Можно ли приобрести автомобиль в лизинг?
Опубликовано: 28 Мая 2012

Вопрос: Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Скажите, можно ли
приобрести автомобиль в лизинг? Будет ли он халяль? (Усть-Каменогорск, Казахстан)
Ответ:
Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!
Покупка автомобиля в лизинг не разрешена в
шариате, поскольку
подразумевает заключение двух сделок в одной. По большому счету, происходит следующее: в заключаемом договоре вы
берете машину в аренду и в том же самом договоре покупаете эту машину. Обычно последний взнос считается покупной
ценой машины.
Саидуна Абдулла бин Мас’уд (радиаллаху анху) сообщал:
نهى رسول الله صلى الله عليه وسلم عن صفقتين في صفقة
واحدة
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) запретил соглашение, подразумевающее две
сделки в одной. («Муснад» Ахмада, хадис 3783)
Имеются альтернативы для покупки машины в рассрочку в соответствии с
шариатом. Предлагаю два варианта:
а) Первый
вариант похож на лизинг и может быть легко включен банками, если те серьезно настроены на подключение исламских
финансовых услуг. Сделка в этом случае имеет следующий вид:
Клиент берет в аренду машину, например, на 60 месяцев, а финансовое
учреждение обещает, что по окончании оплаты за весь срок аренды машина будет передана ему. По окончании оплаты
клиентом аренды за 60 месяцев, финансовое учреждение передает автомобиль клиенту на основании своего обещания. По
шариату обещание не имеет обязательной законной силы, а значит, в качестве сделки рассматриваться не будет.
Соответственно, в договоре будет фигурировать только одна сделка – об аренде. А это приведет к тому, что сделка
будет дозволенной в соответствии с исламским правом.
Альхамдулиллях, мы имели опыт по внедрению данного варианта в одном из ведущих банков ЮАР (First National
Bank), и эта схема успешно работает. Гарантией клиента выступает то, что First National Bank не нарушит своего
обещания и точно передаст машину клиенту по окончании оплаты аренды вследствие того, что банк находится навиду и
не захочет портить себе репутацию.
Такой
вариант может быть применим только общеизвестными финансовыми учреждениями, у которых имеется высокая репутация.
Если клиент вступит в договор по этой схеме с учреждением, не имеющим высокой репутации, он подвергнет себя
большому риску.
б) Второй вариант отличается
от лизинга. Этот вариант носит название «мурабаха» и является более безопасным как для финансиста, так и для
клиента. В целом, эта модель предполагает то, что, если человек хочет купить определенную машину, но при этом не
имеет достаточных средств на ее мгновенную оплату, он обращается к финансовому учреждению или банку за
финансированием. Финансовое учреждение не даст ему денег на покупку, а вместо этого само купит эту машину и
получит ее в собственность. После этого заключается отдельный договор, по которому учреждение продает машину
клиенту по более высокой, но фиксированной цене, которую клиент будет оплачивать в течение установленного
срока.
Такая схема будет дозволена,
если финансовое учреждение не ставит условием то, что оно покупает автомобиль при условии, что клиент обязан его
купить. Если поставить такое условие, это приведет к тому, что оба соглашения (покупка машины учреждением и
последующая продажа ее клиенту) будут связаны друг с другом, то есть две сделки будут заключены в одной. Как
разъяснялось ранее, хадис запрещает заключение двух сделок в
одной.
Поэтому в случае выбора этого варианта
нужно убедиться, что обе сделки не связаны друг с другом. Если учреждение купит машину, оно не может заставить
клиента немедленно выкупить ее. У клиента должен быть выбор: покупать или не покупать. Если он согласится на
покупку машины по цене, предлагаемой финансовым учреждением, то только в этом случае вторая сделка вступит в силу.
То есть, в целом, это будут две различные сделки.
А Аллах знает лучше.
Уассалам.
Муфтий Сухайл
Тармахомед
Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта
Остались неясности? Вы можете уточнить ответ у Алима

последние Фетвы
- Запрещено ли сбривать волосы другому будучи самому в ихраме?
- Выход из ихрама: допускается ли использование машинки для стрижки?
- Можно ли совершить хадж за умершего, который не завещал этого делать?
- Разрешено ли совершать дополнительную умру после хаджа?
- Можно ли читать в обязательных намазах дополнительные дуа?