Два мужа... какой из них законный?
Вопрос:
У меня есть подруга, которая раньше была христианкой и вышла замуж за мусульманина в американском суде (в суде присутствовали 2 свидетеля-мусульманина). В действительности один из них находился в комнате суда вместе с ними, в то время как двое других были за пределами комнаты, но присутствовали там в этот день. Хотя это был брак, заключенный на бумаге, у них было намерение развестись через некоторое время. Также в действительности они так и не завершили свой брак: хотя и жили вместе некоторое время: они только целовались, но не имели половых отношений друг с другом. Был ли действителен их брак?
Через некоторое время девушка приняла Ислам и стала практикующей мусульманкой. Потом она захотела выйти замуж за другого новообратившегося мусульманина. В то время она не обладала хорошими исламскими познаниями и думала, что ее первый брак недействителен в силу того, что он был заключен в суде и проходил без половых отношений. Поэтому она заключила исламский брак со вторым мужчиной, будучи еще замужем за первым. Через год после заключения второго брака, был совершен развод между ней и ее первым мужем. Они оба подписали бумаги о разводе.
Сейчас они оба обеспокоены, что их брак недействителен, и они жили в грехе.
Является ли первый брак действительным согласно Исламу? Если так, то действителен ли развод? И действителен ли второй брак? Если нет, то что этой паре следует сделать? (ЮАР)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
В Вашем запросе есть несколько моментов, требующих отдельного друг от друга рассмотрения. Вы указали, что супруги имели намерение развестись: если это было прямо упомянуто во время заключения брака как условие для брака (или даже если это было просто записано в любом из документов), их брак недействителен и ничтожен (лишен юридической силы). В то же время, если у них было такое намерение, но они не выразили явно это намерение и не сделали это условием брака, их брак будет действителен. (Фатава Махмудия. – Изд. Джамиа Фарукия. – 11:61)
الدر المختار - 3 / 51 سعيد
وبطل نكاح متعة ومؤقت - وإن جهلت المدة أو طالت في الأصح وليس منه ما لو نكحها على أن يطلقها بعد شهر أو نوى مكثه معها مدة
Во-вторых, Вы указали, что Ваша подруга была христианкой во время заключения первого брака. Почтенный муфтий Таки Усмани писал:
Женщины, которые являются христианками или иудейками только по их именам и при этом в действительности не верят ни в какую религию, как многие люди в западных странах, не могут быть названы Ахлюль-китаб (людьми Писания). Они – атеисты, а по шариату запрещено жениться на атеистке. (Таки Усмани. Актуальные фетвы, 130)
Поэтому необходимо знать, действительно ли она была истинной Ахлюль-китаб, в случае чего ее брак был действителен, или она была лишь так называемой христианкой, в действительности будучи атеисткой.
В-третьих, Вы указали на то, что в суде был лишь один свидетель. Брак будет действителен только в том случае, если в суде присутствовал еще один человек (мусульманин или Ахлюль-китаб), который также был свидетелем брака. Не является необходимым официально закреплять свидетельство. Если присутствовали люди, которые выполняли условия свидетеля, брак будет действителен. В действительности, судья сам мог быть свидетелем, если он выполнил соответствующие условия.
Подводя итог, если намерение развестись не было условием брака, и женщина была истинной ортодоксальной христианкой, тогда первый брак будет действителен, а второй брак женщины будет недействительным. И наоборот: если женщина была непрактикующей христианкой, или развод был условием брака, тогда первый брак будет недействителен, а второй брак действителен. Кроме того, являлось обязательным, чтобы во время заключения брака присутствовало два свидетеля. Не имеет значения, были ли они официально назначены свидетелями; факт того, что они присутствовали, достаточен.
Если, основываясь на приведенных выше объяснениях, первый брак был действителен, тогда женщине необходимо заключить новый никах со вторым мужем. Причина этого в том, что развод от первого мужа был получен только после (недействительного) никаха второго брака. Следовательно, во время заключения второго брака она все еще была обручена с первым мужем. Ей также следует просить Аллаха простить ее за все то время, что она жила в прелюбодеянии со вторым мужем.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Исмаил Муса
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Источник (англ.): Askimam.org
Словарь
Статьи
Биографии
Полное имя имама Муслима (рахматуллахи алейхи) — Абуль-Хуссайн Муслим-бин-Хабадж ан-Нишапури. Он родился в прославленной арабской мусульманской семье в известном хорасанско... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →