Брак людей с разными убеждениями: возможен ли он?
Вопрос:
Я нахожусь в ситуации, когда чувствую, что мне нужны помощь и совет от того, кто имеет познания об исламе и других религиях и имеет представление о различных культурах. Мне 35 лет, я родом из Пакистана, обучался по специальности «Строительное дело», потом переехал в Великобританию, где год изучал информатику в магистратуре. В течение примерно четырех лет жил в Британии, после чего эмигрировал в Канаду. Я живу в Торонто с 2006 года. Я все еще холост, что не совсем обычно среди людей моей культуры. Я — единственный в своей семье, кто живет за границей.
Сейчас я нахожусь в ситуации, когда мои ограниченные знания и отсутствие опыта мешают мне принять правильное решение. Поэтому я решил написать вам и просить вашего совета, который для меня чрезвычайно ценен.
Я встретил девушку-иудейку и безумно влюблен в нее. У нас общие взгляды по большинству вопросов, но относительно религии и воспитания детей наши взгляды существенно различаются.
Мне хотелось бы знать: если я решусь жениться на ней, по каким вопросам я могу идти с ней на компромисс, а по каким не могу, каким образом нужно будет воспитывать детей в соответствии с исламом. То есть, поскольку ислам разрешает брак мусульманина и иудейки, как нужно в этом случае воспитывать ребенка? Особенно в плане его религии? Для меня ислам настолько естественен, что я понимаю, что если мусульманину разрешено жениться на иудейке, то ислам знает, что девушка будет играть главную роль в воспитании ребенка, и ее религия играет важную роль в его воспитании. Если она практикует свою религию, как тогда ребенок может не попасть под влияние этой религии? Как на практике я могу воспитать ребенка в соответствии с исламом? После моих разговоров с ней я могу сказать, что она гордится своими традициями, и она придерживается мнения, что дети должны быть воспитаны и по иудейской, и по исламской традиции. Сам бы я хотел, чтобы дети были мусульманами, но и хотел бы знать, какова позиция ислама по вопросу межрелигиозного брака в отношении религии и воспитания детей, принимая во внимание то, что удалить детей от веры и традиций их матери практически невозможно, и принимая во внимание то, что я буду жить в Торонто, а не в исламской стране. Было бы замечательно, если бы вы смогли тщательно разъяснить, как нужно на практике действовать в отношении этого вопроса, поскольку все, с кем я разговаривал, говорят, что дети должны воспитываться как мусульмане, но никто не описывает, как это сделать на практике. Кроме того, если я скажу ей, что хочу, чтобы дети были мусульманами, она скажет, что она хочет, чтобы они были иудеями, поскольку для нее религия священна.
Есть ли практические примеры из истории ислама, когда мусульманин женился на иудейке или христианке и воспитывал своих детей? Как они вели себя с детьми и женами в повседневной жизни? Как они исключали (если исключали) возможность воздействия религии своих супругов на воспитание детей? Есть ли возможность, чтобы дети воспитывались согласно обеим религиям, а когда они подросли, сами бы выбрали, чему следовать? Мне бы хотелось знать все возможные точки зрения, ситуации и любое решение (если такое имеется). Буду вам очень благодарен за те усилия и время, что вы вложите, отвечая на мое письмо.
Ниже привожу ее письмо, которое может дать вам представление о ее мыслях по религии и детям:
«Итак, что важно для меня? Мне необходимо быть уверенной, что мой ребенок (дети) будет видеть только любовь и уважение от всех типов людей, и что, воспитывая их, не должно случиться такого, чтобы они судили о людях по их религии, цвету кожи или половой ориентации. Для меня неприемлемо, чтобы им кто-либо говорил (независимо от религиозного авторитета говорящего), что они лучше, чем кто-то другой. Это вероятно единственный наиболее важный вопрос, по которому я бы хотела, чтобы мы имели одинаковое мнение. Мне необходимо быть уверенной, что детям будут даны равные возможности и поддержка, и никто и ничто не должно делать так, чтобы девочка чувствовала себя менее ценной, чем мальчик.
Перейду к религии, поскольку это наглядная тема. Я знаю, что ты - мусульманин и всегда им будешь. Я знаю, что я — иудейка и всегда буду ей. И думаю, что мы оба нормально относимся к этому... по крайней мере, я. Конечно, я всегда мечтала об иудейской свадьбе, но ты важен для меня, и я знаю, что в этом случае это невозможно.
Относительно того, как я смотрю на вещи... Мне нужно, чтобы мои дети чувствовали себя частью иудейской истории, культуры и религии, и конечно у меня нет претензий к тому, чтобы они чувствовали себя также и частью мусульманской религии и культуры. Я чрезвычайно горда иудейской историей, нашим выживанием несмотря на все невзгоды и ужасные гонения, нашей ролью во многих очень либеральных и прогрессивных движениях, которые сделали историю такой, какая она есть сегодня. Для меня важно, чтобы традиции сохранялись и продолжались с уважением к другим традициям.
Реальность такова, что гипотетически, если бы мы женились и жили здесь, твои/мои дети участвовали бы в моей семье и шаббате, и я бы не хотела, чтобы они были отвержены или бы к ним обращались иначе, чем к моим племянницам. Я чувствую, что они должны и продолжают учиться вещам о ценностях, лидерстве и традиции, которые делают их лучше и счастливее. Я бы никогда не согласилась отдать своих детей иудейской религиозной организации, которая бы относилась неуважительно к мусульманам и их религии и которая бы не принимала обогащающий опыт сосуществования в детях двух культур, иудейской и мусульманской. С другой стороны, я не ожидаю ни от кого иметь уважение по отношению к тем людям, которых я считаю несправедливыми, к какой бы религии они ни относились.
Я бы солгала, если б не сказала, что это очень трудно для меня смириться с тем, что кто-нибудь может действительно верить так буквально в чистое совершенство или божественность религии или человека. Хотелось, чтобы я смогла понять эту часть тебя, которая так важна для понимания того, кто ты... но, боюсь, я буду всегда сражаться с этим. Я бы солгала, если бы не сказала, что чувствую себя весьма некомфортно с той точкой зрения, что ислам — последнее и решающее слово. У меня также нет намерений учить детей, что религия - только одна. Аналогично я бы никогда не учила своих детей, что иудеи — избранные люди в том смысле, в каком этот термин используется. Если бы я верила тому, что обозначено в Торе, тогда бы я сама должна была отрицать все другие религии».
Я был бы вам благодарен, если бы вы ответили на мое письмо и посоветовали мне, как быть в этой ситуации. Я надеюсь, что вы сможете понять мои сходство и любовь к этой девушке, но в то же время я боюсь Аллаха и не хочу совершить то, что нанесло бы вред мне и моим следующим поколениям.
И другое чувство, которое у меня на душе в последние дни: в силу того, что я нахожусь вдали от своей семьи, хотя и имею друзей в Торонто, то думая о различных возможностях - если предположить расставание с ней, то чувствую, что это будет слишком тяжело, и, кроме того, знать только одного человека, связав себя с ней, будучи к ней лояльным, намного лучше, чем не быть с ней и все время сражаться с нафсом, чтобы не начать развлекаться с другими женщинами или чем-то подобным.
Ваш ответ и совет очень ценны для меня. Я молю Аллаха показать мне правильный путь, но на данной стадии жизнь кажется сложной, и вещи кажутся более трудными, чем обычно. (ЮАР)
Уважаемый брат по исламу,
ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Джазакаллах за то, что написали нам о своих опасениях и неопределенности относительно своего выбора потенциального брачного партнера.
В начале разрешите обратить Ваше внимание на то, что, хотя Вы пишете о своей «любви» к этой женщине, Вы в настоящее время руководствуетесь своим иманом (верой), и похоже, у Вас есть серьезные сомнения относительно Вашего будущего. Хотя Вы говорите, что у вас много схожих взглядов, вы имеете различия в самых важных аспектах, которые могут иметь огромные последствия для вас в будущем. Воспитание ваших детей и ваша совместная жизнь в качестве мужа и жены не заканчиваются просто на том, чтобы пожениться и составить договор, что дети могут выбрать любую религию, какую захотят, когда вырастут. В чем смысл воспитания их двумя религиями и затем утверждения подобного выбора? В чем смысл посещения ими всех иудейских и мусульманских обрядов — только для того чтобы дать им решить, какую сторону им принять?
Есть много обязательств, требуемых Исламом от обоих партнеров в браке. Это, очевидно, требует слияния сердца и умов. Всевышний Аллах выбрал мужчину капитаном своего корабля, который будет ответственен за поступки и упущения своей жены и своего потомства. Говоря иначе, Вы — пастух своего стада. У Ваших нерожденных детей есть права на Вас в том, чтобы Вы выбрали партнера (их будущую мать), которая была бы благочестивой и которая была бы хорошим примером для них и которая бы растила их с чистым иманом. Они будут воспитаны с любовью к Всевышнему Аллаху и пророку (салаллаху алейхи уа саллям) как самым важным в их жизни. Это требует от Вас выбрать женщину, которая имеет правильную акыду (убеждения), чтобы передать ее своим детям.
Вам необходимо оставаться на тех же позициях, на которых Вы находились до брака. Из того, что Вы (и она) написали, все, что я могу видеть, - это конфликт по поводу того, что «мои дети будут делать это, но не то, они пойдут сюда, они не пойдут туда» и т. д. и т. д... Например, Вы стали инженером, но не выучили, скажем, как заполнять полости в зубе, как это делает дантист. Я имею в виду, что физика, химия и знание математики тоже играют здесь роль. Но Вы выбрали свою отрасль и изучили все то, что нужно для того, чтобы стать квалифицированным, компетентным, знающим и эффективным инженером-строителем. Когда Вы говорите о браке, Вы имеете дело не с двумя разными культурами. Вы имеете дело с двумя разными религиями. Ее письмо многое объясняет и сообщает Вам большое количество того, что она отвергает в Исламе. Я заметила больше расхождений, чем сходств в ваших системах убеждений и того, что Вы хотите для своих детей и совместной жизни. Вы оба имеете больше различий в том, как вы хотите воспитать своих детей. Ислам требует от Вас, чтобы Ваши дети росли мусульманами. Это их абсолютное право в отношении Вас, поскольку Вы — их отец. Они должны получить знания о каждом аспекте Ислама посредством Ваших усилий. Хотя мама — первое «медресе» (школа) для ребенка, это Ваша обязанность следить за тем, чтобы ребенок получал правильное религиозное воспитание и образование. Ислам — это не просто религия, это весь Ваш образ жизни. Всевышний Аллах послал Свое лучшее создание, пророка (салаллаху алейхи уассаллам), как милость для человечества. Он принес послание Ислама нам и научил нас, «что значит», «почему» и «как» быть мусульманином. Нет ни одного момента в повседневной жизни и образе жизни, которому бы он нас не обучил. Это становится вашей обязанностью как родителей быть примером, которого ваши дети заслуживают, чтобы стать знающими мусульманами, способными смело встретить много испытаний, с которыми мы сегодня сталкиваемся в этом мире.
Можете ли Вы представить себе замешательство и отчаяние, которые испытают Ваши дети, имея дело с двумя противоположными системами правил? Не задумываетесь ли Вы, что это будет очень запутанная ситуация и путь к катастрофе для Ваших детей? Пострадают Ваши отношения, пострадают дети, и Вы можете оказаться перед ситуацией «Я возьму мальчика, а ты возьмешь девочку», если все пойдет слишком сложным образом для Вас? Что если Вам придется вступить в юридическое сражение, кто будет тогда проигравшим? Мои слова могут звучать пессимистично, но, прочитав ее письмо и пытаясь понять, что же вы действительно хотите от своих будущих детей, я не вижу общей дороги в ваших отношениях. Вы оба хотите продолжать практиковать свои религии, и вы хотите, чтобы ваши дети были мусульманами/иудеями. Все это просто не совпадает.
Мне кажется, Вы слишком долго были отделены от Вашей семьи и мусульман. Иншааллах, Вы сделаете усилие возобновить Ваши отношения с как можно большим количеством братьев в Торонто — так, что Вы сможете увеличить Ваши знания религии и вооружить себя более полным пониманием, где находится Ваша ответственность в отношении тех вопросов, что Вы подняли. Вы также упомянули о желании связать себя с одним человеком. В Торонто - очень большое, полное жизни сообщество мусульман. Иншааллах, как только о вас узнают в сообществе, Вы будете представлены благочестивой женщине, которая вырастит детей так, как вы желаете. Обратите внимание, что Вы должны оборвать все связи с той женщиной, о которой Вы говорили, во всех смыслах этого слова — так, что Вы сможете двигаться дальше, поскольку не останется никакой двусмысленности. Вам необходимо сделать это исключительно для того, чтобы завоевать довольство Всевышнего Аллаха. Очень обнадеживает, что у Вас есть беспокойство по поводу того, чтобы не причинить вреда своей религии и религии Ваших следующих поколений. Субханаллах, да сохранит Вас Аллах сознательным относительно Ваших обязанностей по отношению к Создателю и защитит Вас и Ваше потомство от неправильного пути! Аминь. Да направит Всевышний Аллах Вас и защитит Ваш иман! Аминь.
Уассалам.
Сестра Фадиля
Социальный отдел
Источник (англ.): Askimam.org
Словарь
Статьи
Биографии
Жизнь саиды Аиши (радиаллаху анха) – наглядное доказательство тому, что женщина может быть намного более эрудированной, чем мужчины и что она может стать учителем ученых и ... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →