О времени намаза установленном Духовным управлением мусульман Крыма

Вопрос:
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух. Хотелось бы задать вопрос, вместе с тем получить совет, как нам поступать относительно нашей проблемы. Попытаюсь раскрыть сущность вопроса.
Я являюсь жителем Крыма, наш народ уже на протяжении более 700 лет является последователями Ислама (ранее следующими мазхабу имама Абу Ханифы). В Крыму никогда не возникало проблем с наступлением времен намаза из-за географического расположения, – у нас не бывает белых ночей, солнце на протяжении года восходит и заходит. Даже в самый длинный летний день полный мрак (т. е. время иша-намаза) длится на протяжении более 3 часов (около 3,5 ч).
Зимой же время ночи увеличивается до 12 часов. В среднем получается около 8 часов.
До недавнего времени (до 2012) года, наше Духовное управление выпускало календари (с расписанием намаза), которые совпадали с вычислениями Muslim World League, опиравшимися на астрономические наблюдения за передвижением солнца (возможно, с некоторыми небольшими погрешностями).
К сожалению, в Крыму не очень большое количество мусульман посещают мечети на пятикратную молитву (на иша-намаз, в частности), однако во время рамадана на таравих-намаз мечеть начинают посещать люди пожилого возраста, и во многих мечетях совершается данный намаз.
С 2012 года наше Духовное управление начало выпускать новые календари с расписанием намазов, где сократили время, отведенное на магриб (на него оставили ровно 1 час 20 минут в течение всего года) и фаджр-намаз: в результате в летнее время иша-намаз стал наступать на 40–50 минут раньше, а фаджр – на 40–50 минут позже. Причиной такого сокращения времени магриб- и фаджр-намаза и увеличения времени иша до 5 часов послужило то, что в летнее время посетителям мечетей тяжело читать таравих-намаз в столь позднее время, и они не высыпаются, а это приводит к трудностям в мирской жизни. Так, например, если следовать старым календарям, иша в самые длинные дни лета наступает в 22:45, а согласно новым календарям – в 21:55.
Поначалу на вопросы, что послужило причиной изменения времени намаза, муфтият отвечал, что они перешли от мнения Абу Ханифы относительно времени иша-намаза, к мнению его учеников и других имамов. Однако летом стало ясно, что краснота солнечной зари не исчезает. Тогда они сказали, что их расписание не опирается на положение солнца: свое мнение они обосновывают пока лишь тем, что мусульмане должны следовать им.
Что касается тех, кто посещает мечеть в течение всего года, то у мусульман, по большому счету, нет проблем: мы совершаем намаз в соответствии с расчетами Muslim World League. Однако проблемы возникают в рамадан, когда мечеть начинают посещать те, кто в мечеть в другое время не ходил.
И еще: проблема также возникает со временем начала фаджр-намаза, а следовательно со временем начала поста. Дело в том, что, согласно новым графикам, время фаджра в длинные летние дни наступает на 50 минут позже (то есть когда фаджр-садык давно уже сверкает на горизонте). Есть люди, которые во время рамадана не обращают внимания на фаджр-садык, и, следуя новому графику, не начинают поститься, а продолжают кушать.
И напоследок: проблема еще в том, что данный график они составили на весь год, и если зимой разница во времени незначительна (5–10 минут), то весной она ощутима (около 20 минут), в то время как на иша-намаз мы имеем 6–7 часов.
Теперь мой вопрос: насколько допустимо данное изменение времени магриб-, иша- и фаджр-намазов в тех местах, где признаки всех намазов наступают, и на каждый намаз мы имеем достаточное время, чтобы полноценно его совершить?
Что нам делать в этом положении:
– следовать Духовному управлению и совершать иша-намаз до исчезновения красноты шаффака и продолжать есть (во время рамадана), несмотря на наступление фаджра?
– или следовать другим календарям, составленным, исходя из положения солнца?
Что делать тем людям, которые, следуя новым календарям, читают иша-намаз до исчезновения красноты и не начинают поститься, несмотря на появление фаджра? Нужно ли им возмещать пост и намаз?
На этом все. Жду ответа и совета. Ассаламу алейкум уа рахматуллах. (Старый Крым)
Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Изначальное и предпочтительное мнение ханафитского мазхаба заключается в том, что время иша-намаза начинается после исчезновения белизны на горизонте после заката. (Сарахси. Мабсут. – Том 1, стр. 145)
После захода солнца на горизонте поначалу присутствует краснота. Через некоторое время она исчезает и заменяется белизной. Когда белизна на горизонте исчезает, небо становится совершенно темным. Согласно мнению имама Абу Ханифы (милость ему Аллаха), в это время начинается иша. В обычных обстоятельствах именно такому подходу следуют ханафиты. Данное мнение разделяли такие сподвижники, как Абу Бакр, Аиша и Абдулла ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах).
Согласно мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада (милость им Аллаха) – двух непосредственных учеников имама Абу Ханифы, иша начинается после исчезновения на горизонте красноты (то есть еще до того, как исчезнет белизна). Данного мнения придерживался имам Шафии (милость ему Аллаха), а также такие сподвижники, как Умар, Али и Абдулла ибн Масуд (да будет доволен ими Аллах). (Сарахси. Мабсут. – Том 1, стр. 146)
То есть, по мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада (милость им Аллаха), иша наступает значительно раньше, чем по мнению, предпочитаемому имамом Абу Ханифой (милость ему Аллаха).
Если говорить о новом времени иша, установленном ДУМ, то, основываясь на мнении указанных сподвижников, а также двух учеников имама Абу Ханифы (милость ему Аллаха), разрешается исполнять иша-намаз после исчезновения красноты на горизонте.
В классических ханафитских книгах есть примеры, когда применяется мнение имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, в случае с поздним наступлением иша-времени. (Сарахси. Мабсут. – Том 1, стр. 146)
Поэтому у исполняющих иша-намаз по новому времени ДУМ намаз будет действительным, и повторять им его не требуется.
Но нужно отметить, что фиксированное установление иша-времени через 1 час 20 минут после заката в течение всего года является неверным, если только вычисления, проведенные во всех временах года, не показали, что краснота на горизонте всегда исчезает в пределах 1 часа 20 минут после захода солнца. Проведение таких вычислений имеет большое значение, поскольку у каждой географической местности – свои особенности, и время исчезновения красноты на горизонте может отличаться в разных местах и в разные времена года.
И если обнаружилось, что в Крыму краснота на горизонте действительно во все дни года исчезает в течение 1 часа 20 минут, то в этом случае нет ничего плохого в установлении иша-времени на фиксированной отметке 1 час 20 минут после магриба.
Если говорить о фаджр-времени, то оно наступает с появлением белой «нити» на горизонте, то есть на рассвете. Имам Сарахси (милость ему Аллаха) приводил следующие слова имама Мухаммада (милость ему Аллаха):
Фаджр-время начинается с момента горизонтального рассвета, появляющегося на горизонте до восхода солнца. (Сарахси. Мабсут. – Том 1, стр. 141)
Далее он говорил:
Под истинным рассветом подразумевается горизонтальная белая «нить», появляющаяся на горизонте. Фаджр-время не наступает до этого момента (даже когда появляется зодиакальный свет), и постящемуся не запрещается есть до наступления (истинного) рассвета. Это основано на словах Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Пусть вертикальный рассвет (зодиакальный свет) не вводит вас в заблуждение (будто рассвет наступил). Продолжайте есть и пить до появления горизонтального света». (Сарахси. Мабсут. – Том 1, стр. 141)
Из указанного хадиса очевидно, что фаджр-время начинается с рассвета, и ровно в тот же момент наступает время для поста. Поэтому, если человек будет есть и пить после рассвета, его пост не будет действителен.
Если время, установленное ДУМ для начала поста, позже данного момента, то это ошибка. Пост тех, кто будет следовать такому расписанию, недействителен, и его нужно будет повторить. Аллах ясно говорит о времени поста в следующем аяте Корана:
Ешьте и пейте, пока белая нить рассвета не отличится от черной; после чего поститесь до ночи.
(Коран, 2:187)
Вам и другим ответственным братьям рекомендую в первую очередь физически отследить время рассвета и сверить его с расписанием ДУМ. Если окажется, что ДУМ ошиблось при установлении фаджр-времени и момента начала поста, вам нужно уважительным образом обратиться по этому поводу к ДУМ для решения сложившейся ситуации.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Перевел: Timur (Q537)

Словарь
Статьи
Биографии
Это история праведника, исламского мистика и правоведа, интеллектуала и аскета Салмана Персидского. Он вырос в персидской деревне Джаян близ города Исфахан. Его отец был старостой ... Подробнее →
Книги

190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →