Мужчины и женщины: справедливость, а не равенство
Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веря в Аллаха. (Коран, 3:110)
Перед мусульманами стоит задача быть свидетелями Правды для всего человечества и отстаивать то, что является правильным. Это логическое следствие веры человека и его любви к человечеству. Если вы знаете, что есть верный путь, ведущий к вечному успеху, и что все иные пути ведут к ровно противоположному, естественным будет дать знать другим об этом. Но это нужно также и для своей собственной защиты. Ведь мы живем в мире, где мысли и действия каждого влияют на других. Когда люди прекращают призывать других к верному пути, они сами становятся мишенью для призывов от других людей к иным путям.
Последствия коллективного отказа от ответственности в этой области мы можем сегодня видеть повсюду вокруг нас. Получившая в последнее время мощный импульс кампания, запущенная по всему миру во имя прав женщин и равенства полов, – один из примеров этого.
Равенство – броский и хитрый девиз. Но что же в действительности означает равенство? В математике, если две переменные равны, они могут быть заменены друг на друга без какого бы то ни было влияния на результат. Если мужчины и женщины равны таким же образом, тогда женщина может делать все, что может мужчина, и наоборот. Вы можете заменить мужчину на женщину и женщину на мужчину повсюду. Соответственно женщина может быть дальнобойщиком, шахтером, охранником в тюрьме и т. д. Аналогично, мужчина может стать мистером Мамой, заменив матерей в уходе за детьми.
То, что такое математическое равенство абсурдно, очевидно для каждого, кто знает биологические и психологические различия между мужчинами и женщинами. Однако именно это и есть то направление, которое слепо приняла кампания по так называемому «равенству полов». Она пытается заменить дополняющие друг друга взаимоотношения между мужчинами и женщинами конкурирующими отношениями. Последствием этого может стать только социальное потрясение беспрецедентного масштаба.
Некоторые люди в обществах, где веками отказывались признавать женщин как людей или предоставлять им какие бы то ни было права, бросились из одной крайности в другую. Ислам не имеет ничего общего с такой бессмыслицей. Когда у женщин не было в мире никаких прав, ислам заявлял:
И женщины имеют права подобно тому, чем они обязаны… (Коран, 2:228)
В этом аяте слово «подобно» использовано для подтверждения того, что женщинам даны права точно так же, как и мужчинам, и в то же самое время слово «подобно» указывает, что права мужчин и женщин не являются абсолютно одинаковыми. Они будут различаться, так как мужчины и женщины обладают различными физическими и психологическими особенностями. И мужчины, и женщины равны в своей человечности, в своей ответственности перед Аллахом, в их ответственности по исполнению предписанных задач и будут оценены на основе их исполнения. Но предписанные задачи не являются одинаковыми. Мужчинам и женщинам даны их Создателем различные возможности, а также разные обязанности на основе данных возможностей. Это различие не является ошибкой, которую нужно исправить. Это единственно возможная основа для построения здорового и процветающего общества. Ислам освобождает женщину от современной тирании по превращению в мужчину для достижения чувства самоуважения и успешности.
Если бы мусульмане смогли выполнить свою задачу, они бы просили об универсальных правах для женщины, данных исламом и обычно игнорируемых в современном мире. Основываясь на данном рассуждении по этому предмету, а также на нынешнем удручающем положении в данной области, это стало бы достаточно революционным (и освобождающим) событием. Исламская универсальная декларация прав женщин включала бы следующее:
1. Мужчинам и женщинам было даровано высокое положение их Создателем, но темные и аморальные силы атаковали его разными способами. Наиболее распространенная форма данной атаки на женщин – порнография. Порнография – это оскорбление уважению и чести женщин и создает атмосферу, когда становятся возможными другие преступления против них. Во многих странах это стало «производственной отраслью» – и они экспортируют эту грязь во все части света. Новые технологии, особенно Интернет, стали способами выбора поставщиков грязи, представляя серьезную угрозу морали повсюду. Порнография должна быть осуждена и вся торговля порнографией полностью запрещена так же, как запрещены опасные наркотики.
2. Проституция должна быть признана презренной эксплуатацией женщин. Ни один из тех, кто оправдывает ее, не может быть серьезно воспринят в своих заявлениях об уважении прав женщин.
3. Обеспечение семьи – обязанность мужа. Ислам освободил женщин от этой обязанности, поэтому она может уделять время заботе о своем доме. Все попытки выхватить эту свободу и экономическую безопасность у женщин и заставить их превратиться в рабочую силу должны быть отвергнуты.
4. Создание домашнего уюта – очень почетное занятие и серьезная ответственность. Это основа, на которой может быть построено здоровое общество. Общество, не уважающее работу по дому, теряет тех, кто заботится о нем, и получает в результате разрушенные семьи, что мы можем наблюдать в настоящий момент во многих уголках мира. Необходимо признать, что тенденция по умалению значимости домашних забот – антисемейная и антиобщественная, и ей необходимо противодействовать…
5. Правом мусульманки является ношение скромной одежды, надевание хиджаба и отказ от выставления напоказ. Это право должно быть универсально принято, и любая попытка по ограничению этого права должна быть признана тем, чем она в действительности является, – религиозной дискриминацией и (или) преследованием.
6. Единственно возможная форма для семьи – создание союза между мужчиной и женщиной, как предписано всеми божественными религиями. Любая другая форма не только аморальна, но и представляет серьезную угрозу человечеству.
7. Необходимо защищать семьи от внешнего вторжения, особенно от вторжения государства настолько, насколько это возможно. Это также включает вторжение «во имя помощи».
Для разрешения семейных споров, ислам предлагает трехступенчатую процедуру:
а) разрешите конфликт внутри семьи;
б) разрешите его внутри семьи с привлечением старших родственников со стороны мужа и жены;
в) как последнее прибежище – разрешение конфликта через суд.
В этом подходе заключена большая мудрость. Господин Умар (да будет доволен им Аллах) сказал в своем распоряжении к судьям:
Адресуйте семейные споры самим семьям (чтобы они могли решить их внутри семьи с помощью старших родственников), ведь вердикты судьи порождают ненависть и злобу.
Игнорирование данной схемы может нанести семьям только вред там, где этот новый план должен бы был помочь.
Ислам не допускает никакого слепого равенства полов, ведь плохие женщины не могут сравниться с хорошими женщинами, а плохие мужчины не могут превосходить хороших женщин.
Халид Байг
Источник (англ.): albalagh.net
Словарь
Фетвы
Биографии
Жизнь саиды Аиши (радиаллаху анха) – наглядное доказательство тому, что женщина может быть намного более эрудированной, чем мужчины и что она может стать учителем ученых и ... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →