Пророк Ислама
[Материал с небольшими изменениями
заимствован из книги профессора Мухаммада Хамидуллы (1908-2002 гг.)
«Введение в Ислам» (Париж: Исламский культурный центр, 1969)]
1. В истории человечества всегда встречались люди, посвящавшие свою
жизнь общественно-религиозному преобразованию своих народов. Такие люди
постоянно появлялись по всему свету. В Индии жили личности, рассказавшие
миру о Ведах, там же жил и знаменитый Гаутама Будда. У Китая был свой
Конфуций, а в Иране была собрана Авеста. Вавилония дала миру одного из
величайших реформаторов – Пророка Авраама (не говоря о таких его предках
как Енох и Ной, о которых нам известно очень немного). Евреи могут по
праву гордиться целой чередой реформаторов, среди которых были Моисей,
Самуил, Давид, Соломон и Иисус.
2. Следует выделить два момента:
- Во-первых, данные реформаторы, как правило, возвещали о том, что
являются носителями Божественной миссии, и оставляли после себя
священные книги, включавшие жизненный кодекс, чтобы им могли
руководствоваться их народы.
- Во-вторых, в истории было немало
братоубийственных войн, побоищ и геноцидов, в результате которых данные
божественные послания были практически полностью утеряны. О свитках
Авраама нам неизвестно ничего, кроме их названия. О книгах Моисея
исторические документы сообщают, что их неоднократно уничтожали, и они
были восстановлены лишь частично.
Представление о Боге
3. Если судить о человеке по свидетельствам истории, то можно
обнаружить, что он всегда осознавал наличие Высшего Существа, Господина и
Создателя всего и вся. Могли отличаться подходы и методы, но люди
каждой эпохи оставили после себя свидетельства их попыток повиновения
Богу. Признавалась также и возможность общения ограниченной группы
людей, обладающих благородной и возвышенной душой, с Вездесущим и в то
же время невидимым Богом. Независимо от того, подразумевала ли эта связь
Божественное воплощение, или же она просто находила свое проявление в
способе получения Божественных посланий (посредством вдохновения или
откровения), в любом случае ее целью было наставление людей. Абсолютно
естественно то, что толкование и объяснение одних систем оказалось более
жизнеспособным и убедительным по сравнению с другими.
3.1.
Каждая метафизическая система, каждая религия имеет свою собственную
терминологию. С течением времени термины начинают приобретать значения, с
трудом соотносящиеся с самим словом, а переводы зачастую уже не
соответствуют целям этих терминов. И все же не существует иного способа,
кроме как использовать данные термины, чтобы люди одной группы могли
понять ход мыслей другой группы. Особенно хотелось заострить на этом
внимание немусульманских читателей. Рассматриваемый факт — несомненное,
но в то же время неизбежное препятствие для понимания.
4. К
концу VI века н.э. человечество уже сделало большой шаг вперед в
различных областях жизнедеятельности. В тот период существовали религии,
которые открыто заявляли, что они предназначены только для
определенного народа или группы людей, а значит они не несли спасения
для болезней всего человечества. Было и несколько религий, которые
считались универсальными, но они утверждали, что для спасения необходимо
отречься от этого мира. Эти религии были предназначены для избранных
кругов и ориентированы на крайне узкую группу людей. Были и такие
регионы, где не существовало никакой религии, где царствовали атеизм и
материализм, где каждый думал только о себе, нисколько не заботясь о
правах других людей.
Аравия
5. Рассматривая
материки на карте мира, мы видим, что у Аравийского полуострова
уникальное географическое положение — на стыке трех великих континентов:
Азии, Африки и Европы. В рассматриваемый нами период этот обширный
Аравийский субконтинент в основном состоял из пустынных земель,
населенных как кочевниками, так и теми, кто жил оседлой жизнью. Зачастую
получалось так, что члены одного и того же рода были разделены на эти
две группы и поддерживали между собой отношения несмотря на то, что
следовали различному образу жизни. Средства к существованию в Аравии
были очень ограничены. Проживание в пустыне накладывало определенные
трудности, и участие в торговых караванах было намного более значимым,
чем занятие сельским хозяйством и ремеслом. Это в свою очередь вело к
большому количеству поездок, и людям зачастую приходилось отправляться
за пределы полуострова: в Сирию, Египет, Эфиопию, Ирак, Синд, Индию и
другие земли.
6. Не так много данных сохранилось о
центральноаравийских ливийцах, но зато есть сведения о Йемене, который
по праву прозвали «Арабия Феликс» (Счастливой, Плодородной Аравией). Еще
до основания Рима эта территория была знаменита сабейским царством и
минейской цивилизацией. Впоследствии территория Йемена распростерлась до
границ Византии и Персии, у которых он смог отхватить несколько
провинций. В рассматриваемый же нами период Йемен, пик могущества
которого был уже позади, был разделен на бесчисленное количество
княжеств и был даже частично оккупирован иностранными захватчиками.
Сасаниды, пришедшие из Ирана, проникли на территорию Йемена и успели
завладеть Восточной Аравией. Их столица Ктесифон была охвачена
политическим и общественным хаосом, что отражалось на всей территории
страны. Северная Аравия уступила влиянию Византии и сталкивалась со
своими собственными проблемами. Только Центральная Аравия оставалась не
подверженной деморализующему воздействию иностранной оккупации.
7. На этом ограниченном участке Центральной Аравии само существование
треугольника Мекка – Таиф – Медина казалось чем-то предопределенным.
Мекка, пустынная и лишенная воды и возможности ведения сельского
хозяйства, по своим характеристикам являлась воплощением Африки и
палящей Сахары. Расположенный едва ли не в пятидесяти милях от нее Таиф
представлял собой Европу с ее намного более холодным климатом. Медина
же, находившаяся на севере, была не менее плодородной, чем даже самые
умеренноклиматические страны Азии — такие, как Сирия. Если климат и
имеет какое-то влияние на характер человека, то этот треугольник,
расположенный в центре главного полушария, представлял собой больше
любого другого региона на Земле миниатюрную копию всего мира. Именно
здесь родился потомок вавилонского Авраама и египетской Агари, Мухаммад –
Пророк Ислама, мекканец по рождению, но связанный как с Мединой, так и с
Таифом.
Религия
8. С точки зрения религии, в
Аравии было распространено идолопоклонство за исключением очень
небольшого количества людей, принявших христианство, зороастризм и т.д. У
мекканцев все же существовало понятие Единого Бога, но они также
верили, что идолы могли ходатайствовать перед Ним. Любопытно, что жители
Мекки не верили в Воскрешение и жизнь после смерти. У них все еще
сохранялась традиция паломничества к Дому Единого Бога (Каабе),
установленная по божественному вдохновению их предком Авраамом. Однако
две тысячи лет, которые разделяли их от Авраама, свели это паломничество
к своего рода спектаклю торговой ярмарки и событию бессмысленного
идолопоклонства, которое не вело ни к чему хорошему, а только разрушало
поведение человека: как социальное, так и духовное.
Общество
9. Несмотря на относительную скудость природных ресурсов, Мекка была
наиболее развитым городом этого треугольника. Из трех городов только
Мекка была городом-государством, которым управлял совет, состоящий из
десяти потомственных вождей, власть которых имела четкое разделение.
(Так, существовали министр внешних связей, министр-хранитель храма,
министр по предсказаниям, министр-хранитель подношений храму,
ответственный за определение правонарушений и возмещения ущерба, еще
один человек отвечал за то, чтобы решения министров исполнялись в
городском совете (парламенте). Были и министры, отвечавшие за вопросы
военных действий: хранение флага, руководство кавалерией и др.).
Будучи известными погонщиками караванов, мекканцы могли получать
разрешение на пересечение земель у соседних империй – Ирана, Византии и
Эфиопии – и вступать в соглашения с племенами, встречавшимися на
караванных путях. Соглашения включали возможность посещения их стран,
проведения импортных и экспортных операций. Мекканцы также сопровождали
чужеземцев, которые путешествовали через их земли, а также территорию
союзнических племен в Аравии (ср. «Мухаббар» Ибн Хабиба). Хотя они и не
были особенно заинтересованы в сохранении на письме своих идей и
записей, они страстно развивали такие гуманитарные искусства, как
поэзия, ораторство и народные сказания. С женщинами, как правило,
обращались достойно. У женщин было право владения собственным
имуществом, они давали согласие на заключение брака, при этом могли
ставить даже такое условие как право развода от своих мужей. Они могли
выйти замуж повторно, если оставались вдовами или разводились. В
определенных кругах действительно существовала практика закапывания
заживо девочек, но все же это было редким явлением.
Рождение Пророка
10. Именно в такой обстановке родился Мухаммад в 569 году н.э. Его отец
Абдулла умер за несколько недель до рождения сына, и попечением Пророка
занялся его дед. Согласно существовавшим в то время обычаям, ребенка
доверили кормилице из числа бедуинов, с которой Пророк несколько лет
провел в пустыне. Все биографы указывают на то, что младенец сосал
только одну грудь своей кормилицы, оставляя вторую грудь для кормления
своего молочного брата. Когда ребенка привели обратно домой, его мать
Амина отправилась с ним к своим братьям в Медину, чтобы навестить могилу
Абдуллы. На обратном пути ее настигла внезапная смерть. В Мекке его
ожидала еще одна тяжелая утрата – умер его любящий дед. На тот момент
мальчику было восемь лет. В итоге он был оставлен на попечение своего
дяди Абу Талиба, щедрого от природы, но почти всегда бедного, едва
способного прокормить свою семью.
11. В связи с этим, молодому
Мухаммаду сразу же пришлось зарабатывать себе на жизнь. Он стал пасти
стада некоторых своих соседей. В возрасте десяти лет он отправился со
своим дядей в Сирию, который вел туда караван. Ни о каких иных поездках
Абу Талиба упоминаний нет, но есть ссылки на то, что у него была своя
лавка в Мекке (см. «Магариф» Ибн Кутайбы). Возможно, Мухаммад помогал
ему и в этом деле.
12. К двадцати пяти годам Мухаммад уже был
хорошо известен во всем городе за свою высокую нравственность и
честность. Богатая вдова по имени Хадиджа взяла его к себе на работу и
поручила ему отправить ее товары в Сирию для продажи. Восхищенная
необыкновенной прибылью, с которой вернулся Мухаммад, и его личным
обаянием, она предложила ему свою руку и сердце. Как гласят источники,
на тот момент ей было 40 лет. Их брак оказался счастливым. После свадьбы
Пророк отправлялся несколько раз на ярмарку в Хубашу (Йемен) и, как
минимум, однажды в земли Абд-аль-Кайса (Бахрейн-Оман), как упоминается
об этом у Ибн Ханбаля. Существуют все основания полагать, что последнее
относится к большой ярмарке Дабы (в Омане), на которую, согласно
Ибн-аль-Кальби (ср. «Мухаббар» Ибн Хабиба), съезжались ежегодно как по
суше, так и по морю торговцы из Китая, Хинда и Синда (Индии и
Пакистана), Персии, восточных и западных стран. Существуют также
упоминания об одном торговом партнере Мухаммада в Мекке. Этот человек по
имени Саиб передает: «Мы заменяли друг друга. Если Мухаммад вел
караван, то он не заходил в свой дом, пока не рассчитывался со мной
полностью. Если же я вел караван, то когда я возвращался, он справлялся о
моем здоровье и благополучии, ничего не говоря о своих деньгах, которые
он мне доверил».
Союз чести
13. Иностранные
торговцы зачастую привозили свои товары в Мекку для продажи. Однажды
один йеменец (из рода Зубайд) написал сатирическую поэму, направленную
против некоторых мекканцев, которые отказались оплатить проданный им
товар, и против тех, кто отказался поддержать его и прийти к нему на
помощь, когда это произошло. Когда Зухайр, дядя Пророка и глава его
рода, услышал эту справедливую сатиру, ему стало стыдно. Он созвал
вождей и организовал союз чести «Хильф аль-фудуль» для помощи угнетенным
в Мекке, независимо от того, являлись ли они жителями города или нет.
Молодой Мухаммад стал активным участником данной организации. Позже он
будет говорить об этом следующим образом: «Я участвовал в этом и не
готов отказаться от этого права даже за целое стадо верблюдов. Если
кто-то обратится ко мне даже сегодня на основании того обещания, я
поспешу к нему на помощь».
Начало религиозного пробуждения
14. О религиозной практике Мухаммада до того, как ему исполнилось 35
лет, известно немного. Однако известно, что он никогда не поклонялся
идолам. Это подтверждается всеми его биографами. Можно сказать, что в
Мекке было еще несколько человек, которые выступали против бессмысленной
языческой традиции, сохраняя при этом приверженность Каабе как дому,
который его строитель Авраам посвятил Единому Богу.
15.
Примерно в 605 году н.э. покрывала внешней стены Каабы загорелись.
Здание сильно пострадало и уже не могло противостоять обильным проливным
дождям, которые вскоре последовали. В связи с этим была начата
реконструкция Каабы. Каждый житель принял в этом участие в соответствии
со своими возможностями. Принимались только честно заработанные
пожертвования и дары. Каждый участвовал в строительстве здания, а
Мухаммад даже повредил свои плечи, когда переносил камни. Чтобы
определить место, где должен был начинаться ритуал обхода вокруг Каабы, в
ее стене должен был быть установлен черный камень, который брал свою
историю, вероятно, еще со времен Авраама. Между жителями начались споры о
том, кому достанется право перенести и установить этот камень в нужное
место. Когда возникла опасность кровопролития, кто-то предложил оставить
этот вопрос Провидению, и в результате все согласились принять решение
того, кто придет к ним первым. Случилось так, что Мухаммад как раз в
этот момент шел туда как обычно на работу. Он был известен под прозвищем
«Аль-Амин» (честный), и все приняли его решение без колебания. Мухаммад
расстелил на земле кусок ткани, на который он положил камень, а потом
попросил глав всех родов города взяться за материю и перенести ее. После
этого он сам положил камень на положенное место в одном из углов
здания. В итоге каждый остался доволен.
16. Именно с этого
времени мы обнаруживаем, что Мухаммад становится все более и более
погружен в духовные размышления. Как и его дед, он уходил на весь месяц
Рамадан в пещеру в горе Джабаль-ан-Нур (гора света). Пещера называлась
«Гар-Хира» или пещера поисков. Там он молился, размышлял и делился
своими скудными запасами с проходившими мимо путниками.
Откровения
17. Ему было сорок лет, и шел уже пятый год с тех пор, как он начал
ежегодно уединяться в горах. В одну из последних ночей месяца Рамадан к
нему пришел ангел, который объявил ему, что Господь выбрал его Своим
посланником для всего человечества. Ангел научил его правилам омовения,
способам поклонения Господу и совершению молитвы. Он передал ему
следующее Божественное послание:
«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!
Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее.
Он сотворил человека из сгустка крови.
Читай, ведь твой Господь – Самый великодушный.
Он научил посредством письменной трости –
Научил человека тому, чего тот не знал». (Коран, 96:1-5)
18. Глубоко взволнованный, он возвратился домой и рассказал жене о том,
что произошло, поделившись своими опасениями, что это могло быть нечто
дьявольское или действием злых духов. Она успокоила его, сказав, что он
всегда был милосердным и щедрым человеком, помогал бедным, сиротам,
вдовам и нуждающимся, и заверила его в том, что Бог защитит его от
любого зла.
19. После этого наступила пауза в откровениях,
которая продолжалась в течение трех лет. Должно быть, Пророк был вначале
шокирован, потом почувствовал успокоение, страстное желание, а после
периода ожидания – растущее нетерпение или ностальгию. Новости о первом
Божественном откровении разошлись по всему городу. Во время трехлетнего
перерыва скептики начали насмехаться над ним и придумывать едкие
колкости. Они доходили даже до того, что говорили, что Бог покинул его.
20. В течение этих трех лет ожидания Пророк начал посвящать все больше
времени молитве и духовному совершенствованию. После этого откровения
продолжились, и Бог заверил его, что Он ничуть не покинул его: наоборот,
это Он, кто направил его на прямой путь, и поэтому он должен заботиться
о сиротах и просящих и возвещать о милости Господа над ним (ср. Коран,
93:3-11). В действительности, это было велением проповедовать. Другое
откровение повелевало ему предостерегать людей от совершения злых
деяний, побуждать их к поклонению Единственному Богу и никому более и
оставить все то, что могло вызвать недовольство Господа (Коран, 74:2-7).
Еще одно откровение предписывало ему предостерегать своих близких
родственников (Коран, 26:214), а еще одно повелевало: «Провозгласи то,
что тебе велено, и отвернись от многобожников. Воистину, Мы избавили
тебя от насмехавшихся» (Коран 15:94-95).
Миссия
21. Поначалу Пророк стал втайне проповедовать свою миссию среди своих
близких друзей, потом среди членов своего рода, и только потом в
открытую в самом городе и пригородах. Он проповедовал веру в Единого
Всемогущего Бога, в Воскрешение и День Суда. Он побуждал людей к
благотворительности и благодеяниям. Он предпринял необходимые шаги,
чтобы сохранить ниспосылаемые откровения в письменном виде, и повелел
своим последователям заучивать откровения наизусть. Это продолжалось на
протяжении всей его жизни, так как Коран ниспосылался не сразу, а
частями по тому или иному случаю.
22. Число его последователей
постепенно росло, но с их отказом от язычества усиливалась и
враждебность со стороны тех, кто продолжал строго придерживаться
верований своих предков. Со временем эта враждебность вылилась в
физические издевательства над Пророком и теми, кто принимал его религию.
Таких людей растягивали на горячем песке, прижигали накаленным докрасна
железом, заточали их ноги в кандалы. Некоторые умирали в результате
пыток, но никто не отказывался от своей религии. В отчаянии Пророк
Мухаммад предложил своим сподвижникам покинуть родной город и искать
убежище за его пределами, в Эфиопии, «где правит справедливый царь, в
чьем королевстве никого не притесняют» (Ибн Хишам). Пусть и не все, но
десятки мусульман воспользовались его советом. Эти тайные побеги вели к
дальнейшим преследованиям тех, кто оставался в городе.
23.
Пророку Мухаммаду (было велено назвать эту) религию именем «Ислам», т.е.
покорностью воле Господа. Его двумя основные чертами являются
следующие:
- Гармоничное равновесие между мирским и духовным (телом
и душой), которое позволяет в полной мере насладиться всеми благами,
которые создал Господь (Коран, 7:32), и в то же время вменение каждому
человеку обязанностей по отношению к Богу, как то: поклонение, пост,
благотворительность, и т.д. Ислам должен был стать религией масс, а не
только избранной части общества.
- Универсальность призыва: все
верующие становились братьями и равными друг другу независимо от их
классовой, расовой или языковой принадлежности. Единственное
превосходство, которое признается, является личностным и основывается на
большей богобоязненности и большем благочестии (Коран, 49:13).
Общественный бойкот
24. Когда большое количество мекканских мусульман переселилось в
Эфиопию, главы язычников отправили роду Пророка ультиматум, в котором
требовали отлучить его от их рода и передать язычникам, чтобы те его
убили. Все члены рода Пророка, включая как мусульман, так и немусульман,
отвергли это требование (ср. у Ибн Хишама). После этого городские
жители решили полностью бойкотировать этот род: никто не должен был с
ними разговаривать, вступать в торговые и брачные отношения. Группа
арабских племен под названием ахабиш, которые жили в пригороде Мекки и
были союзниками мекканцев, также поддержали бойкот, что привело к
тяжелым страданиям со стороны невинных людей, включая женщин, мужчин и
детей, пожилых, больных и слабых людей.
Некоторые из них
погибли в результате этого бойкота, но никто не собирался передавать
Пророка его преследователям. Однако дядя Пророка, Абу Ляхаб, покинул
свой род и присоединился к бойкоту вместе с язычниками. После трех
тяжелых лет, в течение которых род Пророка был вынужден питаться даже
толчеными шкурами, несколько более гуманных (по сравнению с остальными)
немусульман из различных кланов открыто заявили об отказе от
несправедливого бойкота. В то же самое время, как и предсказывал
Мухаммад, документ, на котором было записано соглашение о бойкоте и
который был вывешен в храме, был найден съеденным термитами, которые
оставили нетронутыми только слова «Бог» и «Мухаммад». Бойкот был снят,
однако в результате тех страданий, которые были перенесены, жена Пророка
и его дядя, глава рода Абу Талиб, вскоре скончались. После смерти
последнего род возглавил другой дядя Пророка — Абу Ляхаб, заядлый враг
Ислама (ср. «Сира» Ибн Хишама).
Вознесение
25.
Именно в этот период Пророку Мухаммаду был дарован мирадж (вознесение):
он был наяву принят на небесах Богом и стал свидетелем различных чудес
на небесах. Вернувшись, он принес своему народу божественный дар — намаз
(исламскую молитву), который представляет собой своеобразное общение
между Господом и человеком. Если обратить внимание на последнюю часть
мусульманской молитвы, то можно заметить, что верующие в качестве знака
того, что они находятся перед самим Богом, используют не конкретные
предметы (как делают другие во время причастия), а слова приветствия,
которыми обменялись Пророк Мухаммад и Бог во время мираджа:
«Благословенные и чистые приветствия Господу! – Мир да пребудет с тобой,
о Пророк, а также милость и благословение Господа! – Мир да пребудет с
нами и со всеми (праведными) рабами Бога!» Христианский термин
«причастие» подразумевает участие в Божественном. Мусульмане считают
такой термин слишком претенциозным и говорят о «вознесении» к Богу и
приеме в Его присутствии. Таким образом, Бог остается Богом, а человек —
человеком, то есть каждый на своем месте.
26. Новости о
встрече на небесах привели к еще большей враждебности со стороны
мекканских язычников, и Пророк был вынужден покинуть свой родной город в
поисках убежища. Он отправился в Таиф к своим дядям со стороны матери,
но тут же вернулся обратно, так как порочные жители Таифа прогнали
Пророка из города, закидав его камнями и ранив его.
Переселение в Медину
27. Ежегодное паломничество к Каабе приводило в Мекку людей со всей
Аравии. Пророк Мухаммад пытался убедить одно племя за другим, чтобы ему
предоставили убежище и позволили продолжить свою реформаторскую миссию.
Пятнадцать племен, к которым он обращался, одно за другим отказывали ему
в этом: кто-то более, а кто-то менее суровым образом, – однако Пророк
не отчаивался. Наконец, он встретил около шести жителей Медины, которые
живя по соседству с иудеями и христианами, имели некоторое представление
о пророках и божественных посланиях. Они также знали, что эти «люди
Писания» как раз ожидали прихода пророка – последнего утешителя. Поэтому
они решили не упускать возможности приобрести преимущество над другими и
тотчас приняли Ислам, пообещав найти еще больше последователей и
оказать необходимую помощь из Медины. На следующий год еще дюжина
жителей Медины присягнули на верность Пророку и попросили его, чтобы он
прислал им учителя, который бы обучал их религии.
Таким
учителем был выбран Мусаб, и результаты его трудов оказались очень
успешными: ко времени паломничества он привел в Мекку семьдесят три
новообращенных мусульманина. Они пригласили Пророка и его мекканских
сподвижников переселиться в их город и пообещали дать им прибежище и
обращаться с ними как со своими друзьями и родственниками. Тайно, малыми
группами большая часть мусульман переселилась в Медину. Узнав об этом,
язычники Мекки не только забрали себе имущество переселенцев, но и
замыслили заговор с целью убийства Пророка. Теперь ему было невозможно
оставаться в своем доме. Необходимо отметить, что несмотря на всю свою
враждебность по отношению к его миссии, язычники полностью доверяли его
честности — настолько, что многие из них отдавали ему на хранение свои
сбережения. Пророк Мухаммад передал теперь все эти сбережения своему
двоюродному брату Али, наказав ему возвратить их должным образом
владельцам. После этого он втайне покинул город вместе со своим верным
другом Абу Бакром. Преодолев ряд трудностей, которые произошли на их
пути, они смогли в безопасности достичь Медины. Это случилось в 622
году, и именно с этого времени берет свое начало календарь по хиджре.
Преобразование общины
28. Для того чтобы переселенцы лучше и быстрее приспособились к
условиям в новом городе, Пророк установил братские отношения между ними и
таким же количеством обеспеченных жителей Медины. Семьи каждой пары
таких братьев теперь работали вместе и помогали друг другу в бытовых и
других вопросах.
29. Далее Пророку пришла мысль, что общее
человеческое развитие пошло бы лучше, если б он скоординировал религию и
политику как две составные части единого целого. С этой целью он
пригласил представителей как мусульманского, так и немусульманского
населения города и близлежащих районов: арабов, иудеев, христиан и людей
других вероисповеданий, — и предложил образовать город-государство на
территории Медины. С их согласия он наделил город письменной
конституцией (первой своего рода в мире), в которой он определил права и
обязанности граждан и главы государства, которым был единогласно
провозглашен Пророк Мухаммад, и отменил ранее бытовавший самосуд.
Правосудие становилось отныне заботой центральной организации общества
граждан. Конституция также устанавливала принципы обороны и внешней
политики, учреждала систему социального обеспечения, которая называлась
маакиль, подразумевавшую помощь для тех, кто оказался в слишком тяжелых
условиях. Конституция признавала, что за Пророком Мухаммадом будет
закреплено последнее слово во всех спорах, и его законодательная власть
будет безграничной. Она также открыто провозглашала свободу религии, в
частности, для иудеев, которым конституционный акт предоставлял такие же
права, что и мусульманам, по всем вопросам, касающимся земной жизни.
30. Мухаммад несколько раз отправлялся в поездки с целью расположить к
себе соседствующие племена и заключить с ними соглашения о союзе и
взаимной поддержке. С их помощью он решил оказать экономическое давление
на мекканских язычников, которые прибрали себе имущество мусульманских
переселенцев и нанесли им огромный ущерб. Препятствия, с которыми начали
сталкиваться мекканские караваны при проходе через регионы, прилегающие
к Медине, разозлили язычников, и вскоре они развязали кровавую войну.
31. Забота о материальных интересах общины никогда не отводила внимание
от ее духовного развития. Едва прошел год после переселения в Медину,
как для всех мусульман (мужчин и женщин) стала обязательной самая
строгая тренировка духовности – ежегодный пост в течение всего месяца
Рамадан.
Борьба против нетерпимости и неверия
32. Не довольные переселением мусульманских жителей из города, мекканцы
направили жителям Медины ультиматум, в котором требовали от них выдать
или хотя бы изгнать Мухаммада и его сподвижников. Однако, как и
следовало ожидать, все их попытки оказались безуспешными. Спустя
несколько месяцев, во втором году хиджры, они отправили сильную армию
против Пророка, которую он встретил в битве при Бадре. Армия язычников,
троекратно превосходившая мусульманский отряд, была разгромлена. После
года приготовлений мекканцы вновь направили свои войска на Медину, чтобы
отомстить за поражение при Бадре. На этот раз язычников было в четыре
раза больше, чем мусульман. После кровавого столкновения при Ухуде
противник отступил, так и не поставив точку в этом противостоянии.
Наемники из мекканской армии не хотели чересчур рисковать и подвергать
себя опасности.
33. Тем временем, иудеи, проживавшие в Медине,
начали нагнетать обстановку. Примерно в то время, когда произошла победа
при Бадре, один из их лидеров, Ка'б ибн аль-Ашраф, отправился в Мекку,
чтобы заверить язычников в союзе с ними и спровоцировать войну отмщения.
После битвы при Ухуде племя того же самого лидера замыслило убить
Пророка, сбросив на него с башни жернов, когда он приходил навестить
район, в котором они проживали. Несмотря на все их козни, единственное
требование Пророка заключалось в том, чтобы члены этого племени покинули
район Медины, забрав с собой все свое имущество, продав свои дома и
взыскав долги с мусульман. Проявленная к ним снисходительность имела
противоположный ожидаемому эффект. Изгнанные иудеи связались теперь не
только с мекканцами, но и с племенами, которые жили севернее, южнее и
восточнее Медины. Мобилизовав военные силы, они планировали захватить
Медину со стороны Хайбара. Численность их войск в четыре раза
превосходила армию, задействованную при Ухуде. Мусульмане приготовились к
осаде и вырыли ров, чтобы защитить себя от самого тяжелого из всех
испытаний. Хотя предательство иудеев, которые все еще оставались в
Медине, впоследствии разрушило всю стратегию, тем не менее, Пророк,
используя мудрую дипломатию, успешно разрушил союз противников, и вскоре
вражеские группировки стали отступать одна за другой.
34. В этот период также были объявлены запрещенными для мусульман спиртные напитки и азартные игры.
Примирение
35. Пророк попытался призвать мекканцев к миру еще раз и для этого
направился в Мекку. Блокада путей северных караванов разрушила
мекканскую экономику. Пророк пообещал мекканцам безопасность транзита,
выдачу беглецов и выполнение всех условий, которые они желали,
согласившись даже на возвращение в Медину без совершения паломничества к
Каабе. В результате, в Худайбие, пригороде Мекки, две стороны пообещали
сохранять мир, а также соблюдать нейтралитет при конфликтах с третьими
сторонами.
36. Воспользовавшись миром, Пророк начал интенсивную
работу по распространению Ислама. Он отправил письма правителям
Византии, Ирана, Эфиопии и других земель. Византийский патриарх Дугатур
Аравийский принял Ислам, но был за это растерзан толпой христиан.
Префекта палестинского города Маан постигла та же судьба: он был
обезглавлен и распят по приказу императора. Мусульманский посол был убит
в Сирии/Палестине, и вместо того, чтобы наказать преступника, император
Ираклий помчался со своей армией, чтобы защитить его от карательной
экспедиции, отправленной Пророком (битва при Муте).
37. Надеясь
воспользоваться трудностями, с которыми столкнулись мусульмане,
мекканские язычники нарушили условия договора. В ответ на это Пророк
лично возглавил десятитысячную армию и бескровно взял удивленную Мекку.
Проявляя великодушие, он созвал поверженных противников, напомнил им об
их злых деяниях, о том, как они преследовали мусульманам, несправедливо
отнимали имущество беженцев, беспрестанно организовывали вооруженные
набеги, бессмысленно враждовали на протяжении двадцати лет подряд. Он
спросил их: «Чего же вы теперь ждете от меня?» Когда от стыда все
опустили голову, Пророк провозгласил: «Да простит вас Аллах, идите с
миром! С вас сегодня не спросят, вы свободны!» Он даже отказался от
притязаний на мусульманскую собственность, конфискованную язычниками.
Это немедленно произвело огромный психологический эффект на сердца
людей. Когда же лидер мекканцев, услышав об этом всеобщем помиловании,
приблизился к Пророку, чтобы заявить, что он принимает Ислам, Пророк
сказал ему: «В свою очередь, я назначаю тебя правителем Мекки!» Не
оставив в побежденном городе ни одного солдата, Пророк вернулся в
Медину. Исламизация Мекки была завершена всего за несколько часов.
38. Сразу после этого жители Таифа собрали свои войска, чтобы сразиться
с Пророком. С небольшими трудностями враг был разбит в долине Хунайна,
но мусульмане решили снять осаду близлежащего Таифа и использовать
мирные средства для сведения на нет сопротивления региона. Меньше чем
через год в Медину приехала делегация из Таифа с предложением
подчиниться. Однако они требовали, чтобы с них были сняты обязанности
совершать молитвы, выплачивать налоги и нести военную службу, и чтобы
они по-прежнему могли свободно совершать прелюбодеяния, предаваться
внебрачным связям и распивать спиртные напитки. Они даже требовали
сохранения в Таифе храма идолу аль-Лату. Но Ислам не был
материалистическим безнравственным движением; и вскоре сама делегация
застыдилась того, что они попросили в отношении молитв, прелюбодеяния и
вина. Пророк согласился сделать уступки в отношении выплаты налогов и
службы в армии и добавил: «Вам не надо разрушать храм своими руками – мы
пришлем своих людей, которые сделают это. И если после этого будут
какие-то последствия, которых вы опасаетесь из-за своих суеверий, то они
постигнут этих людей (а не вас)». Этот поступок Пророка показывает,
какие уступки можно делать людям, только что принявшим Ислам. Переход
жителей Таифа в Ислам был настолько искренним, что в скором времени они
сами отказались от сделанных им уступок и, как и в других мусульманских
регионах, в их области появился назначенный Пророком сборщик налогов.
39. За все время проведения этих «войн», продолжавшихся на протяжении
десяти лет, немусульмане потеряли всего около 250 человек убитыми, а
потери мусульман были еще меньше. И несмотря на это, весь регион Аравии с
его площадью в миллионы квадратных метров был исцелен от нарыва анархии
и безнравственности. За эти десять лет безучастных сражений все народы
Аравийского полуострова, а также южные регионы Ирака и Палестины
добровольно приняли Ислам. Некоторые христианские, иудейские и
зороастрийские группы продолжали придерживаться своей религии, и им была
дарована свобода вероисповедания, а также законодательная и судебная
автономия.
40. В 10 году по хиджре, когда Пророк отправился в
Мекку чтобы совершить хадж (паломничество), он встретил там от 90 до 114
тысяч мусульман или даже больше того (как гласят разные источники),
собравшихся из различных регионов Аравии для выполнения своей
религиозной обязанности. Он обратился к ним со своей знаменитой
проповедью, в которой резюмировал свои учения: «Вера в Одного Бога без
изображений и символов; равенство всех верующих независимо от расовой и
классовой принадлежности; преимущество одного человека над другим только
на основе его благочестия; неприкосновенность жизни, имущества и чести;
отказ от ростовщичества, кровной мести и самосуда; лучшее обращение с
женщинами; обязательное наследование и распределение имущества умерших
между ближайшими родственниками обоих полов; устранение возможности
аккумулирования богатства в руках небольшой группы людей». Коран и
поведение Пророка должны были служить основой законодательства и здравым
критерием во всех вопросах человеческой жизни.
41. По
возвращении в Медину он заболел. Спустя несколько недель, когда он был
на своем смертном одре, к нему пришло чувство удовлетворения, что он
успешно справился с задачей, за которую взялся, – донести до мира
Божественное послание.
42. Он завещал последующим поколениям
религию чистого монотеизма, из царившего хаоса создал хорошо
организованное государство и заменил постоянные междоусобные войны
миром. Он установил гармоничное равновесие между духовным и тленным,
между молитвенным ковриком и боевыми доспехами, оставил после себя новую
систему законодательства, осуществлявшую беспристрастный суд, к
которому даже глава государства мог быть привлечен наравне с любым иным
гражданином. В этой системе религиозная терпимость была настолько
велика, что в мусульманских странах даже немусульманское население в
равной степени имело судебную, законодательную и культурную автономию.
Коран установил принципы формирования государственного бюджета и уделял
наибольшее внимание бедным слоям населения. Государственные доходы
отныне никоим образом не могли считаться частной собственностью главы
государства. И главное: Пророк Мухаммад явил собой личный благородный
пример, в полной мере исполнив все то, чему учил остальных.
Central-Mosque.com (статья заимствована у Мусульманской студенческой ассоциации Южнокалифорнийского университета)
Перевод: Askimam.ru
последние Биографии
Словарь
Фетвы
Статьи
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →