Употребление мяса в немусульманских странах
Всемогущий Аллах по Своей бесконечной милости назначил определенные животные дозволенными (халяль) для мусульманской общины. Нам нужно выражать благодарность Ему через следование требованиям Корана и Сунны, включая упоминание Его имени во время забоя животного. Всевышний Аллах говорит в Священном Коране:
1) Каждой общине Мы определили ритуал жертвоприношения, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он их наделил. (Коран, 22:34)
2) Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха. Это – преступление. Шайтаны внушают своим друзьям вносить раскол среди вас. Если станете повиноваться им, окажетесь многобожниками. (Коран, 6:121)
3) Произносите же над ними имя Аллаха, когда они стоят рядами. (Коран, 22:36) (подразумеваются верблюды, забой которых происходит стоя и имеет вид «нахр» – быстрый удар в шею, перерезающий четыре сосуда)
4) … и скот, над которым они не произносят имени Аллаха, возводя ложь на Него. (Коран, 6:138)
5) Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, что заколото не ради Аллаха, а также задушенное, забитое, упавшее, забоданное, задранное хищником, если только не успеете должным образом зарезать его… (Коран, 5:3)
Из данных аятов видно следующее:
1) В отличие от обычной пищи, мясо имеет свои особенные правила.
2) Самое важное условие – тасмия (упоминание имени Аллаха) во время забоя. Аяты четко говорят о недозволенности употребления тех животных, перед забоем которых не было тасмии.
3) Не дозволено употребление животных, чья жизнь окончилась не из-за забоя, выполненного по исламским нормам (среди которых – тасмия), а по иным причинам. Такие животные – мертвечина и явно запрещены.
4) Забой, произведенный неверующими и многобожниками, не является дозволенным. Однако из их числа исключаются те Люди Писания, что тоже придерживаются убеждений в отношении тасмии во время забоя.
5) Второй из приведенных аятов называет употребление мяса животного, заколотого без тасмии, термином «фиск», то есть преступлением, ослушанием. Далее аят говорит, что называть употребление такого мяса дозволенным (халяль) – не более чем дьявольское учение для внесения раскола в умму. Аят также предупреждает, что послушание шайтану в этом отношении сродни ширку (приписыванию Аллаху напарников).
В том же ключе второй из приведенных аятов представлял имам Бухари в разделе «Умышленный пропуск тасмии при забое» своего сборника. Об этом писал известный комментатор его труда Ибн Хаджар, отмечая, что цитированием данного аята имам Бухари желает продемонстрировать порицание его использования в качестве оправдания пропуска тасмии посредством выдумывания беспочвенных интерпретаций аята и понимания, противоречащего ясному смыслу. (Аскалани. Фатх Бари. – Изд. Кадими. – Том 9, стр. 778)
Умышленный пропуск тасмии (из беспечности или пренебрежительного отношения)
Правоведы единогласно сошлись на том, что нельзя (харам) употреблять мясо животного, забой которого произведен мусульманином с умышленным пропуском тасмии или пренебрежительным к ней отношением. Имам Шафии придерживался того же мнения. (Джавахир-уль-фикх. – Том 2, стр. 388; на основе: Китаб-уль-умм, Тафсир Мазхари)
Имам Абу Юсуф писал:
Норма в отношении животного, над которым пропущена тасмия, не вопрос иджтихада. Если судья издаст вердикт о дозволенности его продажи, такое решение не будет иметь силы из-за противоречия консенсусу. (Там же. – Стр. 390; Хидоя)
Здесь важно отметить, что приведенный выше разбор в отношении недозволенности касается забойщика-мусульманина. Что уж говорить, если забойщик – немусульманин.
Если мусульманин пропустит тасмию по забывчивости, животное будет дозволено к употреблению в соответствии с мнением всех четырех мазхабов на основании хадиса пророка ﷺ:
Верующий всегда закалывает с именем Аллаха, произносит он его или нет (забывает произнести). (Фатх Бари. – Том 9, стр. 793)
Животные, заколотые современными иудеями и христианами
Еда Людей Писания дозволена вам, а ваша еда дозволена им. (Коран, 5:5)
В отношении слова «еда» Ибн Аббас, Ибн Умама, Муджахид и др. (да будет доволен ими Аллах) говорили, что подразумевается животные, прошедшие забой. В отношении дозволенности данных животных имеется консенсус всех алимов. Ведь у Людей Писания тоже имелось убеждение о запретности забоя не во имя Аллаха, и они тоже называли лишь имя Всевышнего при забое своих животных. (Джавахир-уль-фикх. – Том 2; на основе Ибн Касира)
Причина дозволенности была хорошо разъяснена шейхом Ибн Касиром: поскольку у мусульман и иудеев с христианами того конкретного времени было единообразное убеждение в отношении забоя Аллах позволил употреблять продукт их забоя. Именно на этом основывали вердикты алимы в свое время.
Когда же имелись сомнения в таком единообразии убеждения, многие великие сподвижники (да будет доволен ими Аллах) говорили о запрете.
Если забойщик из числа Людей Писания пропустит тасмию и упомянут иное имя, мясо тогда не подлежит употреблению. Таков вердикт Абу Дарды, Убады ибн Самита и многих сподвижников (да будет доволен ими Аллах). (Джавахир-уль-фикх. – Том 2, стр. 407; на основе Бахр-уль-мухит)
В отношении христианского племени Бану Таглиб приводилось следующее решение господина Али (да будет доволен им Аллах):
Хафиз Ибн Джаузи (милость ему Аллаха) цитировал со своей цепочкой рассказчиков сообщение от Али (да будет доволен им Аллах):
– Не употребляйте животных, забитых христианами из Бану Таглиб, ведь из своей религии они придерживаются лишь распития вина. (Там же. – Стр. 460; на основе: Тафсир Мазхари)
Известно, что большинство нынешних христиан и иудеев более не придерживаются указанного убеждения в отношении забоя. Теперь они спокойно употребляют даже мясо животных, забитых язычниками, многобожниками и атеистами. Они придерживаются христианства в еще меньшей степени, чем Бану Таглиб. Большинство из них лишь формально относятся к христианам и иудеям, а по убеждениям и поступкам атеистичны. На их скотобойнях всюду, где можно, используют машинный забой, нанимают язычников и многобожников из Китая, Кореи и пр. для его совершения.
Вердикт
Основываясь на приведенных правовых фактах, судья Саниулла (милость ему Аллаха), известный правовед своего времени, постановил следующее:
Согласно нашему мнению, верным и приемлемым является первая точка зрения, по которой забой Людьми Писания с умышленным пропуском тасмии и забой каким-то иным именем (не Аллаха) приводят к недозволенности мяса, если указанный факт установлен с достоверностью, или таковой является преобладающая практика среди них. Отсюда легко можно понять запрет (сподвижников) на употребление мяса, забитого христианами-арабами, а также вердикт Али (да будет доволен им Аллах), который, видимо, установил пропуск тасмии ими или упоминание иного имени при забое. Аналогичный вердикт был вынесен и по неарабам-христианам: если они обычно производят забой без тасмии, мясо не подлежит употреблению. Что касается современных христиан, не вызывает сомнений несоответствие их методов требованиям шариатского забоя. Обычно они умерщвляют животных иными методами (машинным забоем и др.). Соответственно, их забой недозволен. (Джавахир-уль-фикх. – Том 2, стр. 411; на основе: Тафсир Мазхари)
Верное понимание хадиса Бухари
Обратимся теперь к хадису из сборника Бухари, который часто цитируют для заявления об отсутствии потребности в тасмии:
От Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что к пророку ﷺ как-то обратились со словами:
– Люди приносят нам мясо, и мы не знаем, произносится ли имя Аллаха или нет.
– Скажите «бисмиллях» и ешьте, – ответил пророк ﷺ.
Как поясняла Аиша (да будет доволен ею Аллах), подразумевались люди, недавно принявшие ислам. (Бухари. Сахих. – Изд. Деобанд. – Том 2, стр. 828)
Очевидно, что забойщики были мусульманами, а не неверующими. Кроме того, в повествовании имама Малика (милость ему Аллаха) в отношении того же хадиса есть добавление: «Это было на заре ислама». (Фатх Бари. – Изд. Кадими. – Том 9, стр. 792)
Считать, что забойщики были немусульманами, равноценно обвинению благородных сподвижников пророка ﷺ в чудовищном грехе употребления мяса животных, забитых многобожниками, что явно запрещено Кораном:
Вам запрещены мертвечина… и то, что заколото не ради Аллаха… (Коран, 5:3)
Настоящий же смысл хадиса, как следует из схожих повествований, состоит в том, что не следует испытывать безосновательных сомнений о мусульманине в отношении пренебрежения им упоминания имени Аллаха при забое.
