Допустимо ли совершать намаз при желании справить нужду?
Вопрос:
Ассаламалейкум! Я в Исламе почти год, поэтому не особо знакома с законами Шариата, и, видимо, буду часто вас спрашивать о чем-либо. Пожалуйста, ответьте на несколько моих вопросов. Однажды я опоздала на намаз, и после завершения молитвы пообещала кое-что, но я не помню точно свое обещание дословно. Обещала ли я стараться совершать намаз с наступлением его времени, либо обещала вообще не опаздывать на намаз. Как мне быть? Как поступать в таком случае? Могу ли я взять это обещание обратно и дать ее заново? Мне немного стыдно это писать. Наверно это неправильно. Просто время Зухр начинается еще когда я в школе. И совершить его получается только придя домой, и частенько я встаю на Зухр не пообедав. А не так давно я узнала, что Пророк (саллаху алейхи вассалям) сказал, что нельзя вставать на намаз голодным и так далее. Но как бы моя клятва. Что мне сделать? И что делать если ты не помнишь что пообещала?
И есть у меня еще неприятный момент. У меня недержание на психологической основе. То есть когда я волнуюсь, я хочу в уборную. До того как я встаю на намаз, я иду в уборную, делаю омовение, встаю на намаз, и волнуюсь каждый раз, и опять хочется в уборную. Я вначале думала, что это от шайтана, либо со мной что-то не так, но потом я поискала в интернете и узнала, что это один из видов недержания. То есть сдерживаться во время намаза мне прощается? И как долго мне это будет прощаться? Просто я немного побаиваюсь принимать еще какие-нибудь лекарства, так как у меня токсический зоб.
И еще одно. Впереди Рамадан. Хочу держать пост. В прошлом году я приняла Ислам в месяц Рамадан и хотела еще и пост держать, но мне стало плохо, сердце бешено билось, потели руки меж пальцев, во время намаза мне тоже было плохо. Но я не могу сказать, что у меня не получалось держать пост, получалось, мне есть и не хотелось особо. Иногда хотелось, ну как у обычного человека. Просто меня сердце мучило. И когда уже можно было кушать, я не могла. Я была полностью истощена как будто. У меня сил не было. Но и голода особо не было. После этого мне родители запретили поститься. Но в этот раз я опять хочу попробовать. Как поступить? Можно ли? И как правильно поститься? Спасибо заранее. (Азербайджан)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Да дарует Вам Аллах крепкое здоровье, сохранит вас в истикаме и сделает все для вас легким.
В вопросе вы упомянули про свое обещание. Если это было всего лишь обещание, а не клятва именем Аллаха, например, вы не сказали: «валлахи, я не буду опаздывать», то тогда каффары (искупления) не требуется. Однако вы всегда должны стараться сдерживать свои обещания, в том числе те, которые вы дали себе и Аллаху. Если вы не выполните свое обещание, то подайте небольшую милостыню и используйте это как возможность сдержать свое обещание или выполнить его лучшим образом в будущем. То что вы чувствуете себя виноватой и продолжаете сохранять свою решимость улучшить свой намаз является признаком имана.
Что касается упомянутого вами хадиса, в котором Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) не рекомендовал совершать намаз кому-либо, когда он голоден, а еда уже готова или когда ему срочно нужно в туалет, то этот хадис записан в Сахих Муслим, а также в других сборниках хадисов.
Аиша (радиаллаху анха) передает, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:
لا صلاة بحضرة الطعام، ولا هو يدافعه الأخبثان
«Нет молитвы, если подана еда, и нет молитвы, если человек борется с желанием справить нужду».
(Сахих Муслим, 560)
Ученые разъяснили, что человек может оказаться в одной из трех ситуаций.
а) Чувство голода или желание облегчиться не сильные. Это как обычно бывает, но не настолько сильно, чтобы отвлекать от намаза. В этом случае человек должен сначала помолиться, особенно если уже совершается коллективная молитва (джама'ат намаз) или время для намаза осталось немного.
б) Чувство голода или желание облегчиться неотвязны, но это не сильно снижает концентрацию в намазе. Позыв может возникнуть во время намаза, но совершающий его может быстро вернуть свою концентрацию. В этом случае, если в данный момент не совершается намаз с джамаатом или время для молитвы не настолько ограничено, что, если он справит нужду или утолит голод, то пропустит ее, то в таком случае для него будет лучшим удовлетворить свою потребность, а затем совершить намаз с полной концентрацией и отдачей.
в) Чувство голода или желание облегчиться настолько сильны, что человек вообще не может сосредоточиться на намазе. Скорее, сильное желание заставляет его спешить в молитве, что серьезно подрывает его концентрацию и преданность. В этом случае совершать намаз в таком состоянии недопустимо (макрух тахриман), и следует сначала удовлетворить свою потребность, а затем помолиться, поскольку намаз совершаемый нисколько не сосредоточившись подобен телу без души.
Ваша ситуация с недержанием мочи относится к первому или второму типу. В таком состоянии нет запрета на совершение намаза, и это прощается в виду вашего положения. Мы молим Аллаха дать вам полное шифа от вашего недуга, включая токсический зоб. Амин.
В виду вашей болезни и подобного состояния вы освобождаетесь от поста. Вам не следует поститься в таком положении, поскольку это отрицательно сказывается на вашем здоровье. Аллах сказал в Коране о посте:
فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ
«Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения».
(Коран, 2:185)
До тех пор, пока вы не сможете соблюдать пост без негативного воздействия на свое здоровье, вам следует отложить его до наступления тех дней, когда вам будет легко сделать каза поста. Например, зимой, когда дни короче. Ваше здоровье это аманат (вверенное на хранение) от Аллаха, и вы также должны позаботиться об этом.
А Всевышний Аллах знает лучше.
Сухайл Тармахомед
Отдел фетв (Сиэтл, США)
Q730
Словарь
Статьи
Биографии
Мухаммад Хифзуррахман (1901–1962) родился в небольшом городе под названием Сеохара (Биджнор, Уттар-Прадеш, Индия). В отличие от своих братьев, получивших западное о... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →