Можно ли немусульманам входить в мечеть?
Вопрос: Известно, что женщинам во время месячных не следует входить в мечеть. Равно как и людям в состоянии большой нечистоты (без гусля). А что насчет туристов-немусульман, посещающих мечеть? Они же, вероятно, даже не догадываются о запрете. (Казань, Татарстан)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Правило по данному вопросу различается для мусульман и немусульман:
1) Что касается мусульман, в состоянии большой нечистоты (джанабата) в мечеть входить нельзя независимо от того, являются ли причиной месячные или отсутствие гусля (купания). (Джассас. Ахкам Коран. – Том 1, стр. 83; Сарахси. Мабсут. – Том 1, стр. 118)
فقال أبو حنيفة وأبو يوسف ومحمد وزفر والحسن بن زياد لا يدخله إلا طاهرا سواء أراد القعود فيه والاجتياز وهو قول مالك ابن أنس والثوري وفي المبسوط: مسافر مر بمسجد فيه عين ماء وهو جنب ولا يجد غيره فإنه يتيمم لدخول المسجد؛ لأن الجنابة تمنعه من دخول المسجد على كل حال عندنا سواء قصد المكث فيه أو الاجتياز
Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) приводила следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):
إنِّي لا أُحِلُّ المسجِدَ لحائِضٍ ولا جُنُبٍ
Я не дозволяю мечеть женщинам во время месячных и людям в состоянии большой нечистоты. (Абу Дауд. Сунан. – № 232)
2) Что касается немусульман, включая туристов, им разрешается входить в мечеть даже в состоянии нечистоты, поскольку они исключаются из исламских законов. (Ибн Мазах. Мухит бурхани. – Том 5, стр. 360; Хаскафи. Дурр мухтар. – Том 4, стр. 378)
وجاز لكل أحد أن يمر فيه حتى الكافر إلا الجنب والحائض والدواب زيلعي
ثم إن أصحابنا رحمهم الله تعالى فرقوا بين الكافر وبين المسلم الجنب، فلم يجوزوا للمسلم الجنب الدخول في المسجد؛ مع أن الكافر جنب، قال: من الكفار (من) لا يغتسل ومنهم من يغتسل، ولكن لا يدري كيفيته، ولهذا يؤمر بالاغتسال إذا أسلم، والفرق: أن المسلم يدين وجوب الاغتسال بالجنابة، ويعتقد كون الجنابة مانعة من دخول المسجد فتعاملنا معه على حسب اعتقاده، وثبتنا الحكم على ما يدينه، فأما الكافر فلا يدين وجوب الاغتسال بالجنابة أو لا يدين كيفيته ولا يعتقد الجنابة مانعة من الدخول في المسجد، فتعاملنا معه على حسب اعتقاده، وثبتنا الحكم في حقه على ما يدينه فلهذا افترقا
Известна история, как сподвижники захватили в плен Сумаму ибн Асаля. Его привязали к одному из столбов мечети. В это время его навестил пророк, который отнесся к нему с достоинством и велел его впоследствии освободить. Став свидетелем приятного нрава пророка (мир ему и благословение Аллаха), Сумама принял ислам, совершил гусль и вернулся в мечеть мусульманином. (Муслим. Сахих. – № 462, передал Абу Хурейра)
سمع أبا هريرة، قال: بعث النبي صلى الله عليه وسلم خيلا قبل نجد، فجاءت برجل من بني حنيفة يقال له: ثمامة بن أثال، فربطوه بسارية من سواري المسجد، فخرج إليه النبي صلى الله عليه وسلم فقال: «أطلقوا ثمامة»، فانطلق إلى نخل قريب من المسجد، فاغتسل، ثم دخل المسجد، فقال: أشهد أن لا إله إلا الله وأن محمدا رسول الله
В мечети пророк (мир ему и благословение Аллаха) принимал также делегацию сакифитов для ознакомления их с исламом, хотя они не были мусульманами. (Абу Дауд. Сунан. – № 3026, передал Усман ибн Аби Ас)
عن عثمان بن أبي العاص: أن وفد ثقيف لما قدموا على رسول الله -صلى الله عليه وسلم- أنزلهم المسجد، ليكون أرق لقلوبهم، فاشترطوا عليه أن لا يحشروا ولا يعشروا ولا يجبوا، فقال رسول الله -صلى الله عليه وسلم-: "لكم أن لا تحشروا ولا تعشروا، ولا خير في دين ليس فيه ركوع
Из приведенных случаев мы видим, что, хотя эти люди не были в тот момент мусульманами, пророк (мир ему и благословение Аллаха) позволил им находиться внутри мечети с целью ознакомления их с действиями мусульман и исламом.
Поэтому в отношение туристов-немусульман нет запрета на то, чтобы они входили в мечеть с целью ознакомления с образом жизни и практикой мусульман, если при этом соблюдаются священность мечети и уважительное к ней отношение.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Q672
Словарь
Статьи
Биографии
Он был родом из племени бану Хузайль, являясь верным союзником племени бану Захра. Будучи мальчиком, он бродил вдали от людей по тропинкам мекканских гор и пас стада вождя курайшитов... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →