Сеть Дьявола
Статья Саида Икбаля Захира (журнал «Young Muslim Digest»)
Игры из Сети
Это произошло в России. В Краснодарском крае 14-летний подросток целую неделю просиживал за компьютерными играми, пока родители не забрали у него клавиатуру, чтобы он, наконец, занялся уроками. А когда мама с папой заснули, подросток, вооружившись кувалдой, прокрался к отцу и в несколько ударов убил его – того человека, который не только породил его, но и обеспечивал, заботился о нем, когда тот был маленьким. Далее подросток, угрожая уже матери, забирает у нее клавиатуру и, как ни в чем не бывало, продолжает играть.
Когда об этом событии сообщили в мусульманских странах, зрители не были ошеломлены. Подобное сейчас происходит повсюду. А иные подростки на эту новость реагируют не шоком, а возгласом: «Круто!»
Откуда же пришли эти игры? На смену простым играм на дисках пришли увлекающие игры из Интернета, из Сети. Очень многие из них цепляют не только детей, но и взрослых.
Сеть как гигантский базар
Что же такое Сеть? Ее можно сравнить с огромным базаром, на котором миллиард торговых лотков продает разные, большей частью электронные, товары. Практическая любая мыслимая идея, будь она серьезной или абсурдной, так или иначе представлена на тысячах сайтах в том или ином электронном виде: фильме, рассказе, беседе, картинках, мультфильмах, статистике, советах, руководствах, бизнес-возможностях, историях, стихах, шутках, сплетнях, поговорках, порноматериалах, шарлатанской философии, атеистических принципах, адресах Фейсбука… иными словами, информации всех видов.
К 2014 году было около миллиарда активных сайтов. Подумать только: в 1991 году появляется первый сайт, а в 2014 их уже миллиард! Это настоящий рекорд роста за всю историю человечества, какое бы событие мы ни взяли. Причем рост продолжается: практически каждый год ставит новый рекорд.
Это электронный базар, причем базар уникальный в своем роде.
В Сети не так много полезных сайтов. Они исчисляются не сотнями миллионов, а лишь тысячами. Словно иголки в стогу сена. Они посвящены науке, литературе, истории, культуре и т. д. И их посещает не так много людей. Подавляющее большинство посещают Сеть ради материалов, достойных лишь мусорной корзины. А по-настоящему получают пользу от Сети лишь доли процента. Они загружают исследовательскую информацию и продолжают обновлять ее ради пользы других исследователей, а также обычных пользователей. Таких энтузиастов не так уж и много. Немного и тех, кто извлекает пользу из их стараний.
Исламские сайты
Исключением также являются и те немногие исламские сайты, которые запущены известными алимами и организациями. Несмотря на те уважаемые имена, которые стоят за такими сайтами, очень немногие пользователи посещают их на ежедневной основе. Зачастую речь идет не о тысячах, а лишь о десятках постоянных ежедневных читателей.
Подавляющее большинство исламских сайтов, по большому счету, сложно назвать исламскими. Первый вопрос: кто управляет ими? Известно, что самый первый сайт об исламе был создан иудеями. Есть и христианские сайты об исламе. На одном из них из 36-томного собрания фетв Ибн Таймии была выужена ровно одна фраза: «Если мусульманин не молится, его можно убить». Вырывание из контекста стало чуть ли не нормой.
На этом «сетевом» базаре хорошие мусульманские сайты – словно лоточники, стоящие где-то в углу, вдали от ярких вывесок, модной роскоши и броских лозунгов. Поэтому до них сложно добраться. Как найти их среди миллиарда сайтов? Введите в поиске «ислам» – и вы обнаружите тысячи сайтов для обозрения. Более половины окажутся неактивными. И кому из тысяч оставшихся верить? Если вы не знаете сайт по имени, до него не добраться. Остается полагаться на слова людей.
Соответственно, сайты практически не могут показать, что у них имеется действительно достоверная информация, и привлечь к ней людей. Каждый раз горячие сторонники Сети говорят: «Вы можете достигнуть миллионов». Ключевое здесь слово – «можете». Не достигнете, а лишь можете в теории достигнуть. Миллионов достигают сайты, посвященные спорту, развлечениям, знаменитостям, туризму, кинозвездам, музыкантам, порноматериалам и т. д. Их да, посещают миллионы.
Исламские сайты также сталкиваются с еще одной трудностью: пользователи не хотят им платить. Читателям нужны только бесплатные материалы. Известно, что бесплатному при этом не особенно и доверяют. К нему зачастую относятся безо всякого уважения. Многие годы христиане бесплатно распространяли Библию и при этом не добывали ни читателей, ни новообращенных. Миллионы экземпляров бесплатно оставляли в гостиничных номерах по всему миру, а их годами никто и не открывал. Тот факт, что читатели-мусульмане не желают платить за исламские материалы, прямо говорит нам, что они им не нужны. Зачастую принцип таков: «Бесплатно? Ну, давайте. Платно? Не, меня и так все устраивает».
Даже если предлагать материалы бесплатно, все равно, как правило, лишь любопытство приводит читателя к посещению сайта. Желания узнать истину и следовать ей нет. Более того, люди зачастую ищут не истину, а ложь. Например, кому-то немножко не нравится то или иное исламское правило: ему сообщили, что определенный поступок исламом запрещается. «Хорошо», – говорит он и начинает в Сети поиски, пока не обнаружит сайт под управлением какого-нибудь «доброго самаритянина», который заверяет посетителей, что этот поступок вполне допустим. Вот этому мнению человек и начинает следовать, напрочь забывая о ранее полученной достоверной фетве.
Есть и другие причины, по которым мусульманам не следует выкладывать в Сеть материалы об исламе, за исключением тех, что являются серьезными, достоверными работами и т. д. Другие материалы, как правило, не обучают людей. Они лишь информируют, да и то не всегда. Иной раз даже информационной ценности они не представляют.
Секты
Самые привлекательные и броские сайты об исламе принадлежат сектам, причем суть их послания не видна с первого взгляда. Они отравляют человека малыми дозами.
Модернисты и «евроислам»
Есть также сайты, которые фактически посвящены ненависти. Они создают ненависть к обычным мусульманам, искренне набожным и следующим классическому исламу, который из века в век практиковался верующими. Современные сетевые «самаритяне» издеваются над ними и их набожностью, принижают их интеллектуальный уровень. Таких «самаритян» тысячи. Они зазывают к себе каждого прохожего. Что же они собой представляют? Злые, надменные, малообразованные, молодые выскочки, жаждущие внимания и славы. На них повлияли современные веяния вседозволенности, и этот «модернизм» теперь они хотят посеять среди мусульман. Они не знают эталонного языка ислама, того языка рая, который Аллах выбрал для обращения к людям. Да и арабов они зачастую ненавидят. Они сокрушаются по тому поводу, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) явился в арабском народе. Куда счастливее были бы они, будь он из «двух больших селений» – Америки и Европы. (См. Коран, 43:31)
Они и есть «пятая колонна», стремящаяся убрать основополагающие принципы из фундамента ислама, чтобы, в конечном счете, перевернуть его вверх тормашками. Слово «шариат» вызывает у них аллергию, но свою нелюбовь к исламским принципам они скрывают, внешне выступая с заявлениями против «клериканства» («диктата мулл», как они говорят). Но на деле под «диктатом мулл» понимаются те исламские принципы, которые отстаиваются алимами и имамами, – те принципы, на которых ислам стоял веками.
Модернисты – это не те люди, которые основывают исламские медресе, заботятся о сиротах, открывают медицинские центры для неимущих. Нет, ничего этого они не делают. Но при этом громогласно заявляют о «новом исламе» без его столпов. Их шейх – это «шейх Гугл».
Электронное чтение
Если говорить о чтении электронных версий – онлайн или скачанных, – то книге на экране не передать того, что дает книга в печатном виде. Читая бумажную книгу, человек делает пометки карандашом, подчеркивает интересные цитаты, отмечает страницы, к которым хочет вернуться для более подробного рассмотрения. Не велика потеря, если нет под рукой карандаша: человек помнит, где примерно находится нужная ему информация, скажем, где-то в начале книги на левой странице посередке. И такое возвращение к материалу носит обучающий характер. Он также может мгновенно вернуться ко всем своим пометкам. Можно также, заглянув в словарь, указать на полях значение того или иного слова. Понятно, что, располагая книгой, читатель может неоднократно обращаться к ней. Он может отнести ее кому-нибудь, чтобы тот помог ему разобраться с неясными моментами. Можно читать ее повсюду, особенно в транспорте.
С электронной версией – несколько иначе. Если говорить о ноутбуке или компьютере, то их не так просто открыть-закрыть, как обычную книгу. Кроме того, у гаджетов всегда может закончиться батарея. Чтение с экрана быстро утомляет глаза. Сложно также вспомнить интересные области, поскольку электронная версия не имеет вещественной основы. Планшеты и ноутбуки, конечно, предоставляют возможности для пометок, но гаджеты, программы к ним и электронные книги дороги. Любитель Сети тут же скажет вам, что они есть у каждого студента. Но он не скажет вам, что почти 90 % населения Земли не могут себе их позволить. Он также не скажет вам, что вот уже около десятилетия наблюдается тенденция снижения IQ, и одной из возможных причин этому называют Сеть.
Программы, которые зачастую весьма дороги, не сравнятся с обычным карандашом. Они, как правило, не позволяют делать пометок на полях. И, по неустановленным пока причинам, содержание электронной книги вспомнить сложнее, чем бумажной. Память об электронном содержимом весьма размыта. Печатные же книги, похоже, оставляют четкий отпечаток в памяти. Действительно, кажется, что смысловой поток прерывается, когда вы перелистываете страницу на экране. Многие люди жалуются, что не могут вспомнить, о чем говорилось на предыдущей страничке экрана.
Найти нужную книгу на полке проще, чем на компьютере. Если вы забыли название, поиск электронной книги становится почти невозможным, а на полке вы все равно найдете нужное: синеватая книга в мягкой обложке, страниц эдак 300, на каждой книге вы задерживаетесь какие-то мгновения – и вот вы уже нашли нужное (если, конечно, до этого, увидев другую книгу, о которой вы и не думали, вспомните, что она давно вам была нужна). А с электронной книгой все, что можно в этом случае вспомнить: книга в PDF-формате, которая не отображалась нормально при масштабе 1:1. Попробуй такую найди. Еще одна проблема: потеря всей электронной библиотеки в случае форматирования или повреждения диска. Считанные секунды – и многолетние труды пропали даром.
Нужно отметить, что автор этих строк получает огромную пользу от электронных книг из Сети, используя для этого самые современные гаджеты, и я искренне благодарен человечеству за такую возможность. Но при этом чтение в Сети – это отнюдь не то, к чему я бы призывал людей. Пользы от этого в подавляющем большинстве случаев нет. Конечно, есть исключения в виде некоторых онлайн-курсов, которые, впрочем, посещаются очень немногими.
Источник невежества
Сеть также является источником невежества. Посетители исламских лекций, люди, обучавшиеся в мечети, те, кто имел контакт с алимами, и читатели исламских газет и журналов теперь предпочитают обучаться религии через Сеть. И результат зачастую ужасен. Они попадают в лапы «самаритян», которые вбивают в их головы совершеннейший мусор. Люди перестают собираться для обучения в мечетях и вместо этого общаются с грешниками. Современное чтение исламской литературы по Сети можно сравнить с прослушиванием Корана в компании полуодетых девиц. Доброе дело смешивается с пороком, и хороших результатов уже не видно, отсутствует тот дух, та аура, что присутствовала ранее.
Исламские периодические издания, утратившие читателей, большинство из которых сделали свой выбор в пользу Сети, одно за другим прекращают свое существование. И это больно и обидно. Пусть осталось всего несколько сотен читателей, но публикацию продолжить все равно стоило. Пусть будет меньше страниц, меньше тем, но они должны поднимать качество своих статей. В свое время имам Раббани возродил ислам посредством всего лишь навсего рукописных писем, отправленных им чиновникам и правителям Могольской империи, а также различным шейхам и, порой, собственным ученикам, хотя в то время и печатного станка даже не было. Эти письма вручную переписывались и достигли Кашмира, Лахора, Кабула, Ташкента, Бухары, Ирака, Сирии, Египта, Мекки и Медины. Всего было около 600 писем, некоторые из которых он записывал с кандалами на ногах, и большинство из них занимало меньше страницы. Но, снабженные изумительными качествами, они помогли (конечно, после помощи Аллаха) восстановить незамутненное единобожие (таухид) в сердцах миллионов людей. Они возродили также Сунну, изучение хадисов. И когда поддерживающие его алимы заняли центральное место в мусульманском мире, им удалось прогнать многих псевдосуфиев и псевдоалимов.
Сетевой базар
Обычные современные базары не сравнятся по своему злу с «сетевым» базаром.
Во-первых, размер. Даже очень крупные рынки, включают, самое большее, тысячи магазинов. В Сети их миллиард.
Во-вторых, мобильность. На посещение нескольких наземных магазинов у вас могут уйти часы, в Сети достаточно считанных секунд.
В-третьих, проходя через базар, вы волей-неволей встречаете полураздетых женщин. В Сети вас сопровождают еще более раздетые девицы, которые окружают вас повсюду, не отпуская практически ни на минуту. Вам не нужно их звать – они приходят сами без всякого спроса. Чтобы избавиться от них, приходится предпринимать особые усилия.
В-четвертых, на обычных базарах продажные женщины и их «агенты» встречаются отнюдь не всюду, а лишь в определенном закоулке – «гнезде порока». Сеть же переполнена этими гнездами. Буквально на каждом углу можно встретить их вывески.
Сетевой базар знаменит своими продажами порноматериалов. Мировой оборот порноиндустрии составляет около 96 миллиардов долларов. Немалая часть этих средств добывается через Сеть. И это лишь то, что понимается под данным термином. Полураздетость, проходящая красной нитью практически через всю Сеть, в эти цифры не входит. В Интернете 420 миллионов порностраниц. Их клиенты ежедневно вбивают в поиске 68 миллионов запросов на эту тему. (Крис Хеджес, ICH) И это не считая ресурсов, посвященных однополым связям, которые рекламируются миллионами, поскольку считаются вполне законными.
Мы также видим, что в соцсетях, которые охватывают уже миллиарды людей, тон задают вольнодумцы с атеистическими настроениями. Эти сайты способствуют отрыву молодежи от их старших родственников. Целое море теперь разделяет отца и сына, мать и дочь. Для юноши, пристрастившегося к Сети, который не ведет больше разговоров с отцом, как и для девушки, так же поступающей со своей мамой, имеется причина – от этих связей их оторвала дьявольская культура, распространяющаяся через соцсети, в союзе со смартфоном, покорным слугой Сети.
Да, это базар. И гнездо Дьявола. Пророк говорил:
Люди! Не входите на базар первыми. И не уходите оттуда последними. Это место, где Шайтан располагает свой пост. Это место, где он проводит свои сражения.
Другое повествование добавляет:
Это место, где Шайтан откладывает яйца. Это место, где выводятся его птенцы.
Понимание природы Сети помогает нам понять, почему так много людей сходят с ума по Интернету. Шайтан идет вместе с ними по мере их продвижения в Сети. Пророк говорил:
Я узнал, что, когда человек направляется в мечеть, его сопровождает ангел, остающийся с ним до его возвращения домой. И я узнал, что Шайтан сопровождает человека, направляющегося на базар, и остается с ним, пока тот не вернется домой.
И хорошо бы нам при этом помнить, что пророк говорил о весьма цивилизованных базарах своего времени.
Источник (англ.): Young Muslim Digest

Словарь
Аят-уль-Курси - 255-ый аят второй суры Корана
Фетвы
- Можно ли продавать туры с посещением церквей?
- Разрешено ли покидать Мину после захода солнца на 13-й день зуль-хиджи?
- Дозволено ли совершать праздничный намаз дома?
- Какие блюда для ифтара и сухура можно приготовить в соответствии с сунной?
- Являются ли натуральные и искусственные ароматизаторы ванили халяльными?
Биографии
Знания и элементы духовности, оставленные муршидом-алямом, хазратом, мауланой, пиром (шейхом) Гулямом Хабибом Накшбанди (рахматуллахи алейхи).Самым высоким статусом... Подробнее →
Книги

190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →