О времени намаза установленном Духовным управлением мусульман Крыма
Вопрос:
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух. Хотелось бы задать вопрос, вместе с тем получить совет, как нам поступать относительно нашей проблемы. Попытаюсь раскрыть сущность вопроса.
Я являюсь жителем Крыма, наш народ уже на протяжении более 700 лет является последователями Ислама (ранее следующими мазхабу имама Абу Ханифы). В Крыму никогда не возникало проблем с наступлением времен намаза из-за географического расположения, – у нас не бывает белых ночей, солнце на протяжении года восходит и заходит. Даже в самый длинный летний день полный мрак (т. е. время иша-намаза) длится на протяжении более 3 часов (около 3,5 ч).
Зимой же время ночи увеличивается до 12 часов. В среднем получается около 8 часов.
До недавнего времени (до 2012) года, наше Духовное управление выпускало календари (с расписанием намаза), которые совпадали с вычислениями Muslim World League, опиравшимися на астрономические наблюдения за передвижением солнца (возможно, с некоторыми небольшими погрешностями).
К сожалению, в Крыму не очень большое количество мусульман посещают мечети на пятикратную молитву (на иша-намаз, в частности), однако во время рамадана на таравих-намаз мечеть начинают посещать люди пожилого возраста, и во многих мечетях совершается данный намаз.
С 2012 года наше Духовное управление начало выпускать новые календари с расписанием намазов, где сократили время, отведенное на магриб (на него оставили ровно 1 час 20 минут в течение всего года) и фаджр-намаз: в результате в летнее время иша-намаз стал наступать на 40–50 минут раньше, а фаджр – на 40–50 минут позже. Причиной такого сокращения времени магриб- и фаджр-намаза и увеличения времени иша до 5 часов послужило то, что в летнее время посетителям мечетей тяжело читать таравих-намаз в столь позднее время, и они не высыпаются, а это приводит к трудностям в мирской жизни. Так, например, если следовать старым календарям, иша в самые длинные дни лета наступает в 22:45, а согласно новым календарям – в 21:55.
Поначалу на вопросы, что послужило причиной изменения времени намаза, муфтият отвечал, что они перешли от мнения Абу Ханифы относительно времени иша-намаза, к мнению его учеников и других имамов. Однако летом стало ясно, что краснота солнечной зари не исчезает. Тогда они сказали, что их расписание не опирается на положение солнца: свое мнение они обосновывают пока лишь тем, что мусульмане должны следовать им.
Что касается тех, кто посещает мечеть в течение всего года, то у мусульман, по большому счету, нет проблем: мы совершаем намаз в соответствии с расчетами Muslim World League. Однако проблемы возникают в рамадан, когда мечеть начинают посещать те, кто в мечеть в другое время не ходил.
И еще: проблема также возникает со временем начала фаджр-намаза, а следовательно со временем начала поста. Дело в том, что, согласно новым графикам, время фаджра в длинные летние дни наступает на 50 минут позже (то есть когда фаджр-садык давно уже сверкает на горизонте). Есть люди, которые во время рамадана не обращают внимания на фаджр-садык, и, следуя новому графику, не начинают поститься, а продолжают кушать.
И напоследок: проблема еще в том, что данный график они составили на весь год, и если зимой разница во времени незначительна (5–10 минут), то весной она ощутима (около 20 минут), в то время как на иша-намаз мы имеем 6–7 часов.
Теперь мой вопрос: насколько допустимо данное изменение времени магриб-, иша- и фаджр-намазов в тех местах, где признаки всех намазов наступают, и на каждый намаз мы имеем достаточное время, чтобы полноценно его совершить?
Что нам делать в этом положении:
– следовать Духовному управлению и совершать иша-намаз до исчезновения красноты шаффака и продолжать есть (во время рамадана), несмотря на наступление фаджра?
– или следовать другим календарям, составленным, исходя из положения солнца?
Что делать тем людям, которые, следуя новым календарям, читают иша-намаз до исчезновения красноты и не начинают поститься, несмотря на появление фаджра? Нужно ли им возмещать пост и намаз?
На этом все. Жду ответа и совета. Ассаламу алейкум уа рахматуллах. (Старый Крым)
Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Изначальное и предпочтительное мнение ханафитского мазхаба заключается в том, что время иша-намаза начинается после исчезновения белизны на горизонте после заката. (Сарахси. Мабсут. – Том 1, стр. 145)
После захода солнца на горизонте поначалу присутствует краснота. Через некоторое время она исчезает и заменяется белизной. Когда белизна на горизонте исчезает, небо становится совершенно темным. Согласно мнению имама Абу Ханифы (милость ему Аллаха), в это время начинается иша. В обычных обстоятельствах именно такому подходу следуют ханафиты. Данное мнение разделяли такие сподвижники, как Абу Бакр, Аиша и Абдулла ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах).
Согласно мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада (милость им Аллаха) – двух непосредственных учеников имама Абу Ханифы, иша начинается после исчезновения на горизонте красноты (то есть еще до того, как исчезнет белизна). Данного мнения придерживался имам Шафии (милость ему Аллаха), а также такие сподвижники, как Умар, Али и Абдулла ибн Масуд (да будет доволен ими Аллах). (Сарахси. Мабсут. – Том 1, стр. 146)
То есть, по мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада (милость им Аллаха), иша наступает значительно раньше, чем по мнению, предпочитаемому имамом Абу Ханифой (милость ему Аллаха).
Если говорить о новом времени иша, установленном ДУМ, то, основываясь на мнении указанных сподвижников, а также двух учеников имама Абу Ханифы (милость ему Аллаха), разрешается исполнять иша-намаз после исчезновения красноты на горизонте.
В классических ханафитских книгах есть примеры, когда применяется мнение имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, в случае с поздним наступлением иша-времени. (Сарахси. Мабсут. – Том 1, стр. 146)
Поэтому у исполняющих иша-намаз по новому времени ДУМ намаз будет действительным, и повторять им его не требуется.
Но нужно отметить, что фиксированное установление иша-времени через 1 час 20 минут после заката в течение всего года является неверным, если только вычисления, проведенные во всех временах года, не показали, что краснота на горизонте всегда исчезает в пределах 1 часа 20 минут после захода солнца. Проведение таких вычислений имеет большое значение, поскольку у каждой географической местности – свои особенности, и время исчезновения красноты на горизонте может отличаться в разных местах и в разные времена года.
И если обнаружилось, что в Крыму краснота на горизонте действительно во все дни года исчезает в течение 1 часа 20 минут, то в этом случае нет ничего плохого в установлении иша-времени на фиксированной отметке 1 час 20 минут после магриба.
Если говорить о фаджр-времени, то оно наступает с появлением белой «нити» на горизонте, то есть на рассвете. Имам Сарахси (милость ему Аллаха) приводил следующие слова имама Мухаммада (милость ему Аллаха):
Фаджр-время начинается с момента горизонтального рассвета, появляющегося на горизонте до восхода солнца. (Сарахси. Мабсут. – Том 1, стр. 141)
Далее он говорил:
Под истинным рассветом подразумевается горизонтальная белая «нить», появляющаяся на горизонте. Фаджр-время не наступает до этого момента (даже когда появляется зодиакальный свет), и постящемуся не запрещается есть до наступления (истинного) рассвета. Это основано на словах Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Пусть вертикальный рассвет (зодиакальный свет) не вводит вас в заблуждение (будто рассвет наступил). Продолжайте есть и пить до появления горизонтального света». (Сарахси. Мабсут. – Том 1, стр. 141)
Из указанного хадиса очевидно, что фаджр-время начинается с рассвета, и ровно в тот же момент наступает время для поста. Поэтому, если человек будет есть и пить после рассвета, его пост не будет действителен.
Если время, установленное ДУМ для начала поста, позже данного момента, то это ошибка. Пост тех, кто будет следовать такому расписанию, недействителен, и его нужно будет повторить. Аллах ясно говорит о времени поста в следующем аяте Корана:
Ешьте и пейте, пока белая нить рассвета не отличится от черной; после чего поститесь до ночи.
(Коран, 2:187)
Вам и другим ответственным братьям рекомендую в первую очередь физически отследить время рассвета и сверить его с расписанием ДУМ. Если окажется, что ДУМ ошиблось при установлении фаджр-времени и момента начала поста, вам нужно уважительным образом обратиться по этому поводу к ДУМ для решения сложившейся ситуации.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл Тармахомед
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Перевел: Timur (Q537)
Словарь
Статьи
Биографии
Саида Фатима (радый Аллаху анха) родилась, когда нашему Пророку (салляллаху алейхи уа саллям) был 41 год, т.е. через год после получения им пророческой миссии. Неко... Подробнее →
Книги
190-страничный сборник из 327 хадисов предназначен в первую очередь для изучающих арабский язык: сообщения в первом его разделе отсортированы по грамматическим...
Подробнее →