Это следует из контекста хадиса, ведь ответ пророка ﷺ на вопрос имел вид: «Скажите "бисмиллях" и ешьте», – то есть словно говорится: «Вы должны беспокоиться не об этом, а о том, чтобы употребить (подобающе по Сунне) с произнесением "бисмиллях" перед приемом пищи». (Фатх Бари. – Изд. Кадими. – Том 9, стр. 793)
Хафиз Ибн Абдуль-Барр (милость ему Аллаха) явно подчеркивал данный момент:
Так же и забой мусульман-бедуинов будет дозволенным, поскольку им обычно известно о тасмии… Из данного хадиса видно, что забой мусульманина подлежит употреблению, и его полагают в качестве произнесшего тасмию при забое (даже если человек не знает об этом достоверно), ведь в отношении мусульманина следует испытывать лишь хорошие мысли, если только не будет конкретного доказательства обратному. (Фатх Бари. – Изд. Кадими. – Том 9, стр. 793)
Этот смысл исходит из других сообщений того же самого хадиса:
а) В повествовании Ибн Уяйны, одного из хафизов хадисов, имеется добавление: «…примите их клятвы и ешьте», – то есть поверьте им на слово, что тасмия была указана при забое (и примитесь за пищу без сомнений). (Там же. – Стр. 793)
б) В сообщении Абу Сагида, записанном имамом Табарани, с некоторым различием в формулировках говорится: «…примите их слово, что они произвели действительный забой (и употребляйте без сомнений)». (Там же)
в) В повествовании имам Тахави говорится, что группа сподвижников спросила пророка ﷺ:
– Некоторые бедуины приносят нам мясо, сыр и жир, а мы не знаем, каков их ислам (то есть они – мусульмане, но неизвестно, насколько соблюдают все).
– Проверьте то, что запрещено Аллахом, и воздержитесь от этого. О чем Аллах не сказал, то допущено для вас. Ваш Господь не забывает. Скажите же «бисмиллях» (и ешьте). (Там же)
Шейх Ибн Тин комментировал данный хадис так: если говорить о тасмие при забое, выполняемом другими, о которых им неизвестно, обязанностей на них в данном отношении нет. Забой будет сочтен неверным лишь при наличии доказательства на то. Ни одного мусульманина Аллах не обязал знать о тасмие при забое другим мусульманином, поскольку забой другого мусульманина всегда считается верным (сопровожденным тасмией), если только нет доказательства обратному. (Там же. – Стр. 794)
Этого должно быть достаточно для развеивания сомнений в отношении значения хадиса Бухари.
Важность мусульманского единства в отношении халяль-мяса
Дьявол всегда готов внести раскол, ведь тот неминуемо приведет к крушению мусульманской общины. В своих неустанных попытках он не упустил ни одну сторону жизни. Это коснулось и питания.
Всевышний Аллах предупредил нас о набегах Сатаны в этом отношении, о чем уже говорилось выше. Сатана умен и прекрасно понимает, что, если мусульмане не смогут взаимодействовать друг с другом из-за подозрений в отношении халяля и харама, это внесет долгожданный раскол во всемирное исламское общество. Чтобы противостоять этому, мусульманам нужно набраться мужества и объединиться для решения данной проблемы независимо от цвета кожи и национальности, ведь веления Аллаха универсальны. Благодаря такой солидарности мусульмане ЮАР, хотя и являются меньшинством, составляя всего 3-4 %, значительно продвинулись в разрешении этой проблемы. Пожертвовав немного сил и средств, они смогли установить собственные скотобойни в различных частях страны.
Если мусульмане других стран, которые, хвала Аллаху, становятся объемным сообществом, показали бы такое единство и объединились, можно было бы с уверенностью заявить, что проблема решилась бы с незначительными трудностями. В завершение давайте задумаемся над словами пророка ﷺ:
Дозволенное ясно, и запретное ясно. А между ними – сомнительное. О нем многие несведущи. Кто впадет в него, впадет в запретное подобно тому, как пастух, занимающийся выпасом у границы заповедника, вскоре нарушит ее. Остерегитесь! У каждого царя есть заповедник. А заповедник Аллаха – Его запреты. Обратите внимание! В теле есть кусочек плоти, при исправленности которого исправляется все тело, а при порче портится все тело. Это – сердце. (Навави. Арбаин)
Муфтий Ибрагим Десаи
Источник (англ.): Askimam.org

Словарь
Хусайн - внук Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям), сын Али ибн Аби Талиба и Фатимы (радиаллаху анхум)
Фетвы
Биографии
Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и муджтахидов, хафиз-хадис, хазрат, имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) был уважаемым муджтахидом, мухаддисом и авторитетно... Подробнее →
Книги

190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →