Сущность суфизма
Записано Абдурауфом Суфи (Великобритания) переданное от шейха Масих-уль-уммат (милость ему Аллаха) за месяц до его смерти.
Шейх Масих-уль-уммат (милость ему Аллаха) сказал: «У меня нет сил, даже чтобы пошевелить языком, я очень слаб. Мне очень трудно говорить, но я кое-что скажу.
Слушай внимательно. Продолжай совершать благие деяния с непреклонностью и постоянством, придерживаясь при этом хусн-хульк (красоты нрава) и хусн-калам (красоты речи). Продолжай совершать молитвы, поститься, придерживаясь при этом Сунны и мустахабов (в соответствии со здоровьем и обстоятельствами). Продолжай совершать зикр и читать Коран в соответствии с (располагаемым) свободным временем и обстоятельствами.
Продолжай читать (религиозные книги). Следует изучать книги «Шариат и тарикат» хазрата Танви (милость ему Аллаха) и «Таблиг-дин» («Аль-арбаин») имама Газали (милость ему Аллаха). Хазрат Танви (милость ему Аллаха) просил алимов читать эти книги и подчеркивал необходимость придерживаться данных трудов.
Кроме того, также изучай «Байан-уль-Коран» (тафсир хазрата Танви, милость ему Аллаха). Держись подальше от грехов и сомнительного, как указано в хадисе сборника «Сахих» Бухари:
Халяль очевиден, и харам очевиден, а между ними находится сомнительное.
Держаться подальше от сомнительного – это таква.
Хусн-калам означает говорить вежливо и негромко, а хусн-хульк означает наличие у человека хильма, то есть, когда что-то (противоречащее его натуре и темпераменту) происходит с ним, необходимо дать этому пройти мимо (справиться с этим) посредством хусн-калам в соответствии с тем, что Совершенный и Всевышний Аллах говорит в Коране:
Услышав праздные речи, они отворачиваются от них.
Не говори такие слова и не находись в таких местах, которые могут стать для людей источником обвинений против тебя. Смысл хадиса не в том, чтобы избегать обвинений, а в том, чтобы избегать мест и разговоров, которые их порождают.
Хазрат Танви (милость ему Аллаха) говорил о наличии двух слов: «дехан» (концентрация) и «дун» (одержимость). Дехан означает постоянную сосредоточенность на Совершенном и Всевышнем Аллахе, а дун – одержимость исправлением нафса (тазкия-нафс). Это два очень удивительных состояния, продолжай придерживаться их и держись подальше от того, что касается других (а не тебя).
Необходимо совершать много зикра таким образом, чтобы язык был занят зикром, в то время как сердце было занято благодарением Совершенного и Всевышнего Аллаха за тауфик языка на совершение данного зикра. Веди свои дела безупречно.
Это то, что я говорю в качестве васията (прощального наставления), хотя у меня уже не осталось сил, и только благодаря Милости Совершенного и Всевышнего Аллаха я смог оставить этот васият».
На следующий день после фаджра шейх (милость ему Аллаха) повторно подчеркнул необходимость продолжать совершать благие поступки (с непреклонностью), придерживаясь при этом хусн-калам и хусн-хульк.
«Если ты встречаешь нечто, противоречащее твоему характеру и темпераменту, тогда используй хусн-калам и хусн-хульк, либо молчи».
После этого хазрат (рахматуллахи алейхи) сказал: «Хусн-Хульк поистине велик.
Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) однажды обратился к сахабам:
– Не поведать ли мне вам о том, что лучше того, чтобы молиться (всю ночь) и поститься (днем) в течение целого года?
– Что же это, Посланник Аллаха? – спросили сахабы.
– Хусн-хульк. Он поистине велик, – сказал пророк (салляллаху алейхи уа саллям) и добавил: –Не рассказать ли мне вам о том, что больше этого?
Сахабы задумались: что же может быть еще больше этого? Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) ответил:
– Обращаться со своей женой с добротой, потому что зачастую (в отношениях с женой) сталкиваешься с тем, что противоречит твоему характеру и темпераменту.
Подобным же образом, необходимо обращаться с хусн-хульк ко всем нашим родственникам, друзьям и даже врагам.
Таким образом, необходимо постоянно совершать благие поступки с любовью и рвением, используя хусн-хульк и хусн-калам; держаться подальше от порочных поступков, испытывая ненависть к ним в своем сердце; занимать свой язык совершением зикра, а сердце – шукром (благодарением Совершенного и Всевышнего Аллаха). Одержимость совершением тазкия-нафс и ислахом (исправлением нафса), а также дехан (сосредоточенность) на Совершенном и Всевышнем Аллахе являются кратким изложением тасаввуфа (суфизма), его сущностью.
– Продолжай придерживаться их, – вот что мне сказал мой муршид, хазрат Танви (милость ему Аллаха)».
Источник (англ.): Central-Mosque.com
Словарь
Хизмат - служба, оказание помощи другим людям
Фетвы
Биографии
Жизнь саиды Аиши (радиаллаху анха) – наглядное доказательство тому, что женщина может быть намного более эрудированной, чем мужчины и что она может стать учителем ученых и ... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →