Каков минимальный размер махра, выплачиваемого женихом невесте?
Вопрос:
Ассаляму алейкум, дорогой брат.
Можно ли узнать у муфтий-сахиба подробные ссылки на правовое заключение относительно размера махра по ханафи?
Дело в том, что многие ребята приводят ссылки на то, что Умар (р а) был поправлен женщиной в мечети, когда решил ввести ограничение минимального махра. Мнение братьев - минимума нет, можно жениться за айяты Курана - и это сунна и т.д., и т.п.
Хотелось бы знать аргументы ханафитской школы в данном вопросе. Почему у махра есть минимум и каков он на сегодняшний день?
Джазакаллаху хайр. (Казань, Татарстан, Россия)
Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
В шафиитском и ханбалитском мазхабе установленного минимума у махра нет. Соответственно, в качестве махра можно использовать все то, что имеет ценность: например, тот или иной товар или определенную услугу. (Аль-маусуа аль-фикхия, том 39, стр. 161)
Поэтому, по мнению имамов Шафии и Ахмада ибн Ханбаля (милость им Аллаха), мужчина может вступить в брак с женщиной, договорившись, что обучит ее определенной части Корана в течение заданного срока, и указав, что это и есть махр.
Имам Малик (милость ему Аллаха) считал, что минимальным махром является четверть золотого динара или три серебряных дирхама (9,183 г), или эквивалентная по стоимости ценность. (Аль-маусуа аль-фикхия, том 39, стр. 162)
В ханафитском мазхабе махр должен быть выдан невесте в том, что имеет денежную стоимость. Минимальный размер – десять дирхамов (30,61 г серебра) или эквивалентная стоимость. (Аль-маусуа аль-фикхия, том 39, стр. 161)
Следующий аят Корана указывает на то, что махр должен быть в денежной форме или иметь денежную стоимость:
Вам дозволены (для вступления в брак) все (кроме замужних) женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, связывая себя узами (брака) и не распутничая.
(Коран, 4:24)
В данном аяте Коран ясно указывает, что махр должен быть дан из имущества (денег, золота, серебра или любой ценности, имеющей денежную стоимость).
Как было указано выше, минимальный размер махра в ханафитском мазхабе составляет десять дирхамов. Это правило основано на сообщении о следующих словах господина Али (да будет доволен им Аллах):
Шейх Зафар Ахмад Усмани (милость ему Аллаха) подробно рассмотрел данное правило в своей книге «Игля-ус-Сунан» и привел доводы о том, что это сообщение вместе с другими подкрепляющими его повествованиями формирует основу для ханафитского правила о минимальном махре в десять дирхамов. (Игля-ус-Сунан. – Том 11, стр. 79–85)
Если говорить о случае с господином Умаром (да будет доволен им Аллах), когда его поправила женщина во время выступления, это событие не имеет никакого отношения к минимальному махру. Здесь речь шла об установлении максимума для махра.
Ислам не ограничивает максимальный размер махра. Господин Умар (да будет доволен им Аллах) был озабочен тем, что во время его правления женщины требовали огромный по сумме махр, в результате мужчины испытывали финансовые трудности, и брак для них становился трудным к осуществлению. Поэтому Умар (да будет доволен им Аллах) выступил в отношении данного вопроса и возразил против установления столь высокого размера махра, говоря, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не давал своим женам и не требовал в отношении своих дочерей махра больше 480 дирхамов. Тогда женщина из числа курайшитов выразила свое несогласие со словами халифа, имея в виду, что максимум для махра не ограничен. Она процитировала следующий аят Корана:
Вы дали ей (своей жене) большое богатство (в виде махра), так ничего не берите себе из этого обратно.
(Коран, 4:20)
Услышав это, господин Умар (да будет доволен им Аллах) сразу понял, что аят указывает на отсутствие максимума у махра, и что женщина права. Поэтому он тут же отказался от своего прежнего заявления и подтвердил, что в этом вопросе права женщина, а не он. Таков был Умар, известный как «ваккаф инда Китабиллях» (человек, немедленно отступающий от своих действий и полностью подчиняющийся в случае прослушивания соответствующего аята из Корана). Передается немало случаев с ним, когда хотя он и был прав, но немедленно отступал от своего мнения и полностью подчинялся аяту даже без попыток оправдать то, что он имел в виду. (Байхакы. Ас-сунан аль-кубра. – № 14336)
Поэтому данный случай никак не связан с минимальным махром, и на его основе нельзя отрицать ханафитское правило о минимальном махре в десять дирхамов.
Но если человек придерживается иного из имеющихся четырех суннитских мазхабов (например, шафиитского или ханбалитского), то ему нужно следовать правилу своего мазхаба, поскольку все четыре методологии исламского права основаны на Коране и Сунне. Он будет не прав, если попытается навязать свое мнение другим и принизить целостность иного мазхаба своим непониманием исламского права.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Перевел: Timur (Q522)
Словарь
Статьи
Биографии
Имам имамов, светоч уммы, предводитель факихов и муджтахидов, хафиз-хадис, хазрат, имам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) был уважаемым муджтахидом, мухаддисом и авторитетно... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →