Культура: исламская или западная?
11 марта 2009
Культура определяется как целый образ жизни народа. Культура включает верования, обычаи, язык и традиции. (World Book Encyclopaedia)
В мире существует немало культур и субкультур. Основной темой нашей статьи станут две главные противоборствующие культуры нынешнего общества. Одна из них – культура Ислама: «целый образ жизни», изложенный в Коране и Сунне. По другую сторону – западная культура. Обе культуры представляют «целый образ жизни». Но эти два образа жизни коренным образом отличаются друг от друга.
Разница между двумя культурами возникает в основном из-за источника культур:
1) Исламская культура – образ жизни мусульманина – определяется Кораном и Сунной. Это культура пророка Мухаммада ﷺ. Это тот образ жизни, который укоренили сподвижники пророка ﷺ после того, как отвернулись от варварской культуры доисламских времен.
2) Западная культура сформирована толпой – капиталистами, атеистами, теми, кто пропагандирует однополые браки, и т. п. Такие люди определили декадентскую культуру Запада.
Без флирта
Главной отличительной чертой исламской культуры являются мораль (стыдливость) и простота. И мораль, и простота являются качествами веры. Таким образом, истинное исламское общество поддерживает высочайшие уровни морали и сохраняет простоту в каждом аспекте. Некоторыми из характерных черт данного общества являются следующие:
– Отсутствие флирта, а также совместного пребывания и ненужного общения посторонних лиц противоположного пола.
– Скромная одежда. Одежда должна действительно укрывать тело и должна быть достаточно свободной, чтобы скрыть форму тела, не должна быть предназначена для флирта.
– Мужчины и женщины исполняют различные роли в обществе, которыми они наделены: муж – кормилец семьи, жена – мать и ответственная за домашние хлопоты и т. д. Это фундамент для прочной исламской семьи, которая вместе с другими такими семьями формирует прочное исламское общество.
Западную же культуру, наоборот, отличают аморальность и излишество. Это культура сожителей, когда посторонние мужчина и женщина без всякого брака живут вместе, словно муж и жена. Есть немало признаков, указывающих на аморальность западной культуры, но, наверное, наиболее видимое и заметное выражение данной культуры – в принятой одежде, которая становится все более короткой, обтягивающей и открытой: таковы правила, по которым продолжает изменяться дресс-код. Вместо того чтобы укрыть человека, отвести от него непристойные взгляды, западная одежда, наоборот, словно приглашает к флирту и возбуждению.
В западной культуре простота – изгой. К ней прибегают те, у кого нет денег на эффектные вещи. Рабство перед модой – часть западной культуры. Если у человека нет брендовой одежды, это считается трагедией. На крайний случай годится и подделка, лишь бы на одежде было указано название разрекламированной компании. Товар без бренда предназначен лишь для бедняков, даже если он лучше качеством и меньше стоит.
Но все это лишь верхушка айсберга различий между культурами. Самым важным является различие в мировоззрении этих культур.
Цель жизни
Мировоззрение исламской культуры основывается на убеждении, что Всевышний – наш Создатель и Попечитель. А значит, свою короткую земную жизнь мы должны посвятить служению лишь Ему в соответствии с учением пророка Мухаммада ﷺ. Фундаментом исламской культуры является твердая вера в то, что наша миссия – установление торжества Божьей религии как в своей собственной жизни, так и на всей земле. С таким мировоззрением человек направляет все свои средства и энергию на то, чтобы достичь этой цели. Это не значит, что нужно отказываться от удовлетворения жизненных потребностей. Нет, отнюдь. Но главной движущей силой, тем светом и компасом, который будет манить человека, будет религия, полноценный исламский образ жизни. Эта цель жизни будет указывать, что делать, а человек будет этому следовать. В результате, даже если человек не достигнет некоего сверхбогатства, это его нисколько не огорчит. Жизнь будет рассматриваться как путешествие, где путник не слишком обеспокоен роскошью и комфортом на своем пути. Путник сосредоточен на месте назначения своей поездки. И как результат его повиновения Всевышнему, он будет благословлен истинным миром, спокойствием и удовлетворением.
Гонка за развлечениями
Мировоззрение западной культуры, наоборот, состоит в том, что целью жизни является удовольствие в этом мире. Вся роскошь и все удобства, которые можно заполучить, должны быть получены любой ценой. Все основывается на удовольствии, гонке за развлечениями. И эта гонка растягивается на всю жизнь. У человека нет в жизни ни цели, ни миссии. Есть лишь одно: стремление к мирскому удовольствию, которое занимает каждую клетку разума.
Гонка за все бо́льшими развлечениями, роскошью и комфортом требует все большего количества денег. И человек всю жизнь с утра до ночи гоняется за богатством и удовольствиями.
Любая помеха на пути к удовольствию раздирается в клочья. Если присмотр за пожилыми родителями «портит выходные и праздники», их нужно отправить в дома престарелых. Если дети встают преградой на пути к заработку, их можно сплавить в детские сады, где с ними обращаются как с бездушными машинами. О правильном воспитании никто не заботится. Чтобы «улучшить качество жизни», пожертвовать можно всем – родителями, детьми и даже религией. Это в высшей степени пустое существование без мира и удовлетворения. И эта бессмысленная гонка завершится лишь в пустой могиле.
Очевидно, что исламская и западная культуры – это совершенно разные миры. Но когда люди разных культур живут вместе в одном обществе, происходит приобщение к другой культуре, то есть люди одной культуры перенимают черты, обычаи, привычки и идеи другой культуры. Это происходит и с нами. Мировоззрение многих мусульман стало намного более западным – они начали перенимать расточительный образ жизни, изменили свой внешний вид, свою одежду, превратили жизнь в гонку за деньгами, развлечениями и т. д. А религия стала каким-то побочным отростком, не имеющим столь принципиального значения.
Почему это произошло? Ответ пугает:
Социологи полагают, что люди бросают свою культуру и перенимают другую, когда считают, что составляющие другой культуры лучше. (World Book)
Энциклопедия «Британника» указывает на данное утверждение следующими словами:
Для принятия черт определенной культуры, она должна предложить некоторое преимущество, какую-то пользу или удовольствие.
Упаси нас от этого Бог! Из-за слабости веры и невежества, мусульмане бросают культуру пророка Мухаммада ﷺ ради некоего западного пути, который они считают «лучшим» или имеющим больше удовольствия и преимуществ, чем исламская культура! Это ничем не отличается от ребенка, отдающего бесценный бриллиант в обмен на сверкающую безделушку. Он не понимает ценности того, чем обладает, и легко расстается со своим богатством, обманувшись сверканием ничтожной вещи.
Глупцы
Западная культура восхваляется и усиленно продвигается в СМИ как Культура с большой буквы. Нам со всех сторон будто кричат:
Если не следуешь западному стилю, ты – старомодный, отсталый и тупой.
Но эти девизы не должны заставить нас утратить наши бриллианты в обмен на безделушки (в данном случае это даже не безделушки, а отравленные булыжники). Нам следует вспомнить о поведении Хузейфы ибн Ямана (да будет доволен им Аллах). Когда он участвовал в обеде при персидском дворе, кусочек еды упал из его руки на пол. В соответствии с учением пророка ﷺ, он поднял его, чтобы съесть. Кто-то рядом заметил, что у персов не принято поднимать упавший кусок. То есть он должен был, соблюдая их традиции, оставить еду на полу. Его спонтанным ответом было:
– Должен ли я оставить культуру моего любимого пророка ﷺ ради этих глупцов?
Если мы примем западную культуру, то примем и все ее негативные последствия, некоторыми из которых являются:
– отсутствие цели в жизни, сплошной материализм;
– наркомания, пьянство и аморальность «ради развлечения»;
– потеря уважения к родителям и старшим;
– разрушение семьи;
– высокий уровень разводов и т. д.
Поэтому нужно сделать все, чтобы сохранить культуру Корана и Сунны. А значит, нам нужно окружать себя людьми, которые сознательно относятся к Сунне, изучают религию и стараются ввести каждый ее принцип в свой дом, общество и весь мусульманский мир в целом.
Если западный стиль пустит в нас корни, то мы не только навредим себе, но и заложим фундамент для разрушения будущих поколений. Согласно энциклопедии «Британника»:
Однажды установившись, культура начинает жить своей жизнью… она протекает сквозь время от одного поколения к другому.
Поэтому крайне важно, чтобы мы защитились от этого. Мы можем обрести успех в земной жизни и на том свете только одним способом – поддерживая образ жизни, соответствующий Корану и Сунне.
Да укрепит нас Всевышний в нашей религии! Аминь.
Передано askimam.ru муфтием Сухайлом Тармахомедом
В мире существует немало культур и субкультур. Основной темой нашей статьи станут две главные противоборствующие культуры нынешнего общества. Одна из них – культура Ислама: «целый образ жизни», изложенный в Коране и Сунне. По другую сторону – западная культура. Обе культуры представляют «целый образ жизни». Но эти два образа жизни коренным образом отличаются друг от друга.
Разница между двумя культурами возникает в основном из-за источника культур:
1) Исламская культура – образ жизни мусульманина – определяется Кораном и Сунной. Это культура пророка Мухаммада ﷺ. Это тот образ жизни, который укоренили сподвижники пророка ﷺ после того, как отвернулись от варварской культуры доисламских времен.
2) Западная культура сформирована толпой – капиталистами, атеистами, теми, кто пропагандирует однополые браки, и т. п. Такие люди определили декадентскую культуру Запада.
Без флирта
Главной отличительной чертой исламской культуры являются мораль (стыдливость) и простота. И мораль, и простота являются качествами веры. Таким образом, истинное исламское общество поддерживает высочайшие уровни морали и сохраняет простоту в каждом аспекте. Некоторыми из характерных черт данного общества являются следующие:
– Отсутствие флирта, а также совместного пребывания и ненужного общения посторонних лиц противоположного пола.
– Скромная одежда. Одежда должна действительно укрывать тело и должна быть достаточно свободной, чтобы скрыть форму тела, не должна быть предназначена для флирта.
– Мужчины и женщины исполняют различные роли в обществе, которыми они наделены: муж – кормилец семьи, жена – мать и ответственная за домашние хлопоты и т. д. Это фундамент для прочной исламской семьи, которая вместе с другими такими семьями формирует прочное исламское общество.
Западную же культуру, наоборот, отличают аморальность и излишество. Это культура сожителей, когда посторонние мужчина и женщина без всякого брака живут вместе, словно муж и жена. Есть немало признаков, указывающих на аморальность западной культуры, но, наверное, наиболее видимое и заметное выражение данной культуры – в принятой одежде, которая становится все более короткой, обтягивающей и открытой: таковы правила, по которым продолжает изменяться дресс-код. Вместо того чтобы укрыть человека, отвести от него непристойные взгляды, западная одежда, наоборот, словно приглашает к флирту и возбуждению.
В западной культуре простота – изгой. К ней прибегают те, у кого нет денег на эффектные вещи. Рабство перед модой – часть западной культуры. Если у человека нет брендовой одежды, это считается трагедией. На крайний случай годится и подделка, лишь бы на одежде было указано название разрекламированной компании. Товар без бренда предназначен лишь для бедняков, даже если он лучше качеством и меньше стоит.
Но все это лишь верхушка айсберга различий между культурами. Самым важным является различие в мировоззрении этих культур.
Цель жизни
Мировоззрение исламской культуры основывается на убеждении, что Всевышний – наш Создатель и Попечитель. А значит, свою короткую земную жизнь мы должны посвятить служению лишь Ему в соответствии с учением пророка Мухаммада ﷺ. Фундаментом исламской культуры является твердая вера в то, что наша миссия – установление торжества Божьей религии как в своей собственной жизни, так и на всей земле. С таким мировоззрением человек направляет все свои средства и энергию на то, чтобы достичь этой цели. Это не значит, что нужно отказываться от удовлетворения жизненных потребностей. Нет, отнюдь. Но главной движущей силой, тем светом и компасом, который будет манить человека, будет религия, полноценный исламский образ жизни. Эта цель жизни будет указывать, что делать, а человек будет этому следовать. В результате, даже если человек не достигнет некоего сверхбогатства, это его нисколько не огорчит. Жизнь будет рассматриваться как путешествие, где путник не слишком обеспокоен роскошью и комфортом на своем пути. Путник сосредоточен на месте назначения своей поездки. И как результат его повиновения Всевышнему, он будет благословлен истинным миром, спокойствием и удовлетворением.
Гонка за развлечениями
Мировоззрение западной культуры, наоборот, состоит в том, что целью жизни является удовольствие в этом мире. Вся роскошь и все удобства, которые можно заполучить, должны быть получены любой ценой. Все основывается на удовольствии, гонке за развлечениями. И эта гонка растягивается на всю жизнь. У человека нет в жизни ни цели, ни миссии. Есть лишь одно: стремление к мирскому удовольствию, которое занимает каждую клетку разума.
Гонка за все бо́льшими развлечениями, роскошью и комфортом требует все большего количества денег. И человек всю жизнь с утра до ночи гоняется за богатством и удовольствиями.
Любая помеха на пути к удовольствию раздирается в клочья. Если присмотр за пожилыми родителями «портит выходные и праздники», их нужно отправить в дома престарелых. Если дети встают преградой на пути к заработку, их можно сплавить в детские сады, где с ними обращаются как с бездушными машинами. О правильном воспитании никто не заботится. Чтобы «улучшить качество жизни», пожертвовать можно всем – родителями, детьми и даже религией. Это в высшей степени пустое существование без мира и удовлетворения. И эта бессмысленная гонка завершится лишь в пустой могиле.
Очевидно, что исламская и западная культуры – это совершенно разные миры. Но когда люди разных культур живут вместе в одном обществе, происходит приобщение к другой культуре, то есть люди одной культуры перенимают черты, обычаи, привычки и идеи другой культуры. Это происходит и с нами. Мировоззрение многих мусульман стало намного более западным – они начали перенимать расточительный образ жизни, изменили свой внешний вид, свою одежду, превратили жизнь в гонку за деньгами, развлечениями и т. д. А религия стала каким-то побочным отростком, не имеющим столь принципиального значения.
Почему это произошло? Ответ пугает:
Социологи полагают, что люди бросают свою культуру и перенимают другую, когда считают, что составляющие другой культуры лучше. (World Book)
Энциклопедия «Британника» указывает на данное утверждение следующими словами:
Для принятия черт определенной культуры, она должна предложить некоторое преимущество, какую-то пользу или удовольствие.
Упаси нас от этого Бог! Из-за слабости веры и невежества, мусульмане бросают культуру пророка Мухаммада ﷺ ради некоего западного пути, который они считают «лучшим» или имеющим больше удовольствия и преимуществ, чем исламская культура! Это ничем не отличается от ребенка, отдающего бесценный бриллиант в обмен на сверкающую безделушку. Он не понимает ценности того, чем обладает, и легко расстается со своим богатством, обманувшись сверканием ничтожной вещи.
Глупцы
Западная культура восхваляется и усиленно продвигается в СМИ как Культура с большой буквы. Нам со всех сторон будто кричат:
Если не следуешь западному стилю, ты – старомодный, отсталый и тупой.
Но эти девизы не должны заставить нас утратить наши бриллианты в обмен на безделушки (в данном случае это даже не безделушки, а отравленные булыжники). Нам следует вспомнить о поведении Хузейфы ибн Ямана (да будет доволен им Аллах). Когда он участвовал в обеде при персидском дворе, кусочек еды упал из его руки на пол. В соответствии с учением пророка ﷺ, он поднял его, чтобы съесть. Кто-то рядом заметил, что у персов не принято поднимать упавший кусок. То есть он должен был, соблюдая их традиции, оставить еду на полу. Его спонтанным ответом было:
– Должен ли я оставить культуру моего любимого пророка ﷺ ради этих глупцов?
Если мы примем западную культуру, то примем и все ее негативные последствия, некоторыми из которых являются:
– отсутствие цели в жизни, сплошной материализм;
– наркомания, пьянство и аморальность «ради развлечения»;
– потеря уважения к родителям и старшим;
– разрушение семьи;
– высокий уровень разводов и т. д.
Поэтому нужно сделать все, чтобы сохранить культуру Корана и Сунны. А значит, нам нужно окружать себя людьми, которые сознательно относятся к Сунне, изучают религию и стараются ввести каждый ее принцип в свой дом, общество и весь мусульманский мир в целом.
Если западный стиль пустит в нас корни, то мы не только навредим себе, но и заложим фундамент для разрушения будущих поколений. Согласно энциклопедии «Британника»:
Однажды установившись, культура начинает жить своей жизнью… она протекает сквозь время от одного поколения к другому.
Поэтому крайне важно, чтобы мы защитились от этого. Мы можем обрести успех в земной жизни и на том свете только одним способом – поддерживая образ жизни, соответствующий Корану и Сунне.
Да укрепит нас Всевышний в нашей религии! Аминь.
Передано askimam.ru муфтием Сухайлом Тармахомедом
Словарь
Шахид ухрави - человек, убитый/умерший и получивший статус шахида только в кабре и Ахирате, но не в этом мире
Фетвы
Биографии
Хифзуррахман Сеохарви
Мухаммад Хифзуррахман (1901–1962) родился в небольшом городе под названием Сеохара (Биджнор, Уттар-Прадеш, Индия). В отличие от своих братьев, получивших западное о... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →