Как заключенным следует совершать намаз, если нет возможности молиться в установленное время?
Вопрос: Разъясните, пожалуйста, как следует заключенным совершать намаз, если нет возможности молиться в установленное время? Можно ли сокращать или объединять молитвы? Прошу ответить в соответствии с мазхабом Абу Ханифы и предоставить доводы из Корана и Сунны (Москва, Россия)
Во имя Аллаха Милостивого и
Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Уважаемая сестра, насколько я понял из
Вашего вопроса, а также из нашего разговора в Москве, заключенные испытывают трудности со своевременным
исполнением намаза из-за установленного в тюрьмах распорядка дня. Соответственно, возникает вопрос о возможности
объединения обязательных (фард) намазов посредством их поочередного исполнения в одно и то же время.
Ответ
заключается в том, что, несмотря на ограничения, диктуемые обстоятельствами, заключенным нельзя объединять намазы,
откладывая исполнение одного из фард-намазов и совершая его позже положенного для него времени. Также не
разрешается исполнять намаз раньше времени. У каждого фард-намаза есть свое определенное время, которым
нельзя пренебрегать. Аллах говорит в Священном Коране:
Воистину, намаз предписан верующим в определенное время
(Коран, сура 4 «Женщины», аят 103).
Приведенный аят Корана четко проясняет тот факт, что у каждого фард-намаза имеется свое установленное время. Нельзя объединять один фард-намаз с другим вне предписанного для него времени, за исключением нескольких особых случаев, о которых говорится в хадисах, а именно:
- во время хаджа в долинах Муздалифа и Арафат (согласно ханафитскому мазхабу);
- специалисты по исламскому праву других мазхабов допускали объединение намазов также и в
других случаях, о которых говорится в хадисах: во время ливня, в случае нахождения в пути (сафар) и при
болезни.
Таким образом, объединение намазов вследствие имеющихся в тюрьме ограничений во времени недопустимо и является большим грехом. Как передается от саидуны Умара бин Аль-Хаттаба (радиаллаху анху), он запретил совершение двух намазов в одно время (без уважительных причин, указанных в хадисах) и считал это большим грехом («Муватта» имама Мухаммада, том 1, стр.572).
Еще один хадис, дополнительно устанавливающий запрет на объединение намазов при отсутствии указанных в хадисах уважительных причин, – это повествование, записанное имамом Бухари в сборнике «Сахих» (хадис 1682). В нем приводятся слова саидуны Ибн Мас’уда (радиаллаху анху): «Никогда не видел, чтобы Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) совершал намаз вне предписанного времени за исключением магриба и иши, и фаджра» (все они совершались в Муздалифе – см. Насаи, том 2, стр.44).
Данный хадис показывает, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) никогда не совершал намаз вне положенного времени за исключением нескольких особых случаев в его жизни, о которых говорится в хадисе.
В хадисе не говорится о возможности объединения намазов в случае тюремного заключения. Отсюда становится ясно, что заключенный не может объединять намазы, исполняя их в одно и то же время. Соответственно, заключенным нельзя объединять намазы.
Есть несколько допущений, которые может использовать заключенный для своевременного совершения намаза в тюрьме:
а) Если времени мало, заключенные могут ограничиться фард-намазом (без сунна-намазов), но его нужно совершать в положенное для него время.
б) Они могут совершить два намаза один за другим (например, зухр и аср, а также магриб и иша), исполнив первый намаз в конце положенного для него времени, а второй – сразу после начала его времени. Так они смогут исполнить каждый намаз в положенное для него времени (то есть первый намаз окажется совершенным прямо перед окончанием своего времени, а второй намаз будет исполнен в самом начале своего времени). Например, зухр можно исполнить за несколько минут до окончания времени для зухр-намаза, а аср – сразу же после начала аср-времени. То же самое можно сделать при совершении магриб- и иша-намазов.
Да примет Аллах Ваши старания! Да направит Аллах заключенных верным путем, и да облегчит Он им все! Аминь.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Джамиат уль-Улама, Дар уль-Ифта
Перевел: Timur (Q475 )
Словарь
Статьи
Биографии
Имам Дар-уль-Хиджра, Имам Лучезарной Медины – так величали имама Малика (рахматуллахи алейхи). Будучи великим мухаддисом и муджтахидом, имам Малик был также известен своим ... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →