Можно ли заключить никах по скайпу?

Вопрос:
Уважаемый муфтий Ибрагим Десаи, ассаламу алейкум!
В Канаде одна женщина приняла ислам. Ей 42 года, она разведена. У нее два сына: одному около 20, и он не планирует становиться мусульманином, другой – несовершеннолетний, живет с отцом. Вся ее семья не приняла ее мусульманство, и она оказалась в изоляции, в трудной ситуации.
Я предложил вступить ей в брак, чтобы помочь в материальном плане и во всех иных вопросах. Сам я женат и планирую сообщить семье о своем решении лишь после никаха.
Я нахожусь в Саудовской Аравии, а она, как уже говорил, живет в Канаде, законы которой не допускают второго брака. Поэтому имамы канадских мечетей совершают никах лишь после получения сертификата о браке от местных властей.
Законы Саудовской Аравии строги и объемны, но я подам документы для юридического разрешения. Мы планируем жить, во-первых, в заключенном по всем правилам браке, а во-вторых, в моем городе.
Пока же я могу навещать ее время от времени, поскольку имею бизнес-дела в Канаде. Соответственно, чтобы прикосновения и разговоры о дальнейших планах были дозволены, хочу жениться на ней через скайп или иным допустимым образом. У нее нет никого, кто мог бы выступить в роли опекуна или свидетеля, а я в ее городе тоже не знаю никого, кто мог бы стать посредником с ее стороны.
Я разговаривал с одной юридической фирмой в Пакистане. Они утверждают, что используют онлайн-никах по скайпу в рамках шариатских норм согласно ханафитскому мазхабу.
Пишу вам обо всем этом подробно и прошу дать совет в данном вопросе. Как можно заключить между нами никах в рамках шариатских норм? Можно ли воспользоваться услугами той фирмы, которая дает заверенное свидетельство о никахе из Пакистана? И да вознаградит вас Аллах за совет! Уассалам. (Саудовская Аравия)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Никах заключается при наличии предложения (иджаб) с со стороны одного из потенциальных супругов и принятия (кабуль) со стороны другого из них в физическом присутствии двух взрослых мужчин-свидетелей или одного мужчины и двух женщин на том же собрании.1
Условие физического присутствия в скайп-браке не соблюдается.2 Обе стороны находятся в разных местах, а наблюдатели не выступают в качестве шариатских свидетелей иджаба и кабуля в одном месте.
Как вариант, одна из сторон может назначить кого-то другого на том конце в качестве своего представителя, чтобы сделать предложение или, наоборот, принять его от имени данной стороны в присутствии двух свидетелей.
В рассматриваемом случае женщина из Канады, о которой вы говорите, может назначить одного из ваших друзей в Саудовской Аравии в качестве своего представителя, чтобы принять ваше предложение от ее имени в присутствии двух мужчин-свидетелей или же одного мужчины и двух женщин. Брак, заключенный таким образом, будет действителен. Ее представитель будет ее вакилем, а иджаб и кабуль состоятся в присутствии двух свидетелей на одном собрании, тем самым условие физического свидетельствования иджаба и кабуля будет соблюдено.
А Аллах знает лучше.
Муаджул Чаудхури (США)
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Источник (англ.): Askimam.org
Сноска 1
بدائع الصنائع في ترتيب الشرائع (2/ 232)
(وأما) الذي يرجع إلى مكان العقد فهو اتحاد المجلس إذا كان العاقدان حاضرين وهو أن يكون الإيجاب والقبول في مجلس واحد حتى لو اختلف المجلس لا ينعقد النكاح، بأن كانا حاضرين فأوجب أحدهما فقام الآخر عن المجلس قبل القبول، أو اشتغل بعمل يوجب اختلاف المجلس، لا ينعقد؛ لأن انعقاده عبارة عن ارتباط أحد الشطرين بالآخر، فكان القياس وجودهما في مكان واحد، إلا أن اعتبار ذلك يؤدي إلى سد باب العقود؛ فجعل المجلس جامعا للشطرين حكما مع تفرقهما حقيقة للضرورة، والضرورة تندفع عند اتحاد المجلس، فإذا اختلف تفرق الشطرين حقيقة وحكما فلا ينتظم الركن...........................
فأما إذا كان أحدهما غائبا؛ لم ينعقد حتى لو قالت امرأة بحضرة شاهدين: زوجت نفسي من فلان وهو غائب فبلغه الخبر فقال: قبلت أو قال رجل بحضرة شاهدين: تزوجت فلانة وهي غائبة فبلغها الخبر فقالت: زوجت نفسي منه لم يجز، وإن كان القبول بحضرة ذينك الشاهدين.
وهذا قول أبي حنيفة ومحمد وقال أبو يوسف: ينعقد ويتوقف على إجازة الغائب.
حاشية ابن عابدين (رد المحتار) (3/ 14)
(قوله: اتحاد المجلس) قال في البحر: فلو اختلف المجلس لم ينعقد
Сноска 2
Contemporary Fatawa by Mufti Taqi Uthmani p.132
فتاوى دار العلوم زكريا (3/ 558)

последние Фетвы
- Запрещено ли сбривать волосы другому будучи самому в ихраме?
- Выход из ихрама: допускается ли использование машинки для стрижки?
- Можно ли совершить хадж за умершего, который не завещал этого делать?
- Разрешено ли совершать дополнительную умру после хаджа?
- Можно ли читать в обязательных намазах дополнительные дуа?
Словарь
Статьи
Биографии
«За последние пять веков исламской истории еще не было ни одной личности, подобной маулане Кашмири» (Мухаммад Икбаль). Разве найдется тот, кто смог бы объяснить превосходст... Подробнее →
Книги

190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →