подразумевается «невинное око за невинное око». Имеется в виду «око виновника за око жертвы». Удивительно, что те люди, которые называют этот принцип варварским, сами прибегают к принципу «невинное за око за невинное око», когда дело доходит до настоящего кризиса.
Четырнадцать веков назад эти веления сформировали общество, в котором на равных относились к богатым и бедным, друзьям и врагам, мусульманам и немусульманам, правителям и подчиненным. Все они могли рассчитывать на справедливость в их отношении. Судьи были совершенно независимы, и никто, даже халиф, не стоял выше закона. Когда возникал спор между халифом и обычным человеком, они оба являлись в суд и давали показания. Исламская история насквозь пропитана случаями такой справедливости, наполнившей земли, где мусульмане правили в золотую эру ислама.
Даже во времена упадка мусульман мы обнаруживаем то там, то тут случаи, аналогов которым не сыскать. Достаточно привести один пример из недавней истории. Во времена британского правления в Индии возник спор между индуистами и мусульманами в отношении одного из участков земли. Индуисты утверждали, что эта земля принадлежит их храму, а мусульмане говорили, что участок – собственность мечети. Эмоции были накалены до предела, и возникла угроза физических столкновений. Английский судья не смог найти ничего, что помогло бы установить истину: перед ними были лишь слова одной группы против другой. В конце концов, он спросил обе группы, есть ли человек, свидетельству которого они бы поверили. Они ответили утвердительно. Был один мусульманский теолог, который был известен своей праведностью. Тогда его попросили явиться в суд в качестве свидетеля. В суде была накаленная атмосфера, и вся община взывала к тому, чтобы теолог помог выиграть им это дело. Его свидетельство было кратким:
– Индуисты правы. У мусульман нет оснований для своих претензий.
Этими словами он не предал свою общину. Он лишь в очередной раз подтвердил свою непоколебимую приверженность истине и справедливости.
Это та справедливость, которая нужна современному миру.
Халид Байг
Есть одно слово, в котором содержится самая суть всех
исламских норм и учений. Одно это слово описывает важнейшую ценность,
которой пропитаны все исламские ценности. Это слово – справедливость.
Коран гласит:
Мы
уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними
Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости.
(Коран, 57:25)
(Коран, 57:25)
Единственная цель ниспослания пророков заключалась в том, чтобы установить в этом мире справедливость и покончить с несправедливостью. Справедливость в широком смысле подразумевает выдачу каждому того, что ему положено. За столь простой на вид концепцией скрываются все сложности жизни во всем их многообразии и постоянной изменчивости, все искушения, все опасения и тревоги, все проблемы и конфликты. Для наставления людей Аллах ниспослал пророков с ясными знамениями, Писание и Весы. В Писании содержатся слова Бога, подробно разъясняющие, что справедливо, а что несправедливо, что хорошо, а что плохо. А Весы – это наша способность оценки и расчета, благодаря которой мы можем следовать пути, указанному Писанием и разъясненному пророками.
Вместе эти источники знаний обучили нас тому, каковы по отношению к нам права Аллаха, окружающих и собственно нас самих, и как создать нужный баланс между ними. Жизнь, прожитая в послушании Аллаху, и есть непрерывное уравновешивание как на индивидуальном, так и на общественном уровне.
При обычных обстоятельствах многие люди могут быть справедливыми. Но ислам велит своим последователям быть справедливыми даже при наличии самых противоречивых чувств. Две главных преграды к справедливости по отношению к другим людям являются любовь и ненависть. Посмотрите, как Коран учит нас преодолевать первый барьер по отношению к близким родственникам и даже нам самим:
О
те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте
справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или
против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым
или бедным, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не
отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь от
справедливости, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете.
(Коран, 4:135)
(Коран, 4:135)
В этих строках приведено решение из Корана в отношении вечного конфликта между личными интересами и справедливостью. Будьте справедливы, даже если это противоречит узкому определению личных интересов или интересов близких к вам людей. Невежды думают, что они защищают свои интересы, когда проявляют несправедливость к другим. Их решение о том, быть ли справедливым или нет, основывается на холодных расчетах и личных интересах. Но истинная вера в Аллаха возвышает человека над такой узколобостью. Приведенные строки Корана напоминают нам о том, что истинным защитником интересов всех людей тоже является Аллах, и Он защитит нас, если мы покоримся Его велению и будем справедливы. Требуемая исламом справедливость не допускает никаких исключений.
Другим в равной степени сильным барьером к справедливости является ненависть. И здесь снова мы видим веление Корана:
О
те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя
беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к
несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности.
Бойтесь Аллаха. Ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете.
(Коран, 5:8)
(Коран, 5:8)
Иными словами, нельзя быть несправедливым даже с врагом. Естественное стремление, подкрепленное невежеством и отсутствием должных манер, подталкивает человека к тому, чтобы обращаться с врагом так, словно у того нет никаких прав, и ни о какой справедливости в его отношении нет и речи. Так обстояли дела в доисламские времена невежества, и такими они стали сейчас.
Посмотрите, как ислам усмиряет эти чувства. В приведенных выше строках Корана содержится веление верующим с напоминанием о всевидении Аллаха о том, чтобы ненависть людей не использовалась в качестве оправдания несправедливостям по отношению к ним.
Справедливость подразумевает возмездие, и ислам призывает к «оку за око». Но здесь не подразумевается «невинное око за невинное око». Имеется в виду «око виновника за око жертвы». Удивительно, что те люди, которые называют этот принцип варварским, сами прибегают к принципу «невинное за око за невинное око», когда дело доходит до настоящего кризиса.
Четырнадцать веков назад эти веления сформировали общество, в котором на равных относились к богатым и бедным, друзьям и врагам, мусульманам и немусульманам, правителям и подчиненным. Все они могли рассчитывать на справедливость в их отношении. Судьи были совершенно независимы, и никто, даже халиф, не стоял выше закона. Когда возникал спор между халифом и обычным человеком, они оба являлись в суд и давали показания. Исламская история насквозь пропитана случаями такой справедливости, наполнившей земли, где мусульмане правили в золотую эру ислама.
Даже во времена упадка мусульман мы обнаруживаем то там, то тут случаи, аналогов которым не сыскать. Достаточно привести один пример из недавней истории. Во времена британского правления в Индии возник спор между индуистами и мусульманами в отношении одного из участков земли. Индуисты утверждали, что эта земля принадлежит их храму, а мусульмане говорили, что участок – собственность мечети. Эмоции были накалены до предела, и возникла угроза физических столкновений. Английский судья не смог найти ничего, что помогло бы установить истину: перед ними были лишь слова одной группы против другой. В конце концов, он спросил обе группы, есть ли человек, свидетельству которого они бы поверили. Они ответили утвердительно. Был один мусульманский теолог, который был известен своей праведностью. Тогда его попросили явиться в суд в качестве свидетеля. В суде была накаленная атмосфера, и вся община взывала к тому, чтобы теолог помог выиграть им это дело. Его свидетельство было кратким:
– Индуисты правы. У мусульман нет оснований для своих претензий.
Этими словами он не предал свою общину. Он лишь в очередной раз подтвердил свою непоколебимую приверженность истине и справедливости.
Это та справедливость, которая нужна современному миру.
Воистину,
Аллах велит вам возвращать вверенное на хранение имущество его
владельцам и судить по справедливости, когда вы судите среди людей. Как
прекрасно то, чем увещевает вас Аллах! Воистину, Аллах - Слышащий,
Видящий.
(Коран, 4:58)
(Коран, 4:58)
Халид Байг

Словарь
Аувах – это человек, испытывающий боль в сердце из-за сильной и горячей любви к Аллаху
Фетвы
Биографии
Имам Абу Ханифа
Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и муджтахидов, хафиз-хадис, хазрат, имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) был уважаемым муджтахидом, мухаддисом и авторитетно... Подробнее →
Книги

190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →