Свобода слова?
Недавняя вызывающая выходка на Фейсбуке вновь подняла старые вопросы: должны ли мусульмане реагировать на это? как они должны реагировать? какое место они занимают в этом конфликте?
СМИ осветили возникшую проблему как столкновение двух противоборствующих сторон. Одна сторона отстаивает свободу слова. Вторая же стремиться ее ограничить. Само собой разумеется, первые, по мнению СМИ, образованы и добродетельны, а другие – пережиток средневековья. Иными словами, все преподносится как столкновение между цивилизованным и цивилизующим Западом с одно стороны и Исламом, который просто отказывается становиться цивилизованным, с другой.
Как только вы соглашаетесь с таким подходом, ход ваших дальнейших мыслей становится предсказуем.
– Вы за свободу слова или нет?
Вопрос с подвохом, пытающийся убедить в том, что существуют только 2 ответа: «да» и «нет». Он напоминает вопрос:
– Вы перестали пить коньяк по утрам?
Независимо от ответа, в любом случае оказываешься виноватым.
Посмотрите на типичный ответ мусульман, который начинается с фразы:
– Мы тоже верим в свободу слова, но…
Уже неважно, что вы говорите после этой фразы. Получается, что своим «но» вы пытаетесь ограничить основную моральную ценность, в то время как другая сторона не нуждается в ограничениях. Нетрудно понять, какая из сторон возьмет верх в таком споре.
Попадание в такой спор – это результат бездумного принятия ложного утверждения о сути возникшего противоречия. Ведь реальный конфликт возник не между теми, кто за или против свободы. На самом деле, это конфликт двух различных видов свобод: свободы оскорблять с одной стороны и свободы от оскорблений с другой. Сатанинские стихи восьмидесятых годов, карикатуры 2005 года (и их последующее бесконечное копирование) – все это, если и имеет отношение к свободе, то только к свободе оскорблять. Так и только так. Мусульмане же поддерживают и требуют свободу от оскорблений. Ни больше, ни меньше.
Это, конечно, противоположные ценности. Вы можете поддержать одну из сторон. Но возникает вопрос: какая из этих ценностей лучше?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте представим общество, которое по-настоящему верит в первый вид свободы как в истинную нравственную ценность. Оно прославляет свободу оскорблять и охраняет ее любой ценой. Каждый член этого общества наслаждается этой свободой и постоянно ее практикует. Начальник оскорбляет работников, работники оскорбляют начальников. Предприниматели оскорбляют друг друга. Продавцы оскорбляют покупателей. Бухгалтеры оскорбляют кредиторов. Все наслаждаются большой свободой оскорблений. Такая же ситуация наблюдается и в домашних условиях. Родители все время оскорбляют детей. Дети постоянно оскорбляют родителей. Супруги то и дело оскорбляют друг друга. И при этом, все они – высоконравственные люди, потому что свобода оскорблений является фундаментальной ценностью, на которой построено все это общество.
Вопреки заявлениям ученых мужей, если бы западное общество было действительно основано на этой «истинной нравственной ценности», оно бы давным-давно погибло, будучи охваченным пожарами ненависти и негатива, разожженными этой самой свободой. Ни один дом, ни одно селение, никакой бизнес, никакая организация и никакое общество не может надеяться на долгое существование, если считает свободу оскорблений основополагающей. Понятно, что большинство защитников этой свободы не практикуют ее в своей повседневной жизни. Но когда дело касается ислама и мусульман, они делают исключение, стараясь по максимуму практиковать ее по отношению к нам. И ими движет не какой-то великий нравственный принцип, а банальная ненависть, порожденная невежеством.
Программисты иногда используют термин «бича». Это слово обозначает ошибку, превращенную в некую особенность, отличительный признак. «Баг» – это дефект в программе. С другой стороны, функция («фича») — это ее нужное свойство. Так вот «бича» – дефект, который представлен (благодаря ловким рекламным трюкам) как некая специальная, нужная функция. Свобода оскорблять — это тоже своего рода «бича». Это растущая на Западе болезнь исламофобии, которая преподносится как высокая моральная ценность, «свобода слова».
Независимо от того, действительно ли свобода оскорблять является западной ценностью или нет, ислам никакого отношения к ней не имеет. Ислам, наоборот, подчеркивает важность ее полной противоположности, то есть свободы от оскорблений. Ислам ценит чувство собственного достоинства, добропорядочность и гармонию в обществе. Свобода вероисповедания, гарантируемая исламом, также включает в себя свободу от оскорблений. Ислам не отказывается от обсуждения своих вероубеждений и демонстрирования несостоятельности неисламских верований, но при этом обеспечивает проведение дискуссий в цивилизованных рамках. В таких обсуждениях он хочет задействовать интеллект своих противников, в противоположность тем, кому не терпится унизить своих противников, – тем, кто занимается удовлетворением своих низменных чувств. Так, ислам, основной фронт борьбы которого направлен против лжебогов, призывает при этом, чтобы его последователи воздерживались от того, чтобы поносить их (Коран, 6:108). Ислам также напоминает своим последователям избегать резких речей.
Аллах не любит, когда бранятся во всеуслышание, если только тот, кто был несправедливо обижен. (Коран, 4:148)
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), которого в то время притесняли все худшие люди той эпохи, учил мусульман никогда не позволять низким моральным качествам их противников брать над ними верх.
Из-за таких наставлений мусульмане даже представить себе не могут, чтобы оскорбить любого из пророков – от Адама до Моисея, от Моисея до Иисуса, от Иисуса до Мухаммада (мир им всем). Даже когда мусульмане были главной мировой силой, они с уважением относились к немусульманским религиозным лидерам – даже во время сражений. В Багдадском суде иудейские и христианские теологи участвовали в открытых обсуждениях с мусульманскими теологами. Не говоря уже о том, что к этому их привлекала не свобода оскорблять, а ее полная противоположность. Свобода от оскорблений – основная ценность, которая гарантирует мир и гармонию. Она ведет к здоровому обществу. И в этом отношении мусульмане могут гордиться своей безупречной репутацией.
Как каждый дом и каждая деревня нуждаются в гармонии и терпимости, так же и весь мир, становящийся одной большой «глобальной деревней», остро нуждается в этом. При этом гармонии и терпимости можно достичь только при наличии свободы от оскорблений.
20 мая 2010 года
Халид Байг
Источник (англ.): albalagh.net
Словарь
Фетвы
Биографии
Он был родом из племени бану Хузайль, являясь верным союзником племени бану Захра. Будучи мальчиком, он бродил вдали от людей по тропинкам мекканских гор и пас стада вождя курайшитов... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →