Сущность суфизма
Записано Абдурауфом Суфи (Великобритания) переданное от шейха Масих-уль-уммат (милость ему Аллаха) за месяц до его смерти.
Шейх Масих-уль-уммат (милость ему Аллаха) сказал: «У меня нет сил, даже чтобы пошевелить языком, я очень слаб. Мне очень трудно говорить, но я кое-что скажу.
Слушай внимательно. Продолжай совершать благие деяния с непреклонностью и постоянством, придерживаясь при этом хусн-хульк (красоты нрава) и хусн-калам (красоты речи). Продолжай совершать молитвы, поститься, придерживаясь при этом Сунны и мустахабов (в соответствии со здоровьем и обстоятельствами). Продолжай совершать зикр и читать Коран в соответствии с (располагаемым) свободным временем и обстоятельствами.
Продолжай читать (религиозные книги). Следует изучать книги «Шариат и тарикат» хазрата Танви (милость ему Аллаха) и «Таблиг-дин» («Аль-арбаин») имама Газали (милость ему Аллаха). Хазрат Танви (милость ему Аллаха) просил алимов читать эти книги и подчеркивал необходимость придерживаться данных трудов.
Кроме того, также изучай «Байан-уль-Коран» (тафсир хазрата Танви, милость ему Аллаха). Держись подальше от грехов и сомнительного, как указано в хадисе сборника «Сахих» Бухари:
Халяль очевиден, и харам очевиден, а между ними находится сомнительное.
Держаться подальше от сомнительного – это таква.
Хусн-калам означает говорить вежливо и негромко, а хусн-хульк означает наличие у человека хильма, то есть, когда что-то (противоречащее его натуре и темпераменту) происходит с ним, необходимо дать этому пройти мимо (справиться с этим) посредством хусн-калам в соответствии с тем, что Совершенный и Всевышний Аллах говорит в Коране:
Услышав праздные речи, они отворачиваются от них.
Не говори такие слова и не находись в таких местах, которые могут стать для людей источником обвинений против тебя. Смысл хадиса не в том, чтобы избегать обвинений, а в том, чтобы избегать мест и разговоров, которые их порождают.
Хазрат Танви (милость ему Аллаха) говорил о наличии двух слов: «дехан» (концентрация) и «дун» (одержимость). Дехан означает постоянную сосредоточенность на Совершенном и Всевышнем Аллахе, а дун – одержимость исправлением нафса (тазкия-нафс). Это два очень удивительных состояния, продолжай придерживаться их и держись подальше от того, что касается других (а не тебя).
Необходимо совершать много зикра таким образом, чтобы язык был занят зикром, в то время как сердце было занято благодарением Совершенного и Всевышнего Аллаха за тауфик языка на совершение данного зикра. Веди свои дела безупречно.
Это то, что я говорю в качестве васията (прощального наставления), хотя у меня уже не осталось сил, и только благодаря Милости Совершенного и Всевышнего Аллаха я смог оставить этот васият».
На следующий день после фаджра шейх (милость ему Аллаха) повторно подчеркнул необходимость продолжать совершать благие поступки (с непреклонностью), придерживаясь при этом хусн-калам и хусн-хульк.
«Если ты встречаешь нечто, противоречащее твоему характеру и темпераменту, тогда используй хусн-калам и хусн-хульк, либо молчи».
После этого хазрат (рахматуллахи алейхи) сказал: «Хусн-Хульк поистине велик.
Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) однажды обратился к сахабам:
– Не поведать ли мне вам о том, что лучше того, чтобы молиться (всю ночь) и поститься (днем) в течение целого года?
– Что же это, Посланник Аллаха? – спросили сахабы.
– Хусн-хульк. Он поистине велик, – сказал пророк (салляллаху алейхи уа саллям) и добавил: –Не рассказать ли мне вам о том, что больше этого?
Сахабы задумались: что же может быть еще больше этого? Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) ответил:
– Обращаться со своей женой с добротой, потому что зачастую (в отношениях с женой) сталкиваешься с тем, что противоречит твоему характеру и темпераменту.
Подобным же образом, необходимо обращаться с хусн-хульк ко всем нашим родственникам, друзьям и даже врагам.
Таким образом, необходимо постоянно совершать благие поступки с любовью и рвением, используя хусн-хульк и хусн-калам; держаться подальше от порочных поступков, испытывая ненависть к ним в своем сердце; занимать свой язык совершением зикра, а сердце – шукром (благодарением Совершенного и Всевышнего Аллаха). Одержимость совершением тазкия-нафс и ислахом (исправлением нафса), а также дехан (сосредоточенность) на Совершенном и Всевышнем Аллахе являются кратким изложением тасаввуфа (суфизма), его сущностью.
– Продолжай придерживаться их, – вот что мне сказал мой муршид, хазрат Танви (милость ему Аллаха)».
Источник (англ.): Central-Mosque.com
Словарь
Уммуль-Му'минин - «мать правоверных», почетный эпитет жен Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям)
Фетвы
Биографии
Саида Фатима (радый Аллаху анха) родилась, когда нашему Пророку (салляллаху алейхи уа саллям) был 41 год, т.е. через год после получения им пророческой миссии. Неко... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →