Главная \\ Фетвы \\ Деньги \\ Деловые вопросы \\ Можно ли создавать бизнес с родственниками-немусульманами?
Можно ли создавать бизнес с родственниками-немусульманами?
Опубликовано: 05 Января 2013

Вопрос: Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!
Я принял ислам 5 лет назад. Сейчас
у меня бизнес с моей семьей. Я и жена - мусульмане, а брат, мама и папа - нет. 23 аят суры «Тауба» гласит: "О те,
которые уверовали! Не берите своих отцов и братьев себе в помощники и друзья, если они предпочли вере неверие, а
те из вас, которые берут их себе в помощники и друзья являются беззакониками!"
Вопрос №1: могу ли я делать семейный бизнес со своим папой, мамой,
братом? Создавая этот бизнес, у меня было и есть намерение хидаят.
Вопрос №2: как мне платить закят? С зарплаты? Бизнес средний. Деньги
копятся 1-2-3 месяца, а потом выдаются по семейному совету. Бизнес работает примерно 1,2
года.
Буду Вам очень благодарен, если Вы
дадите развернутый ответ!
Заранее спасибо!
(Россия, Кострома)
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум
уа рахматуллахи уа баракатух!
1) Маша Аллах,
мы восхищаемся Вашей приверженностью Исламу, и одобряем Ваши усилия. Да примет Аллах Ваши жертвы, а
также жертвы Вашей жены. Амин.
Муфтий
Мухаммед Шафи’ Усмани (рахимахуллах) объяснил смысл этого аята в своем знаменитом и великолепном комментарии к
Корану (Магарифуль Коран). Итак, я процитирую отрывок из его толкования:
Коран установил указания для поддержания сильных родственных связей
с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками, что с ними нужно обходиться доброжелательно, вежливо.
Однако этот аят ясно указывает, что у всех отношений есть предел. И предел есть то, что если поддержание со своей
семьей таких отношений повлечет за собой то, что Вы подвергнете опасности свои отношения с Аллахом и Его
посланником (салляллаху алейхи уасаллям), предпочтение надо отдать отношениям с Аллахом и Его посланником
(салляллаху алейхи уасаллям) (Магарифуль Коран, том 4, стр.
335).
Этот аят не предполагает, что надо
полностью порвать связь с родителями и членами семьи – немусульманами. На самом деле, Ислам придает особое
значение тому, чтобы с ними поддерживались хорошие отношения, даже если они немусульмане. В Коране Аллах говорит в
суре «Лукман»:
وَوَصَّيْنَا الْإِنْسَانَ بِوَالِدَيْهِ حَمَلَتْهُ أُمُّهُ وَهْنًا عَلَى وَهْنٍ وَفِصَالُهُ فِي عَامَيْنِ أَنِ اشْكُرْ لِي وَلِوَالِدَيْكَ إِلَيَّ الْمَصِيرُ وَإِنْ جَاهَدَاكَ عَلَى أَنْ تُشْرِكَ بِي مَا لَيْسَ لَكَ بِهِ عِلْمٌ فَلَا
تُطِعْهُمَا وَصَاحِبْهُمَا فِي الدُّنْيَا مَعْرُوفًا وَاتَّبِعْ سَبِيلَ مَنْ أَنَابَ إِلَيَّ ثُمَّ إِلَيَّ مَرْجِعُكُمْ فَأُنَبِّئُكُمْ بِمَا كُنْتُمْ تَعْمَلُونَ
Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать
носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих
родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие. А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне
сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй
путем тех, кто обратился ко Мне. Потом вам предстоит вернуться ко Мне, и Я поведаю вам о том, что вы
совершили (Коран, 31:14-
15).
Этот аят – пояснение того аята, что
был приведен в Вашем вопросе. Как определили муфассиры (толкователи Корана):
القرآن يفسر بعضه بعضه
Разные части Корана поясняют друг друга.
Этот аят ясно указывает, что даже если у кого-то родители немусульмане, их дети-мусульмане все же должны
поддерживать с ними хорошие отношения. Однако, как было упомянуто выше, таким отношениям есть пределы. Ваша любовь
к ним не должна быть столь всепоглощающей, что заставит Вас забыть о Ваших отношениях с Аллахом. Если они прикажут
Вам сделать что-либо, что не дозволено в Исламе, Ваши отношения с Аллахом и Его Пророком (салляллаху алейхи
уасаллям) должны быть сильнее. Это значит, что Вы не должны повиноваться своим родителям в этом случае, а должны
повиноваться закону Аллаха.
Так что Вы можете
по-прежнему продолжать заниматься бизнесом с Вашим отцом, матерью или братом. В этом нет греха при условии,
что это не приведет к тому, что Вы станете заниматься деятельностью, которая не дозволена в Исламе. Всегда
относитесь к ним с добротой, уважением и сочувствием, как повелел Коран.
2) Закят обязателен, если Вы владеете количеством нисаба
(приблизительно 715 долларов на сегодняшний день) в виде наличных денег, запаса товаров, драгоценностей
(золото или серебро), или денег, которые Вам задолжали, на период одного лунного года или более. Когда пройдет
один лунный год с того времени, как Вы стали владеть этим количеством, закят станет обязательным для Вас, и эта
обязанность будет повторяться ежегодно, покуда Вы владеете нисабом. Сумма, которую надлежит отдать
в качестве закята, составляет 2,5% в год от стоимости Ваших активов, которые подлежат закяту. Следует
отметить, что сумма нисаба постоянно меняется исходя из цены 612, 36 граммов серебра.
Естественно, ежемесячный доход, который Вы получаете от бизнеса
каждый месяц, составляет часть Ваших наличных денег и подлежит закяту. Однако, если деньги от этого дохода
каждый месяц тратятся на то, чтобы покрыть Ваши расходы на жизнь, тогда они не будут подлежать закяту, так как уже
были потрачены. Конечно, если часть Вашего ежемесячного дохода сберегается каждый месяц, то в этом случае эти
деньги будут подлежать закяту в конце года, когда для вас он станет обязательным. (Запомните, что закят обязателен
после истечения одного года, после того, как Вы стали владельцем нисаба или большего количества имущества – так Вы
определите, когда наступил момент для выплаты закята).
Если Вы должны деньги кредиторам, Вы отнимаете сумму долга от Ваших активов, которые подлежат закяту, и
платите закят после подведения баланса.
А
Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат уль-Улама, Дар уль-Ифта
Перевела:
Fareeda (Q471)
Остались неясности? Вы можете уточнить ответ у Алима

последние Фетвы
- Обязательно ли совершать курбан за Пророка (мир ему и благословение Аллаха)?
- Запрещено ли сбривать волосы другому будучи самому в ихраме?
- Выход из ихрама: допускается ли использование машинки для стрижки?
- Можно ли совершить хадж за умершего, который не завещал этого делать?
- Разрешено ли совершать дополнительную умру после хаджа?