Как держать руки в намазе?
Вопрос: Ассаламу алейкум! Почему шииты опускают руки, когда молятся? Как делал наш Пророк (с.а.с.) намаз: опускал руки или скрещивал их на животе? Прошу Вас обьяснить мне все тонкости этого вопроса! ДжазакаЛлаху Хайран! (Россия, Кабардино-Балкария)
Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Большинство шиитов не являются мусульманами. Поэтому то, как они исполняют свои молитвы, не имеет значения для мусульман.
Существует большое количество хадисов пророка ﷺ, доказывающих, что он смыкал руки во время намаза. Некоторые хадисы указывают на то, что при совершении намаза посланник Аллаха ﷺ смыкал руки под пупком. Другие хадисы указывают на то, что он смыкал их под грудью, чуть выше пупка. Все эти хадисы приемлемы, и все способы смыкания рук разрешены, то есть разрешается смыкать руки под грудью (чуть выше пупка), а также разрешается смыкать их ниже пупка.
По мнению имама Шафии (милость ему Аллаха), предпочтительным является смыкание рук под грудью. Тех же взглядов придерживался имам Малик (милость ему Аллаха) в отношении нафль-намазов. Данное мнение поддерживается хадисом Ваиля ибн Худжара (да будет доволен им Аллах). Он сказал:
Я молился с пророком ﷺ, и он положил правую руку поверх левой под грудью. (Кувейтская энциклопедия исламского права. – Изд. Дар-ус-сафва. – Том 27, стр. 87)
وذهب الشافعية إلى أنه يسن وضع اليدين تحت الصدر وفوق السرة، وهو مذهب المالكية في القبض في النفل، لحديث وائل بن حجر: صليت مع النبي صلى الله عليه وسلم ووضع يده اليمنى على يده اليسرى على صدره قالوا: أي آخره فتكون اليد تحته بقرينة رواية (تحت صدره) ، والحكمة في جعلهما تحت صدره: أن يكون فوق أشرف الأعضاء وهو القلب، فإنه تحت الصدر
قال الإمام: والقصد من القبض المذكور تسكين الجوارح، فإن أرسلهما ولم يعبث بهما فلا بأس، كما نص عليه في الأم
По мнению имамов Абу Ханифы и Ахмада ибн Ханбаля (милость им Аллаха), предпочтительным является смыкание рук под пупком.
ذهب الحنفية والحنابلة إلى أن مكان وضع اليدين تحت السرة، فيسن للمصلي أن يضعهما تحت سرته، لقول علي - رضي الله عنه -: من السنة وضع الكف على الكف تحت السرة. قال الحنابلة: ومعنى وضع كفه الأيمن على كوعه الأيسر وجعلها تحت سرته أن فاعل ذلك ذو ذل بين يدي ذي عز، ونقلوا نص الإمام أحمد على كراهة جعل يديه على صدره. لكن الحنفية خصوا هذا بالرجل، أما المرأة فتضع يدها على صدرها عندهم
Данное мнение поддерживается хадисом Али (да будет доволен им Аллах):
Сунной является положить правую руку поверх левой ниже пупка.
Другим хадисом в пользу данного мнения тоже служит хадис Ваиля ибн Худжара (да будет доволен им Аллах). Он сказал:
Я видел, что пророк ﷺ, будучи в намазе, положил правую руку поверх левой ниже пупка. (Ибн Аби Шейба. Мусаннаф. – Хадис 3959)
Учитель наших учителей, великий хадисовед и мухаккик Мухаммад Аввама, в настоящее время проживающий в Лучезарной Медине, в своих подстрочных комментариях к сборнику «Мусаннаф» имама Ибн Аби Шейбы (милость ему Аллаха) дал подробную информацию о данном хадисе, указав причины его достоверности и приведя постановления ведущих хадисоведов в отношении достоверности данного хадиса. Автор комментария доказывает, что хадис о смыкании рук ниже пупка является наиболее достоверным по сравнению с остальными хадисами. (См. Ибн. Аби Шейба. Мусаннаф /с тагликом Мухаммада Аввамы. – Изд. Дар-уль-Кибла (Джидда), Муассат улум-иль-Коран (Дамаск), Дар Куртуба (Ливан). – Том 3, стр.320)
Примечание. Приведенное выше обсуждение касается намаза мужчин. Что касается женщин, во время намаза им следует сложить руки на груди.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Словарь
Статьи
Биографии
«За последние пять веков исламской истории еще не было ни одной личности, подобной маулане Кашмири» (Мухаммад Икбаль). Разве найдется тот, кто смог бы объяснить превосходст... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →