Считается ли убийством прерывание беременности до того, как душа вложена в плод?
Вопрос:
Дело в том, что один брат–мусульманин женился на девушке, она забеременела от него, он не хотел детей от нее, так как разочаровался в этой женщине и хотел расстаться с ней. Она дала ему понять, что детей не отдаст. Из-за страха, что жена воспитает детей немусульманами, он принял решение подсыпать ей лекарства, которые вызывают выкидыш, срок от момента зачатия был 35–37 дней, ему один мусульманин сказал, что до 40 дней этот поступок не будет считаться убийством человека, так как у плода еще нет души.
У него следующие вопросы:
1. Считается ли его поступок убийством человека?
2. Как искупить этот грех, нужно ли выплатить каффара и гуррат (искупление за кровь)?
3. Нужно ли брату говорить о данном поступке своей бывшей жене? (Москва, Россия)
Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Даже ознакомление с произошедшим оставляет крайне неприятный осадок. Действия отца данного ребенка – это худшая форма обмана как по отношению к ребенку, так и по отношению к матери. Его поступок, направленный на выкидыш, приравнивается к прерыванию жизни ребенка (хотя и несколько отличается от убийства). Этому человеку нужно глубочайшим образом осознать всю отвратительность своего поступка. Аборт в целом запрещен, и ислам строго осуждает его, за исключением определенных случаев, когда такие действия считаются вынужденными согласно исламу.
Нормы джинаята (преступлений против личности) в данном случае не применяются, поскольку поступок был совершен до преобразования плода в полноценного человека, душа еще не была вложена в ребенка.
Согласно хадисам, душа вкладывается в плод по прошествии ста двадцати дней со времени зачатия. (Бухари. Сахих. – № 3208, передал Ибн Масуд)
Когда плод наделяется душой, он получает права и привилегии живого человека: тогда в случае аборта вступает в силу, в том числе, норма о денежной компенсации (гуррат).
Но в данном случае аборт произошел до достижения данного срока, и у ребенка к тому моменту не были сформированы части тела, и душа не была вложена в него. Поэтому на отце не лежит обязанность выплаты компенсации и соблюдении каффары, как в случае с убийством или абортом полностью сформированного плода (после 120 дней). (Аль-Маусуат-уль-фикхия. – Том 2, стр. 61)
Он обязан сообщить матери ребенка о своих действиях, чтобы уберечь ее от возложения вины на себя, чтобы она не думала, будто какие-то из ее действий привели к выкидышу. Ему нужно искренне попросить у нее прощения. Нужно также просить прощения у Аллаха.
Поскольку специалисты исламского права рекомендовали выплату денежной компенсации (гуррат) даже в таком случае, ему следует отдать, в рамках своих возможностей, существенную денежную сумму или материальные ценности матери ребенка в качестве искупительной жертвы. Это не носит обязательного характера, но такое действие человечно.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Перевел: Timur (Q545)
Словарь
Статьи
Биографии
Мухаммад Хифзуррахман (1901–1962) родился в небольшом городе под названием Сеохара (Биджнор, Уттар-Прадеш, Индия). В отличие от своих братьев, получивших западное о... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →