Можно ли брать кредит, если государство берет уплату процентов на себя?
Вопрос: Является ли дозволенным взять кредит по государственной программе, если государство берет на себя обязательство по выплате процентов? Т. е. в итоге предприниматель получает беспроцентный кредит, а государство выплачивает проценты банку. Прошу принять во внимание, что исламских кредитов у нас в стране пока не выдают, а бизнес нуждается в инвестициях. В противном случае это грозит потерей бизнеса. (Казахстан)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Если человек, берущий кредит, совершенно не будет выплачивать никакие проценты, то в случае необходимости ему разрешается брать такие кредиты.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Дополнение |
Вопрос: У меня есть некоторые сомнения в верности данной фетвы. Аллах в Коране не делает уступок в харамных деяниях. Как можно делать уступки, если проценты платит кто-то другой? (Казахстан)
Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Вне всякого сомнения, процентные сделки – харам, и участие в процентных сделках – будь то получение процентов, их уплата или же свидетельствование процентной сделки – является харамом. Помимо того, что запрет процентов указан в Коране, пророк ﷺ проклял тех, кто берет проценты, уплачивает проценты, свидетельствует совершение процентных сделок, а также тех, кто записывает их. (Тирмизи. Сунан. – Хадис 1206, передал Абдулла ибн Масуд)
Хафиз Ибн Хаджар Аскалани (милость ему Аллаха) в своем труде «Фатх-уль-Бари» пояснил, что проклятие данного хадиса применимо только к тем, кто напрямую причастен к процентной сделке во время ее заключения. Те же, кто напрямую к ней не причастен, например бухгалтер, который лишь представляет определенные записи заключенных в определенный день сделок, не будут получать грех, поскольку прямой причастности к процентной сделке у них нет. (Фатх-уль-Бари. – Том 4, стр. 314)
В сделке, о которой говорится в вопросе, получатель кредита не причастен напрямую к получению или уплате процентов. К греху причастна третья сторона, т. е. государство. Поэтому в данном случае проклятие хадиса не будет применяться по отношению к получателю кредита, если только в договоре не говорится о том, что он поручает государству уплатить за него проценты. Если же происходит именно это, т. е. заемщик поручает государству уплатить за него проценты, то это дозволенным не будет. Однако если такого указания нет, и банк требует проценты с государства, то заемщик освобождается от греха банковских процентов.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Дополнение |
Вопрос: И все же я не могу согласиться с такими выводами. Вы наверняка знаете хадис, где Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) говорит, что проклятие возлагается на всех тех, кто употребляет спиртное, и все те, кто имеют отношение к спиртному, тоже под проклятием, даже третьи стороны. Употребление спиртного – грех, и употребление процентов – тоже грех. Несмотря на то, что те, кто имеют отношение к спиртному, даже если не употребляют его, тоже попадают под грех, Вы утверждаете, что вот с процентами третьим сторонам нет никаких греха. Забавный случай происходит. Значит, Спиртное и Проценты – грехи по статусу, но не одинаковы? (Казахстан)
Ответ:
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Несомненно, за участие в процентных сделках в хадисе проклинаются три стороны:
– та сторона, что получает проценты,
– тот человек, что уплачивает их,
– тот, кто выступает свидетелем такой сделки.
Расширять общее правило, заявляя, что все связанное с процентами тоже подпадает под проклятие, является ошибочным действием. Безусловно, то, что напрямую связано с процентной сделкой, несомненно запрещено. Но то, что не имеет прямого отношения к процентной сделке, под проклятие не подпадает. Если мы начнем заявлять, что все связанное с процентами – харам, мы придем к тому, что харамом является открытие счетов (даже беспроцентных) в обычных банках (деятельность которых связана с доходами от процентов), в то время как не существует в мире алима, который бы объявил это харамом.
Чтобы прийти к вынесенному нами решению, мы основывались на принципах, которые были заложены для таких случаев исламскими правоведами. Они постановили, что, если что-то напрямую способствует греху (сабаб-кариб), это запрещено. Но если это напрямую не способствует греху (сабаб-багид), это дозволено.
Например, человек давит виноград и поставляет его производителю вина. Хотя он сам и не производит вино, он получает грех за то, что является прямым пособником в производстве вина.
Другим случаем является выращивание винограда фермером, продающим свою продукцию. Кто-то покупает этот виноград и делает из него вино. Фермер не получает грех за продажу винограда, поскольку прямого отношения к производству вина он не имеет. Хотя фермер и имеет определенное отношение к производству вина, ведь именно он вырастил виноград и продал его, правоведы постановили, что греха на нем нет, поскольку прямым пособником в грехе он не является.
Отсюда можно понять: отнюдь не обязательно, чтобы все связанное с запрещенным находилось под запретом. Чтобы вынести решение по тому или иному действию, нужно определить, имеет ли рассматриваемое действие прямое отношению к греху или нет.
В рассматриваемом нами случае кредит, выданный банком клиенту, является беспроцентным. Государство взяло уплату процентов на себя, и эта сделка – между банком и государством. Она никак не связана с клиентом, поэтому под проклятие уплаты процентов он не подпадает.
Через несколько дней после того, как Вы задали свой вопрос, я сидел вместе с шейхом Абдуллой аль-Манигом, одним из самых известных алимов Саудовской Аравии, являющимся заместителем председателя Организации по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых учреждений (AAOIFI), и обсудил с ним данный вопрос. Он также подтвердил, что клиент банка в данном случае греха не получит.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Словарь
Статьи
Биографии
Известный исламский ученый, шейх Мухаммад ибн Мухаммад Аувама родился 1 января 1940 года в Алеппо. До начала своего обучения в 1953 году, он посещал уроки шейха Мухаммада Ас-Салькы... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →