Помогайте религии Аллаха
Перевод еженедельного выступления муфтия Ибрагима Десаи
نحمده و نصلي على رسوله الكريم أما بعد:
Уважаемые отцы и братья! Времени мало, ночной намаз проходит поздно, поэтому я решил сделать мое выступление очень кратким. После него, инша Аллах, мы прочтем салаваты, зикр и произнесем дуа.
Мне бы хотелось прочесть перед вами два аята из суры «Хашр» из 28-го джуза Корана. Всемогущий Аллах تبارك وتعالى говорит:
لِلْفُقَرَآءِ ٱلْمُهَـٰجِرِينَ ٱلَّذِينَ أُخْرِجُوا۟ مِن دِيَـٰرِهِمْ وَأَمْوَٰلِهِمْ يَبْتَغُونَ فَضْلًا مِّنَ ٱللَّـهِ وَرِضْوَٰنًا وَيَنصُرُونَ ٱللَّـهَ وَرَسُولَهُۥٓ ۚ أُو۟لَـٰٓئِكَ هُمُ ٱلصَّـٰدِقُونَ ﴿﴾ وَٱلَّذِينَ تَبَوَّءُو ٱلدَّارَ وَٱلْإِيمَـٰنَ مِن قَبْلِهِمْ يُحِبُّونَ مَنْ هَاجَرَ إِلَيْهِمْ وَلَا يَجِدُونَ فِى صُدُورِهِمْ حَاجَةً مِّمَّآ أُوتُوا۟ وَيُؤْثِرُونَ عَلَىٰٓ أَنفُسِهِمْ وَلَوْ كَانَ بِهِمْ خَصَاصَةٌ ۚ وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِۦ فَأُو۟لَـٰٓئِكَ هُمُ ٱلْمُفْلِحُونَ
Это 8-й и 9-й аяты суры «Хашр». Предпосылкой ниспослания данных аятов послужило следующее:
На начальном этапе ислама благородный пророк صلى الله عليه وسلم и его сподвижники подвергались гонениям. Благородный пророк صلى الله عليه وسلم выходил к людям, говорил им:
قُولُوا: لا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ تُفْلِحُوا
Скажите: «Ля́ иля́ха иллялла́х» (заявите о единобожии, единственности Всемогущего Аллаха) – и обретете вечный успех!
Вот из-за этого призыва и приглашения благородный пророк صلى الله عليه وسلم и его сподвижники подвергались гонениям. Они хотели свободно практиковать исламскую религию и повиноваться Всемогущему Аллаху, но на начальном этапе ислама окружающие не давали им этого делать. Тогда благородный пророк صلى الله عليه وسلم посоветовал некоторым сподвижникам: кто из них хочет совершить переселение, вполне может так поступить.
Некоторые сподвижники, пожертвовав всем, что у них было в Почитаемой Мекке, переселились в Абиссинию. А некоторые сподвижники мигрировали в Лучезарную Медину.
Столь большие старания и жертвы ради возможности свободно практиковать исламскую религию, были высоко оценены Всемогущим Аллахом تبارك وتعالى. В результате мы видим, что Всемогущий Аллах تبارك وتعالى говорит о них:
لِلْفُقَرَآءِ ٱلْمُهَـٰجِرِينَ ٱلَّذِينَ أُخْرِجُوا۟ مِن دِيَـٰرِهِمْ وَأَمْوَٰلِهِمْ...
…тем бедным мухаджирам, которых изгнали из их земель и лишили имущества. Они покинули Почитаемую Мекку, стремясь угодить Всемогущему Аллаху, стремясь к Его милости, помогая Всемогущему Аллаху (то есть религии Всемогущего Аллаха) и Его пророку. Такие люди являются правдивыми.
В данном аяте Всемогущий Аллах تبارك وتعالى называет мухаджиров فقرآء (бедными людьми). Но если мы посмотрим на список мухаджиров, мы обнаружим немало сподвижников, которые были весьма богаты в Почитаемой Мекке: у них была собственность, очень успешный бизнес. Но, несмотря на это, Всемогущий Аллах تبارك وتعالى называет их فقرآء. Эта бедность сподвижников носила добровольный характер. Они были богаты, жили обеспеченной жизнью, но при всем при этом из стремления к истине они пожертвовали всем и уехали в другие земли. Их имущество прибрали к рукам неверующие из Почитаемой Мекки.
Таким образом, Всемогущий Аллах تبارك وتعالى называет мухаджиров فقرآء: несмотря на свое богатство и обеспеченность, они отбросили все, уехали в другие земли и стали бедными, стремясь угодить Аллаху.
Далее Аллах تبارك وتعالى говорит о них:
Такие люди являются правдивыми.
В следующем аяте, то есть 9-м аяте суры «Хашр», Аллах تبارك وتعالى говорит о другой группе сподвижников:
وَٱلَّذِينَ تَبَوَّءُو ٱلدَّارَ وَٱلْإِيمَـٰنَ مِن قَبْلِهِمْ...
Те люди, что утвердились на земле (то есть в Лучезарной Медине, куда переселились сподвижники) и в вере еще до переселения мухаджиров в Лучезарную Медину, – они любят тех, кто к ним переселился. Во всем, что им было дано, не увидеть нужды в их сердцах. И выдающимся качеством ансаров было то, что они отдавали предпочтение другим, даже если сами нуждались.
وَمَن يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِۦ فَأُو۟لَـٰٓئِكَ هُمُ ٱلْمُفْلِحُونَ
И кто уберегся от собственной жадности, тот успешен.
В этом аяте Аллах تبارك وتعالى говорит об ансарах. То есть в предыдущем аяте Аллах говорит о мухаджирах, а в этом – об ансарах.
Ансары – это те, кто помог мухаджирам, прибывшим к ним в Лучезарную Медину. В одном из хадисов благородный пророк صلى الله عليه وسلم говорит об ансарах: от Бары ибн Азиба رضي الله تعالى عنه передавались слова пророка صلى الله عليه وسلم:
الأَنْصَارُ لا يُحِبُّهُمْ إِلا مُؤْمِنٌ
Лишь верующий будет любить ансаров.
وَلا يُبْغِضُهُمْ إِلا مُنَافِقٌ
А лицемеру они не будут нравиться.
Таким образом, отсюда, из данного хадиса, мы видим, что помощь делу религии, помощь в каком-то моменте религии – это и признак веры, и мотивация для нее.
В другом хадисе господин Анас رضي الله تعالى عنه передавал:
آية الإيمان حب الأنصار
Любовь к ансарам – признак веры.
Еще в одном хадисе, приводимом в сборнике Бухари говорится, что благородный пророк صلى الله عليه وسلم однажды увидел, как женщины и дети из ансаров возвращаются со свадьбы. Благородный пророк صلى الله عليه وسلم встал и трижды сказал:
اللهم أنتم من أحب الناس إلي
О, Аллах! Эти люди (ансары) – самые любимые для меня.
В сборнике Бухари приводится также случай о том, как благородный пророк صلى الله عليه وسلم, распределяя трофеи, раздавал их разным другим людям (не ансарам). Ансары стали говорить: это же мы жертвовали собой, почему же имущество отдают другим? Благородный пророк собрал тогда ансаров и спросил их об этом. Ансары признали, что они действительно говорили такое. Тогда благородный пророк صلى الله عليه وسلم спросил их:
أولا ترضون أن يرجع الناس بالغنائم إلى بيوتهم
Разве не хотите, чтобы все эти люди вернулись домой с материальным богатством…
وَتَرْجِعُونَ بِرَسُولِ اللَّهِ إِلَى بُيُوتِكُمْ
…а вы тем временем вернулись бы домой с посланником Аллаха?
То есть в то время как все идут домой с имуществом, разве не хотят они пойти домой, в Лучезарную Медину, с посланником Аллаха صلى الله عليه وسلم?
В одном из хадисов приводятся слова благородного пророка صلى الله عليه وسلم:
لولا الهجرة لكنت امرأ من الأنصار
Если б не переселение, я бы был человеком из ансаров.
Таким образом, из всех данных хадисов предельно ясна большая ценность ансаров.
Мы не можем быть мухаджирами того времени, ансарами того времени, но мы можем хотя бы стараться быть похожими на них:
а) Даже в нынешние времена мы видим людей, которые переезжают из одного места в другое ради религии. Это тоже является перениманием действий мухаджиров. Мухаджиры тоже переселялись из одного места в другое. И в нынешние времена люди жертвуют удобствами ради религии и тем самым в хорошем смысле подражают им.
б) Мы не можем быть ансарами, но мы можем хотя бы постараться быть похожими на них. Как ансары помогали мухаджирам, мы тоже можем помочь людям, которые прибывают на нашу землю, чтобы угодить Аллаху.
Это большая возможность для нас. Мы видим, что дела ради религии принимают весьма разнообразные формы. Это может, например, касаться мечети:
– администрирование мечети полезно для религии;
– финансовая поддержка мечети тоже полезна религии.
Или это может касаться медресе, исламского учебного заведения. Помощь в администрировании, финансировании или любом вопросе, где требуется помощь и поддержка, – все это считается помощью религии.
Благодаря такой помощи, инша Аллах, человек будет считаться ансаром – тем, кто помогает религии Аллаха تبارك وتعالى.
Один из моих уважаемых учителей давал следующий совет: каждый человек должен взять на себя какую-нибудь религиозную ответственность, за которую не платят, за которую он не обретет славы и известности. То есть вы делаете это лишь в качестве личного дела между вами и Аллахом تبارك وتعالى, чтобы после смерти у вас было что представить Всемогущему Аллаху تبارك وتعالى. Вам не платили за это в земной жизни ни деньгами, ни славой, ни известностью. Не должно получиться так, что вы помогаете религии Аллаха, получаете за это плату в земной жизни в виде славы и известности. Аллах говорит в Коране:
عَامِلَةٌ نَّاصِبَةٌ
Не должно получиться так, что в Судный день мы окажемся в числе тех, кто совершил много дел и пришел чрезвычайно утомленным, но все это принесло ему перед Аллахом абсолютный ноль. Упаси Аллах! Да убережет нас от этого Аллах!
Таким образом, там, где мы можем помочь религии Аллаха, мы должны помогать.
Альхамдулиллях, это большое счастье для нас, что сегодня в мечети присутствует группа мусульман, прибывшая из Кашмира. Среди них, насколько я понимаю, есть алимы, опытные алимы. Они приехали сюда лишь ради того, чтобы оживить религию в нас, них самих и во всем мусульманском обществе. И в нашу ответственность входит оказание им помощи и поддержки.
Мы молим Аллаха تبارك وتعالى дать нам успех, наставление, чтобы мы помогали и поддерживали религию всеми возможными способами. Поэтому Аллах تبارك وتعالى говорит в священном Коране:
إِن تَنصُرُوا اللَّـهَ يَنصُرْكُمْ
Если поможете религии Аллаха, Аллах поможет вам. (Коран, 47:7)
И наибольшая помощь, которую можно получить, – это наличие веры во время смерти. Есть большая надежда, что человек, помогающий религии Аллаха, делу религии, делая это лишь ради довольства Аллаха, встретит смерть будучи верующим. И доводом в пользу этого являются слова Аллаха:
إِن تَنصُرُوا اللَّـهَ يَنصُرْكُمْ وَيُثَبِّتْ أَقْدَامَكُمْ
…и Аллах укрепит ваши стопы. (Коран, 47:7)
А в другом аяте священного Корана Аллах говорит:
يُثَبِّتُ اللَّـهُ الَّذِينَ آمَنُوا بِالْقَوْلِ الثَّابِتِ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَفِي الْآخِرَةِ
Разъяснением данного аята является то, что Аллах укрепит ваши стопы в земной жизни и на том свете, и, как сообщается, в момент смерти вы сможете произнести калиму и отойти в иной мир, будучи верующим. Такова наша настоящая цель: встретить смерть, будучи верующими, и добыть вечный успех.
Да дарует нам Аллах тауфик!
وآخر دعوانا أن الحمد لله رب العالمين
Источник (англ., аудио): daruliftaa.net
Словарь
Фетвы
Биографии
«За последние пять веков исламской истории еще не было ни одной личности, подобной маулане Кашмири» (Мухаммад Икбаль). Разве найдется тот, кто смог бы объяснить превосходст... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →