Место ислама среди религий
Среди мусульман встречается ошибочное понимание места ислама среди мировых религий. Для разъяснения этого вопроса ниже приводится подборка материалов из различных книг. В целом, они раскрывают три момента:
1) Мухаммад ﷺ – последний пророк и посланник. После него любой, кто называет себя пророком, посланником Бога или основателем новой религии, – это мошенник, находящийся в заблуждении сам и вводящий в заблуждение других.
2) Ранее ниспосланные религии были действительны в их собственные эпохи, как о том неоднократно говорится в Коране. Но они отменены универсальным посланием ислама, о чем опять же сообщается во многих аятах Корана. На эти моменты стоит обратить внимание англоязычным [и не только] мусульманам, которые временами сталкиваются с ошибочными теориями некоторых переводчиков Корана и педагогов.
Например, можно видеть, как заявляют о действительности прежних религий и отрицают или умалчивают при этом, что они отменены. Умалчивают иной раз и о том, что полагать существующие ныне культы, взявшие названия прежде действительных религий (иудаизм, христианство), в качестве приемлемых перед Богом после того, как Он явил последнего пророка ﷺ всему миру, – это неверие.
По данному вопросу среди исламских ученых-религиоведов нет никаких разногласий. Если же кто из англоязычных [и не только] мусульман начинает говорить об этом так, словно здесь все не столь однозначно, то это лишь от того, что никто еще не представил им перевод ученого разъяснения Корана (тафсира) для растолкования согласованности аятов как между собой, так и с Сунной (хадисами). Надеемся, до получения доступа к такому тафсиру наш текст будет полезен.
3) Ислам – последняя религия, которую Бог никогда не убавит и не отменит вплоть до конца света. В конце нашего обсуждения мы рассмотрим хадис, который, казалось бы, говорит о достаточности десятой части ислама для мусульман последних времен.
1. Мухаммад ﷺ как последний пророк
1.1. Ибн Касир о Мухаммаде ﷺ как последнем пророке
Бог говорит:
Мухаммад не отец кого-либо из ваших мужей, а посланник Бога и последний из пророков. Бог знает обо всем. (Коран, 33:40)
Этот аят – текстовый источник факта отсутствия пророков после Мухаммада ﷺ. А раз после него пророков нет, то и посланников тем более быть не может. Пророк ﷺ говорил:
1) Миссии посланников и пророков подошли к концу. После меня не будет ни посланника, ни пророка. (Ахмад)
2) Мое место среди пророков подобно тому, как человек возводит дом, завершает его строительство, приводит к красивому виду, пока не остается места для последнего кирпичика, и если кто-нибудь входит и видит это, то восклицает:
– Как прекрасно, но вот только кирпичика не хватает.
Я и есть место для того кирпичика. На мне завершается цепочка пророков (мир и Божье благословение им). (Бухари)
3) Мне были даны шесть преимуществ перед другими пророками:
а. лаконичность речи;
б. помощь страхом;
в. дозволенность трофеев;
г. вся земля как чистое место поклонения;
д. назначение меня посланником ко всем творениям;
е. завершение на мне пророков. (Тирмизи, Ибн Маджа)
Бог в Коране, а также пророк ﷺ в последовательно переданных от него повествованиях сообщали, что не будет пророка после Мухаммада ﷺ, чтобы каждый знал: любой, кто заявляет о своих притязаниях на место пророка после этого, – лжец и шарлатан, находящийся в заблуждении сам и вводящий в заблуждение других, даже если он представит чудеса, всевозможное колдовство, талисманы и чары.
2. Отмена ранее ниспосланных религий
2.1. Багави об отмене прежних религий
Пророк ﷺ говорил:
Клянусь Тем, в чьей руке душа Мухаммада! Любой из этой общины, а также любой иудей, христианин, что, услышав обо мне, не поверит в ниспосланное мне, окажется в аду.
Это достоверный хадис, приводимый в сборнике Муслима.
2.2. Ибн Касир об отмене прежних религий
Бог говорит:
Верующие, а также иудеи, христиане, сабии – все, кто верил в Бога и Последний день и делал добро, получат свою награду у своего Господа. Не будет им ни страха, ни печали. (Коран, 2:62)
Судди сообщал, что данный аят ниспослан в отношении прежних товарищей Салмана Персидского, который рассказал о них пророку ﷺ и сообщил:
– Они молились, постились и верили в тебя, говорили, что ты будешь явлен в качестве пророка.
– Салман, – сказал пророк ﷺ в ответ на восхваления в их адрес, – они попадут в ад.
Это причинило беспокойство Салману, и Бог в итоге ниспослал данный аят. При этом:
а. Вера иудеев – это вера тех, кто придерживался Торы и сунны (кодекса поведения) Моисея (мир ему) до пришествия Иисуса. Но обречены на погибель те, кто после пришествия Иисуса остался на Торе и сунне Моисея, не отказавшись от этого и не последовав за Иисусом.
б. Вера христиан – это вера тех, кто придерживался Евангелия и принципов Иисуса до пришествия Мухаммада ﷺ. Такая вера была действительной и приемлемой. Но обречены на погибель те, кто после этого не последовал за Мухаммадом ﷺ и не оставил сунну Иисуса и Евангелие.
Приведенное выше нисколько не противоречит хадису, в котором говорится, что вслед за аятом «верующие, а также иудеи, христиане, сабии – все, кто верил в Бога и Последний день…» Бог ниспослал следующий аят:
Кто ищет иную религию, а не ислам, от того это никогда не будет принято. На том свете он будет в числе проигравших. (Коран, 3:85)
Ведь хадис лишь подтверждает, что, кем бы ни был человек, ни образ действий, ни поступки не будут приняты от него, если они не согласуются с кодексом Мухаммада ﷺ после того, как он был явлен с ним. Если же говорить о людях, живших до этого, то каждый, кто следовал за пророком своей эпохи, был на верном пути и спасен.
3. Ислам – последняя религия, которую Бог не отменит до конца света
3.1. Ибн Касир об исламе как неизменной религии последней эпохи
Бог сказал:
Сегодня Я довел до совершенства вашу религию для вас, довел до целости Свою милость к вам, Я доволен исламом в качестве вашей религии. (Коран, 5:3)
Имеется в виду: примите же ее, ведь это религия, которую Бог любит и принимает, с которой Он явил лучшего из благородных посланников, и которую Он ниспослал в самой величественной из Своих Книг.
Али ибн Аби Тальха приводил от Ибн Аббаса сообщение о том, что слова «сегодня Я довел до совершенства вашу религию для вас…» подразумевают ислам, тем самым Бог сообщает Своему пророку ﷺ и верующим, что:
а. Он довел до совершенства веру для них, и большего им уже никогда не потребуется;
б. Он довел ее до целости и никогда не убавит ее;
в. Он доволен ею и никогда не выразит недовольства ею.
3.2. Куртуби об исламе как неизменной религии последней эпохи
Возможно, под словами «Я доволен исламом в качестве вашей религии» подразумевалось следующее: Я доволен исламом, которому вы следуете ныне, в качестве религии, которая в совершенстве простоит до конца света, и Я ничто из нее не отменю.
3.3. Мунави о хадисе, который неверно понимают некоторые современные мусульмане
Пророк ﷺ сказал:
Вы находитесь в том времени, когда отказ и от десятой части веленного ведет к погибели. А настанет время, когда практикующий и десятую часть веленного окажется спасен. (Тирмизи)
Разбор хадиса:
Вы
сподвижники пророка
находитесь в том времени
отличающемся безопасностью и величием ислама,
когда отказ и от десятой части веленного
то есть обязанности повелевать добро и запрещать зло (ведь нельзя распространять эти слова на все веления вообще: понятно, что у мусульманина нет оправданий на пренебрежение теми обязанностями, которые возложены на него лично)
ведет к погибели
к катастрофе, ведь исламская религия сейчас сильна, имеет многочисленных помощников, поэтому ваш отказ – упущение, которому ни у кого нет оправданий при таких обстоятельствах.
А настанет время
когда ислам ослабнет, злодеи приумножатся, разврат распространится, количество шарлатанов возрастет, помощников религии станет мало, и у мусульман в результате будет оправдание на отказ от некоторых моментов из-за отсутствия на то сил без небрежности с их стороны,
когда практикующий
из числа людей того времени, в котором будут разврат и тяготы,
и десятую часть веленного окажется спасен
ведь он оказывается вынужден, а Бог не обременяет душу сверх ее возможностей: «Бойтесь Бога по мере своих возможностей». (Коран, 64:16)
Тирмизи приводил данный хадис, назвав его единичным (гариб), а Ибн Джаузи внес его в свою книгу о подделанных хадисах, сообщив, что Насаи назвал его непризнаваемым (мункар), переданным через Нуайма ибн Хаммада, ненадежного пересказчика.
Из книги «Reliance of the Traveller» Нуха Келлера (стр. 846–851)
Словарь
Хатм - полное прочтение Корана от начала до конца
Фетвы
Биографии
Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и муджтахидов, хафиз-хадис, хазрат, имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) был уважаемым муджтахидом, мухаддисом и авторитетно... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →