Действителен ли записанный азан?

Вопрос:
В нашей мечети электронный азан, т.е. во время азана включается диск, и так уже несколько лет... Раньше делали
азан братья, кто хочет... Местный муфтий ввел электронный азан, мотивируя это тем, что всякие проходимцы кричат
азан некрасиво (что имело место быть) и пугают людей, а красиво исполненные, мелодичные азаны наоборот расположат
людей к мечети и Исламу в целом...
Дозволен ли шариатом такой азан? Будет ли он кабуль? Стоит ли делать дуа после такого азана? Как изменить это?
(Россия)
Во имя Аллаха
Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Азан — одна из самых
отличительных черт Ислама. Вне всякого сомнения, чрезвычайно важно оглашать азан приятным тембром с правильным
произношением. В какой бы стране мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, к какой бы национальности ни
принадлежали и где бы ни находились, мы, мусульмане, везде произносим одни и те же слова азана. На самом деле,
согласно некоторым исследованиям, если учесть азаны всего мира, то едва существует даже мгновение, в котором бы не
звучал азан. Далее привожу интересную статью для разъяснения этого удивительного чуда
азана:
Всемирный азан
Переведено из журнала Надват-уль- Улама
Азан — потрясающее средство провозглашения Единственности Всемогущего Аллаха и великой миссии Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям).
Звук азана постоянно раздается по всему земному шару и не утихает ни на один миг. Это может показаться удивительным и странным, но это установленный факт. Взгляните на карту мира и найдите на ней Индонезию, находящуюся на юго-востоке Азии. Эта мусульманская страна состоит из огромного количества небольших островов, из которых выделяются Ява, Суматра, Калимантан и Сулавеси. Это самая большая исламская страна мира со 180 млн. жителей. Процент немусульман в данном государстве относительно низок.
Как только на Сулавеси забрезжит рассвет, примерно в 5:30 по местному времени начинается азан на утренний намаз. Тысячи муэдзинов восточной Индонезии начинают провозглашать таухид (Единственность) Всезнающего Аллаха и рисалят (всемирную посланническую миссию) Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям).
Далее азан один за другим подхватывают другие острова Индонезии вплоть до самого ее запада. Разница во времени между восточными и западными островами Индонезии составляет полтора часа. Соответственно, завершившийся полтора часа назад азан на Сулавеси продолжается в Джакарте, на острове Ява, и далее его подхватывают муэдзины Суматры. Еще до завершения этого благословенного действия в Индонезии, азан начинают провозглашать в Малайзии. На очереди — Бирма, и через час после азана в Джакарте он звучит в Дакке, столице Бангладеша. Звуки азана еще раздаются в Бангладеше, а его уже подхватывают муэдзины Индии, и он звучит от Калькутты до Шринагара. Азан доходит до Бомбея, и вот уже по всей Индии прозвучал этот благородный глас.
Азан в городе Сиялкот, расположенном на северо-востоке Пакистана, совпадает по времени с азаном в индийском Шринагаре. Разница во времени между пакистанскими городами Сиялкот, Кота, Карачи и Говадар составляет 40 минут, и все это время азан звучит на территории Пакистана. К тому моменту, как последний пакистанский муэдзин произнесет последний звук азана, великий глас уже будет звучать в Афганистане и Омане. Разница во времени между столицей Омана и Багдадом составляет один час. В этот час азан прозвучит в священных городах Мекка и Медина, а также пройдет по Йемену, Арабским Эмиратам, Кувейту и Ираку. Между Багдадом и египетской Александрией разница во времени тоже составляет один час. За этот час азан провозгласят в Сирии, Египте, Сомали и Судане. Александрия расположена на той же географической долготе, что и Стамбул, а разница во времени между востоком и западом Турции составляет полтора часа. Все это время турецкие муэдзины будут один за другим подхватывать азан.
В Триполи, столице Ливии, рассвет начинается на час позже, чем в Александрии. Соответственно, этот час становится часом азана почти для всей Африки. Таким образом, провозглашение Единственности Аллаха и пророческой миссии Мухаммада (салляллаху алейхи уа саллям), начавшееся на восточных островах Индонезии, доходит до восточного побережья Атлантического океана через 9,5 часов.
Еще до того, как утренний азан дойдет до берегов Атлантики, в восточной Индонезии начнется полуденный азан. Не успеет он зазвучать в Дакке, как уже начнется предвечерний азан на Сулавеси. Едва тот дойдет через полтора часа до Джакарты, как на востоке Индонезии настанет время вечернего намаза. Не успеет время этого намаза начаться на Суматре, как на востоке зазвучит ночной азан! А когда индонезийские муэдзины приступят к утреннему азану следующего дня, в это время африканские муэдзины все еще будут оглашать азан на ночной намаз.
Если мы серьезно и внимательно задумаемся над этим феноменом, мы придем к удивительному выводу о том, что не существует ни единого мгновения, когда бы тысячи, а то и сотни тысяч муэдзинов не провозглашали по всему миру Единственность Всемогущего Аллаха и великую миссию благородного Пророка (салляллаху алейхи уа саллям)! Иншааллах, это глобальное и беспрерывное оглашение азана не закончится вплоть до Судного Дня. И нам всем нужно вознести об этом дуа, АМИНЬ!
Звук, воспроизводимый посредством электронного устройства — такого, как CD-плеер, не является настоящим голосом человека. Поэтому азан, проигрываемый с компакт- диска, не является действительным. Необходимо, чтобы человек провозглашал азан своим собственным голосом. Именно по этой причине факихи сформулировали правила в отношении того, кто может давать азан, то есть может ли его произносить человек без вуду или в состоянии джанабы и т.д. Если б не было необходимости в оглашении азана непосредственно самим человеком, то факихи и не обсуждали бы различные правила, касающиеся того, кто оглашает азан.
Более того, даже эхо от голоса человека не признается факихами, то есть оно не может установить какое бы то ни было правило по шариату. Если сравнивать эхо с записанным голосом, то, как разъясняют эксперты, оно является более чистой формой звука. Даже несмотря на это, факихи постановили, что эхо никаким образом не может установить правила шариата. Например, в случае саджды тилавата, когда человек не слышит настоящего голоса того, кто произнес аят саджды, но при этом слышит эхо его голоса, то в этом случае нет необходимости в совершении саджды тилавата, поскольку истинного голоса он не слышал. У Тахтави, а также в других книгах по исламскому праву указывается:
Если эхо, более чистая форма звука, не признается, то никаким образом не может признаваться и записанный голос. Поэтому было постановлено, что заранее записанный азан не признается действительным. Ответ на такой азан не является необходимым, и чтение дуа после такого азана не является сунной, поскольку он не признается в качестве азана на намаз. Ответ на азан и произнесение дуа после азана предписаны для настоящего, подлинного азана, провозглашаемого человеком.
Необходимо, чтобы азан произносился человеком, и эту практику необходимо восстановить как можно быстрее после консультаций с местными властями и председателями мечети в отношении того, как урегулировать данный вопрос. Не приемлемо для мечети продолжать свою деятельность без правильного азана. Нужно попросить уважаемого и образованного человека разъяснить это муфтию.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта

Словарь
Статьи
Биографии
В истории человечества всегда встречались люди, посвящавшие свою жизнь общественно-религиозному преобразованию своих народов. Такие люди постоянно появлялись по всему свету. Если с... Подробнее →
Книги

190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →